ЦЕЛИ: знать основные черты романтизма как метода уметь найти их в произведении
ЭПИГРАФ: В произведениях Гофмана есть чистота, есть красота действительная,
истинная, присущая человеку.
Ф.М.Достоевский
- Сообщение темы.
- Сегодня мы продолжаем разговор о романтизме как творческом методе. Посмотрите на тему нашего урока. Дома вы прочли замечательную сказку Гофмана «Золотой горшок», о которой мы сегодня и побеседуем.
- Теоретический блок.
- Давайте вспомним то, что мы знаем о романтизме как творческом методе. Посмотрите на текст на ваших партах. Прочтите его. Всё ли верно? Исправьте ошибки.
Романтизм – непродуктивный творческий метод, утверждающий единство идеального и материального в мире (так называемое двоемирие) и их противоборство как основы развития бытия. Романтический герой – исключительный характер в типичных обстоятельствах, часто противопоставляющий себя обществу обывателей. Основной эстетический принцип творческого метода – романтическая сатира. Способ создания двоемирия – введение фантастики… |
- Сколько ошибок вы заметили? (4) Какие?
(1)- Что значит продуктивный творческий метод?
(2)- Что стоит понимать под исключительными обстоятельствами? А какой характер является исключительным?
(3)- Что такое романтическая ирония?
(4)- Какими ещё способами может быть создано двоемирие в романтическом произведении?
- Что ещё вы могли бы добавить об этом методе?
- Целеполагание.
- Отталкиваясь от результатов своей работы и темы урока, сформулируйте цель своей работы на уроке. Запишите её.
- Сравните с моими целями:
- знать особенности метода;
- уметь выделить их в произведении.
- Сведения об авторе сказки. Биографический комментарий.
- Что известно вам об авторе сказки, Э.Т.А.Гофмане?
Жил в Германии. Служил чиновником в судебном ведомстве. Обладал разными дарованиями: автор первой романтической оперы «Ундина» и других музыкальных произведений, художник, расписывавший церкви и рисовавший карикатуры, писатель-романтик. Первое произведение-новелла «Кавалер Глюк» написано, когда автору было уже 32 года. «Золотой горшок» создан в 1814 году 38-летним Гофманом. Писал романы, новеллы, сказки. Признание пришло к автору уже после его смерти и не в родной Германии, а в других странах.
- Какие его произведения вам известны? ( роман «Житейские воззрения кота Мура» новеллы «Эликсир сатаны» «Песочный человек» «кавалер Глюк»
Сказки «Золотой горшок» «Повелитель блох» «Крошка Цахес» «Щелкунчик и Мышиный король»)
Сказку «Золотой горшок» впервые перевёл на русский язык поэт и философ Владимир Сергеевич Соловьёв.
- Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Мне кажется, что он очень подходит именно к сказке «Золотой горшок».
- Романтические черты сказки.
- Кто из героев сказки обладает «чистой, истинной красотой»?
- Как воплощено гофманское двоемирие в сказке?
За внешней обыденностью видимого мира скрывается другой, в котором властвуют высшие силы, сохраняющие гармонию. Королевский тайный архивариус оказывается Великим Саламандром, базарная торговка – Чёрным Драконом.
- Кому же суждено увидеть этот другой мир?
Студент Ансельм – «музыкант», «наивная поэтическая душа», для него любовь, дружба, поэтичность, верность слову гораздо важнее материального благополучия и карьеры. « Только в вере есть любовь», – говорит он.
- В чём состоит главное испытание Ансельма? Почему он оказался заточён в склянку?
- По каким принципам Гофман разделяет людей в сказке «Золотой горшок» на «музыкантов» и «просто хороших людей»?
- Охарактеризуйте мир обывателей в сказке
Вероника мечтает стать надворной советницей. Регистратор Геербранд становится её мужем. Конректор Паульман – тестем надворного советника. Они равнодушны ко всему, что не связано с их эгоистическими интересами.
- Как используется приём романтической иронии в сказке Гофмана?
В финале Ансельм стал мужем Серпентины, дочери Великого Саламандра, и покинул город. Но счастья достигают и другие герои. В городе становится на одного «музыканта» меньше, дисгармония реального мира сохраняется – об этом говорит автор через приём иронии.
-Расскажите об истории рода Саламандров.
- Что можно сказать о повествователе?
Он тоже романтический герой. «Блаженство – жизнь в поэзии, которой священная гармония всего сущего открывается как величайшая из тайн природы!» -говорит архивариус повествователю.
- Представление творческих работ – коллажей.
- Две группы девятиклассников готовили к сегодняшнему уроку свои коллажи, послушаем их и посмотрим работы ребят.
- Прокомментируйте видеоряд в ваших коллажах.
- Итог урока. Домашнее задание.
- К какому выводу мы приходим? Можно ли считать сказку «Золотой горшок» романтическим произведением?
- Удалось ли вам достичь цели, которую вы поставили перед собой в начале урока?
- Запишите домашнее задание на выбор: 1. Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского: «У Гофмана есть идеал, правда, иногда не точно поставленный»?
2. Указать жанровые отличия произведений Гофмана «Кавалер Глюк» и «Золотой горшок»
|