Цель: 1. Отработать навыки решения уравнений.
2. Совершенствовать умения применять знания к решению уравнений.
3. Развивать правильную речь.
Тип урока
Т.С.О. Графопроектор, диапроектор.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания по графопроектору. №467, 466
№ 467
хр - стоимость стола.
(х-8)р - стоимость стула.
6(х-8)р - стоимость шести стульев.
(х + 6(х-8))р - стоимость всей покупки, что по условию задачи равно 57 руб., составим уравнение:
х + 6(х-8) = 57
Решим уравнение:
х + 6х - 48 = 57
7х = 57 + 48
7х = 105
х= 15, 15 руб., - стоимость стола, 15 - 8 = 7 руб., стул.
Ответ: 7 руб., 15 руб.
№466
3(у-5) - 2(у-4) = 8 -5(5-х) - 4х = 18
3у - 15 -2у + 8 = 8 -25 + 5х - 4х = 18
3у - 2у = 15 - 8 + 8 х = 18 + 25
у = 15 х = 43
Ответ: у = 15 Ответ: х = 43
II. Блицтурнир
а) повторение компонентов: 1) 2х = 4,2
2) х : 2,3 = 2,7
3) 35 : х = 0,7
б) процентов: 12 % от 180, 11 % от 19, 2,9 % от 210
в) раскрытие скобок и упрощение
1) (x-y+z)*5 2) -6(b-a-c) 3) 10a+d-10d-a 4) -5(x-3)+4(x-2) - 6(2x+1)
III. А теперь игра «Волшебное число».
Класс поделён на 3 команды. Магнитофон начинает рассказ:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры Мария, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестер замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь.
По дороге повстречал он Елену прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написано 3 уравнения (с указание команды проецируется графопроектором).
I. (у-37) + 546 = 277
II. (127+m) - 98 = 32
III. (х+379) - 197 = 183
Если же правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу».
К доске вызываются по одному ученику из каждой команды, которые решают уравнения. Иван-царевич, капитан, одной из команд, решает уравнения вместе с членом своей команды. На следующем этапе его сменит капитан другой команды. Преодоление первой преграды приносит очки командам. Учитывая скорость и правильность решения. Учащиеся с мест могут помочь своему игроку при необходимости, но только при условии, что представят учителю решение уравнений и двух других команд.
Магнитофон продолжает:
«Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его воины решат шесть уравнений, написанных на стенах избушки».
Графопроектор проецирует ещё шесть уравнений и семь человек идут к доске:
1) -9а+8 =-10а-2 1) -12m-3=11m-3 1) -2y+6=8-3y
2) 7m+1=8m+9 2) 4=25y=6+24y 2) 4y+7=-3+5y
Подводятся итоги работы.
Дальше слушаем сказку:
«Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе корней уравнения. Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко произнеси вслух корни уравнения. Мигом исполнится.
Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на шесть замков». На доску проецируются ещё шесть уравнений. Узники подземелья решают их. Заняты работой и члены команд, готовые прийти на помощь своим «воинам».
1) 5(х-7)=3(х-4)-27 1) 3х+2(2х-3)=8-7(х-2) 1) -3(2х+1)=3(-11+х)
2) 4(х-3)-16=5(х-5) 2) 3(2х-5+4=5(х-3)+27 2) 6-х=3(-8+3х)
подводятся итоги третьего тура.
Иван-царевич произнес волшебные числа, двери подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых написаны слова:
Решите уравнение: 11(26+а)=121.
Устно решил его Иван-царевич (из третьей команды). Ворота открылись. Освободили Елену прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с Еленой проведали его сестриц, приехали домой и стали жить-поживать и добра наживать».
Подводятся итоги всей игры.
Устанавливается команда победителей. Часть учеников получает оценки в журнал. В итоге за урок были поставлены 18 оценок, из них 14 получили отвечавшие у доски и 4-ро с места. Победила III команда.
IV. Домашнее задание. |