Как заметил Б. Паскаль, "Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”. Сегодня этот случай нам представился и вы сегодня встретитесь с занимательной математикой. Многие вопросы, на которые вам сегодня придется ответить, требуют определенной доли остроумия, смекалки и воображения.
Правила игры.
-
Жребий определяет, какая команда играет первая. Жребий тянут капитаны команд.
-
Каждой команде отводится для игры 35 минут. По истечении этого времени команда, которая играла первой, встает из-за стола, уступая место другой.
-
За каждый правильный ответ ставится один балл.
-
Время на вопросы: - блиц (всего в блице три вопроса; 1 вопрос-20 секунд); - на вопрос, не требующий серьезных выкладок, отводится 1 минута; - на вопрос, требующий математические выкладки, отводится 3 минуты.
-
Команда два раза может попросить помощь зала.
I команда.
Сектор 1
Разгадайте короткий ребус
?2
Ответ: второстепенный вопрос.
Сектор 2
Наташа произнесла истинное утверждение. Алеша повторил его дословно и оно стало ложным. Что сказала Наташа?
Ответ: меня зовут Наташей.
Сектор 3
Отрезок АВ параллелен обоим диаметрам двух полукругов, расположенных, как показано на рисунке, касается меньшего круга и равен 24 см. Чему равна площадь фигуры, окрашенной в красный цвет? (рисунок 1).
Ответ: (рисунок 2) Площадь искомой фигуры равна 0,5R2 – 0,5r2 = 0,5 (12)2=72.
Сектор 4
Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. О каких мудрецах идет речь? Каковы их воззрения?
Ответ: "Мудрец брадатый” - это древнегреческий философ Зенон Элейский (V в. до н. э.), а его оппонент ("другой”) – Антисфен(440 г. до н. э.) или, по другой версии, Диоген Синопский. Как гласит предание Антисфен взял и прошел расстояние от A до B.
Греческий философ Зенон в ряде замечательных парадоксах показал, что движения нет. "Каким образом бегун может покрыть вообще расстояние от А до В?” вопрошал он. Ведь прежде чем пробежать расстояние от А до В, бегун должен преодолеть его половину. Пробежав половину, бегун, прежде чем оказаться у финиша, должен преодолеть половину оставшегося расстояния, т.е. оказаться в точке, отстоящей от А на расстоянии ? всего пути. После этого прежде чем попасть в пункт В, бегун снова должен будет сначала пробежать половину оставшегося расстояния, т. е. дойти до промежуточного финиша в 7/8 (если длину всего пути принять за 1) и т. д.
Иными словами бегун должен пробежать расстояние, равное сумме ряда:
1/2 + 1/4 +1/8 +1/16 + …
Многоточие означает, что ряд продолжается до бесконечности. Каким образом можно преодолеть бесконечную последовательность отрезков за конечное время?
Сектор 5
Имеются 3 одинаковых кубика и линейка. Как без всяких вычислений измерить большую диагональ кубика?
Ответ: расположить их так: (рисунок 3). После этого линейкой измерить диагональ.
Сектор 6
В одной комнате находится 3 выключателя, а в другой – 3 лампочки. Каждый выключатель обслуживает одну из лампочек. Как узнать, какой выключатель связан с какой лампочкой, если в комнату с лампочками можно войти лишь один раз?
Ответ: Нужно включить первый выключатель, подождать одну минуту и выключить. Включить второй и войти в комнату. Та лампочка из двух негорящих будет теплой, которая связана с первым выключателем. Горящая - со вторым. А негорящая и холодная - с третьим.
Сектор 7
Блиц.
-
Какой знак нужно поставить между нулем и единицей, чтобы получить число больше нуля, на меньше единицы?
Ответ: запятую.
-
Существуют ли линии (отличные от окружности) все точки которых одинаково удалены от одной точки?
Ответ: любая кривая на сфере.
