Объяснительная записка: Данный урок является вводным уроком в тему «Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг.». Он проводится в виде игры «УМШ» (учебно-мозговой штурм). Его актуальность заключается в том, что дети пытаются представить себя на месте правительства, решать судьбы страны исходя из реальных политических и экономических условий на 1927 г. Необходимо проводить урок после изучения причин кризиса НЭПа и международной ситуации в 20-е гг.
Вид урока: урок – игра «Учебно-мозговой штурм»
Оборудование: учебник
Формула проведения: Дети распределяются на три группы, каждая из которых работает над проблемой «как вывести страну из кризиса в 1928 г.»; выбирается жюри, которое заслушивает проекты, задает вопросы и подводит итог.
Цели урока:
Образовательные: 1. Проанализировать ситуацию в стране на конец 1927 г.;
2. Сформулировать у детей представление о наличии двух основных альтернатив развития СССР на конец 1920-х гг.
Развивающие: 1. Развития аналитического и логического видов мышления;
2. Развитие искусства дискуссии.
Воспитательные: 1. Воспитание чувства гордости за свою страну;
2. Актуализация проблемы приоритета интересов общества над интересами государства.
План урока:
1. Организационный момент – 5 минут;
2. Обсуждение по группам – 15 минут;
3. Выступление групп – 10 минут;
4. Вопросы и резюме жюри – 10 минут;
5. Подведение итогов и формулирование выводов – 5 минут.
Ход урока.
1. Организационный момент.
На этом этапе необходимо объяснить детям правила игры, разделить их на группы, выбрать жюри.
Затем ставятся условия задачи. Дети должны самостоятельно вспомнить следующие особенности внешнеполитического и внутреннего положения СССР на конец 1927 г.:
- Обострение международной ситуации (разрыв дипломатических и экономических контактов с Великобританией 1927 г, Рейнский гарантийный пакт 1925 г., убийства русских послов в Польше и Швейцарии);
- Кризис НЭПа (товарный голод, «ножницы цен», сокращение посевных площадей, рост количества чиновников, безработица, кризис хлебозаготовок)
2. Обсуждение по группам.
В процессе решения проблемы по группам учителю необходимо координировать обсуждение, для того, чтобы хотя бы одна из групп вышла на мысль о том, что проблему модернизации государства можно решить за счет «внутренних ресурсов» – части населения – крестьян. Также необходимо работать с жюри в плане возможных слабых мест, которые могут выявиться в проектах групп – откуда взять деньги на модернизацию, необходимость реформирования ВПК ввиду внешней опасности, что делать с недовольными и т. д.
3. Выступление групп.
Группы выступают по очереди, после каждого выступления жюри может задавать вопросы. Когда все группы выступят, группы задают вопросы друг другу.
4. Вопросы и резюме жюри.
5. Подведение итогов и формулирование выводов.
На этом этапе дети должны прийти к выводу о том, что существовало две альтернативы развития СССР на конец 20-х гг.:
- Решить проблемы государства за счет части населения – крестьян; путем введения колхозов обеспечить механизацию сельского хозяйства, отток населения в города, бесперебойное снабжение городов продовольствием; тратить средства на закупку станков и машин за рубежом; поскольку этот путь подразумевает централизованное управление и перераспределение ресурсов, он наиболее быстрый в создавшихся условиях.
- Отказаться от социалистической идеологии, идеи мировой социалистической революции, гарантировать частную собственность, поощрять частную инициативу, тратить средства на закупку промышленных товаров за рубежом чтобы ликвидировать «товарный голод»; поскольку этот путь подразумевает естественное развитие экономики с малой степенью вмешательства государства – он более долгий.
В завершении можно предложить детям в трех фразах подвести итог уроку – самое важное к чему пришли. Лучший вывод записать |