ВСТУПЛЕНИЕ
Вед. - Здравствуйте, дорогие ребята и наши гости, приветствуем наше уважаемое жюри Сегодня у нас первая игра эрудитов. Нашим знатокам предстоит путешествие в страну N. К нам обещали придти гости... А вот и они. Что же они предложат нашим эрудитам? (На сцену выходят профессора Сигма и Веди. Профессор Сигма с огромным портфелем. Профессор Веди в магистерской шапочке. Они будут помогать ведущим). Веди: Разрешите представиться 9 профессор Веди. Вед.: Веди? Веди: Веди - это мой научный псевдоним. Разве вы не знаете, что Веди - третья буква первой славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием: "аз", "буки", '"веди" и т.д. Кстати, корень "вед"- очень древний по своему происхождению, ещё в древнеиндийском он обозначал "знание". Вед.: Вот откуда в русском языке слова "ведать", "сведения", "уведомить". Сигма: А я профессор Сигма. Вед.: Сигма? Сигма: Да, греческая буква "сигма", которая в математике обозначает "сумму". Это научный псевдоним, отражающий мои научные интересы. Вед.: Кстати, ребята, вопрос к вам, чему будет равна следующая сумма СИГМА + ВЕДИ? (Вопрос к командам) СУММА ЗНАНИЙ. Сигма: Очевидно! А может и "сумка знаний", простите за неуклюжий каламбур! Кстати, пора её открыть. Вед.: Подожди, Сигма, сначала нужно представить наше глубокоуважаемое жюри и наши наимудрейшие команды. Наших эрудитов будут сегодня оценивать: 1. 2. 3. Дадим слово нашим эрудитам. (Идёт представление и приветствие команд) Сигма: Ну что ребята, пора заглянуть в мою сумку знаний.
I КОНКУРС "ОТ КОЛЕСА ДО ЛАЗЕРА" ( Из портфеля Сигма достаёт карточки с надписями предметов, каждой команде по комплекту, нужно разместить их по порядку) Вед.: У каждой команды есть своя лестница - лестница технической эволюции - со ступенями истории. Наша задача - разместить на этих ступенях в хронологическом порядке веши из портфеля Сигмы: колесо, блок, микроскоп, ртутный термометр, печатная книга, радиоприёмник, телефон телевизор, шариковая ручка, авторучка, телескоп, книгопечатная машина. (Команды в течении 5 минут раскладывают на лестницу) Затем даем правильный ответ (на магнитной доске закреплены таблички в нужном порядке) Веди: История вещей началась с изготовления грубого каменного топора (1) более млн. лет назад. Крупнейшим изобретением было изобретение колеса (2) в IV тысячелетии до нашей эры в Месопотамии. Возраст дверных замков (3) - свыше 4000 лет, они существовали ещё в древнем Египте. Многие самые ведущие изобретения, в том числе и блоки (4) остались безымянными. Но грекам блоки были уже известны в IV веке до нашей эры. Во всяком случае, известно, что Архимед использовал сложную систему блоков для буксирования галеры одним человеком. Изобретателем книгопечатной машины (5) был Иоганн Гутенбер (1400 -1468). Год её появления 1439. Первая печатная книга вышла в Москве в 1564 году, она называлась "Апостол", в типографии Ивана Фёдорова. Телескоп (6) изобретён Галилео Галилеем (1564 - 1642 гг.) в начале XVII века. С помощью зрительной лупы он открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, пятна на Солнце и т.д. Микроскоп (7) изобретён знаменитым голландским учёным Антони ван Левенгуком (1632 - 17223) во второй половине XVII века. Ртутный термометр (8) разработал в 1714 году Габриэль Фаренгейт (1686 - 1736), температурная шкала названа его именем. Телефон (9) запатентовал в 1876 г. шотландец Александр Белл, профессор физиологии речи. Радиоприёмник (10) впервые в мире смонтировал русский физик и электротехник А. Попове!895 г. В 1931 г. Зворыкин, инженер - изобретатель, выходец из России запатентовал иконоскоп (11) - первую передающую телевизионную трубку. (Современная авторучка изобретена в 1884 г. Уотерменом, шариковая ручка (12) изобретена венграми Ласло и Биро в 1938 г.) Жюри подводит итоги конкурса.