-
Разделите число 188 пополам так, чтобы в результате получилась 1.
Ответ:
Сектор 8.
Назовите французского математика и естествоиспытателя, являющегося основоположником европейской науки и философии нового времени, которому принадлежит честь создания аналитической геометрии. Он является одним из творцов современной алгебры, механики, оптики. В его лице соединился гений великого математика и глубокого философа.
В основу своей философии он положил принцип "Я мыслю – значит, я существую”.
Ответ: Декарт.
II команда.
9 сектор
Сделав хитрое лицо, математик сказал девятилетнему мальчику: "Назови самое большое число”. Лицо математика вытянулось, когда он услышал ответ. Он сам не мог бы назвать большее число. Какое число назвал мальчик?
Ответ: тридцать первое (имея в виду месяц).
10 сектор
Из четырех спичек составлен бокал (Рисунок 4). Нужно, переместив лишь 2 спички, передвинуть бокал так, чтобы вишня оказалась снаружи.
Ответ: рисунок 5.
11 сектор.
2 школьника пришли в магазин покупать альбом для рисования. Одному не хватило семи копеек, а другому – копейки. Они сложили свои деньги вместе, но все равно денег не хватило. Сколько стоит альбом?
Ответ: одному не хватало одной копейки, а другому – семь. Они сложили свои деньги вместе, но на альбом снова не хватило. Значит, второй ничего не добавил первому! Т. е. у него ничего не было. А так как ему не хватало семи копеек, следовательно, альбом стоил семь копеек.
12 сектор
Что больше 1020 или 2010?
Ответ: 1020=1010*1010>1010*210.
13 сектор
На плоскости даны два непересекающихся параллелограмма. Как следует провести прямую так, чтобы каждый параллелограмм разделился ею на равные части?
Ответ: через центры симметрии.
14 сектор
Известно, что среди 80 монет имеется одна фальшивая, более легкая , чем остальные, имеющие все одинаковый вес. При помощи четырех взвешиваний на чашечных весах без гирь найти фальшивую монету.
Ответ: Разделим наши монеты на группы: две группы по 27 монет и одну в 26 монет. При первом взвешивании поместим на чашки весов группы по 27 монет. Если весы не уравновесятся, то фальшивая монета находится на более "легкой” чашке. Если же весы окажутся в равновесии, то фальшивая монета содержится в группе из 26 монет. Таким образом, нам достаточно научиться решать задачу: тремя взвешиваниями выделить фальшивую монету из группы в 27 монет ( задача выделить фальшивую монету из группы в 26 монет может быть сведена к этой задаче, например, добавлением к группе из 26 монет еще одной произвольной монеты из числа остальных 54).
При втором взвешивании разделим группу в 27 монет на три группы по 9 монет в каждой. Поместив на обе чашки весов по группе из 9 монет, найдем группу из 9 монет, в которой содержится фальшивая монета.
Разделив группу из 9 монет, одна из которых фальшивая, на три группы по 3 монеты, мы третьим взвешиванием выделим тройку монет, в которой содержится фальшивая.
Наконец, тем же путем при четвертом взвешивании найдем фальшивую монету.
15 сектор.
Найдите последнюю цифру числа 21000 и установите, что общего в решении этой задачи и следующими словами: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас.”.
Ответ: если выписать подряд последовательные степени числа 2, то легко можно заметить, что в этом ряду чисел последние цифры периодически повторяются с периодом 4. Т. е. любая степень двойки, кратная 4 оканчивается цифрой 6. А общее между решением задачи и строками из Екклезиаста состоит в том, что "ключ” к решению задачи - обнаружение периодичности, т.е. то, в чем смысл приведенных выше строк.
Сектор 16
Назовите, пожалуйста, геометрическую фигуру, про которую известно:
-
Если разрезать ее определенным образом, то получится известная китайская головоломка "Танграм”;
-
В шахматах есть правило этой фигуры.
Ответ: квадрат. |