Цели урока:
Образовательные: ученик знает определение процента и алгоритмы решения трех типов задач на проценты, применяет эти знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
Развивающие: ученик правильно формулирует алгоритмы решения задач на проценты, понимает, что понятие процента – это одна из математических моделей окружающего мира, внимательно слушает речь других, оценивает правильность речи.
Воспитательные: ученик проявляет интерес к способам деятельности, активность, способность к самосовершенствованию, интерес к деятельности по улучшению окружающей среды.
Ход урока.
1. Вводное слово учителя.
Сегодня я предлагаю применить знания алгоритмов решения трех типов задач на проценты к решению экологических задач. Ваша цель - научиться применять известные вам алгоритмы к решению задач.
2. Устная работа.
• Выразите проценты обыкновенной дробью: 10%, 20%, 25%, 50%.
• Укажите быстрый способ вычисления указанных процентов.
• Сравните: 10%от 25 и 20%от 12,5;
25% от 0,16 и 50% от 1,6.
• Определите тип задачи:
250 – 100% ? -100 % 55 – 100 %
? - 40% 210 – 30% 33 - ?%
Как найти неизвестную величину?
Вычислите ее.
3. Работа по карточкам.
Во время устной работы работают по карточкам более подготовленные учащиеся.
Карточка 1.
1. Нина прочитала 30% книги, а если она прочитает еще 50 страниц, то она прочитает 55% книги. Сколько всего страниц в книге?
2. Зарплату токарю в 2000р. повысили сначала на 10%, а через год еще на 20%. На сколько процентов повысилась зарплата токаря по сравнению с первоначальной?
Карточка 2.
1. Ученики прошли 50% пути пешком и 30% пути проехали на автобусе. Весь ли путь они преодолели?
2. На теплоходе плыло 1200 пассажиров. На первой пристани вышло 50% всех пассажиров, а на второй 20% от всех пассажиров. Сколько пассажиров осталось на теплоходе?
4. Решение задач.
Учитель: Мы повторили основные теоретические факты, которые помогут нам в решении экологических проблем г. Брянска. Рассмотрим экологическое положение в городе с медицинских позиций.
Задача 1.
Предприятия города Брянска в 2004 году выбросили в атмосферу 2020т. угарного газа, а автотранспорт на 350% больше. Сколько тонн отработанного газа было выброшено в атмосферу города? Решить двумя способами. [1110 т.]
Учитель: Как вы думаете, к чему приводит выброс в атмосферу отработанного газа?
Задача 2.
Численность населения города Брянска в 2003 году составила 416000 человек. Из них перенесли заболевания органов дыхания 20800 человек. В 2004 году численность населения составила 435000 человек, а перенесших заболевания органов дыхания - 52625 человек. На сколько процентов увеличилось число человек перенесших заболевания органов дыхания в 2004 году по сравнению с 2003 годом? [на 2%]
Учитель: Как видим результаты неутешительны: заболеваемость увеличивается. Как мы знаем, нам помогает исправить эту ситуацию лес. Лес - это легкие Земли. Гектар лиственного леса вырабатывает 2кг. Летучих защитных веществ, а гектар хвойного леса - 5 кг. Как уберечь лес? Что вы делаете для поддержания нормальной экологической обстановки и что хотели бы сделать?
Задача 3.
В Брянской области в 2004 году было посажено 126 га саженцев хвойных деревьев, что составило 72% от площади саженцев, посаженных в 2003 году. На сколько гектаров меньше саженцев хвойных деревьев было посажено в 2004 году по сравнению с 2003 годом? [на 49 га.]
5. Подведение итогов урока.
Ученики высказывают свои мнения, впечатления, пожелания и замечания. Учитель подводит итоги урока и дает домашнее задание:
Задача 1.
Сколько проживало человек в городе Брянске в 2003 году, если 11,5% проживающих составляли люди старше 60 лет, и их было 47840 человек?
Задача 2.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями города Брянска в 2003 год составили 2050т., а в 2005 году они увеличились на 4334т. На сколько процентов увеличился объем выбросов?
Задача 3.
В течении года из колонок городского водопровода города Брянска было взято и исследовано 43 пробы на бактериологический анализ и 92 пробы воды на химический анализ. В результате исследования было установлено, что 3,4% проб на бактериологический анализ и 2,6% проб на химический анализ не соответствуют ГОСТ. Сколько проб взятых на анализ не соответствуют ГОСТ? Результаты вычислений округлять до целых.
Ученик решает одну задачу на выбор. |