II КОНКУРС. КОНКУРС ЭМБЛЕМ Вед.: Наш конкурс называется конкурс эрудитов, а если точнее, то математического эрудита. Эрудит не только словами должен уметь выражать свои мысли, но и с помощью рисунка, схемы, каких-то знаков. Поэтому следующий конкурс - конкурс эмблем. Каждая команда должна защитить свою эмблему. (Эмблемы готовятся заранее, на большом листе, красочно) Жюри оценивает.
III КОНКУРС. КОНКУРС УМНИКОВ Вед.: Мы вызываем на конкурс по юному эрудиту из каждой команды. Каждому из вас предложена дорожка, состоящая из 3-х квадратиков. В каждом квадратике лежит конверт с заданием, вы должны решить задание и затем переходить на следующий квадратик. ВОПРОСЫ В КОНВЕРТАХ Запиши число 2, используя 4 "четвёрки" и знаки арифметических действий. Нарисуй человечка, состоящего из цифр, используя их как можно больше. Какой знак нужно поставить между числами 3 и 4, чтобы получилось число больше 3-х, но меньше 4-х.
IV КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ МАТЕМАТИКОВ Веди: А сейчас, мои юные эрудиты, мы немного порисуем. Взяв треугольник и квадрат, Из них построим домик И этому я очень рад, Теперь живёт там гномик. Вы должны нарисовать домик из геометрических фигур. Лучший домик выберет гномик и поселится в нём.
V КОНКУРС: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ Веди: Пока вы домики рисовали, у нас спор произошёл, профессор Сигма доказал мне совершенный абсурд и сделал это так убедительно, что я не могу его оспорить. Ребята помогите мне! Разве 2 -2-5! Сигма: Да, это так и я могу это легко доказать: 1=1, 4: 4=5:5. Вынесем за скобки одинаковый множитель: 4- (1: 1)=5- (1;1) => =>4**5 =>2-2=5. Кто поспорит? Сигма: Вот и уравнение мы решили совсем по-разному. Кто же из нас прав? Веди: Думаю, что я, ребята, помогите разобраться!
Решение Сигмы |
Решение Веди |
5х-20=9х-36. 5 -(х-4)=9(х-4) | ; (х-4) 5=9, но 5=9 -> уравнение не имеет корней. |
5х-2О-9х-Зб. -4х=-16 х = 4 Ответ: х = 4 |
Вед.: Ребята, такие ложные доказательства называются математическими софизмами. В доказательстве допускается небольшая, но очень грубая ошибка, которая влияет на дальнейший ход рассуждений.
VI КОНКУРС. ЗАШИФРОВАННОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Вед.: Пусть наши профессора пока отдохнут, а мы с вами поиграем в игру устами младенца. (2 ученика, одетых под малыша сидят за столом и говорят определения: 1) таблицы умножения; 2) функции; 3) график функции (Эрудит должен отгадать, что это такое. Могут помочь болельщики)
VII КОНКУРС. ЗАШИФРОВАННЫЙ НОМЕР Вед.: Внимание на рисунок! Сигма: Нужно Гене Крокодилу Срочно другу позвонить, Но случилась вдруг беда, Не помнит номер - вот так да! Веди: Помнит Гена Крокодил первые 4 цифры, и что они подчиняются какой-то закономерности, помогите ему найти 5 и 6 цифры! (12357) 0918 (первая и последняя) (Жюри подводит итоги) Сигма: И снова, господи эрудиты, спор у нас с Веди вышел, он написал мне примеры такие абсурдные, а говорит, что верно! Помощь ваша нужна! Веди:А я говорю, что эти равенства верные! Надо только научиться мыслить нестандартно!
19+23=18 (7+11=18) Язык 9+8=5, 12+12=0, 7-3=9 часов Вед.: Молодцы, ребята! Справились вы с заданием и доказали, что вы настоящие эрудиты. А сейчас предоставляем слово жюри и подводим итоги нашего конкурса
|