Объяснительная записка: данный медиа - урок проводится в рамках изучения темы «Советское государство и общество в 1920 – 1930-е гг.».
Вид урока: комбинированный медиа - урок.
Цели урока:
Образовательные: 1. Познакомить детей с международной обстановкой в 1930-е гг.;
2. Сформировать представление о системе договоров, созданной накануне Второй мировой войны;
3. Выяснить, почему Германии удалось нарастить вооружение, несмотря на Версальско-Вашингтонскую систему договоров;
4. Проанализировать причины и следствия заключения пакта Молотова – Риббентропа.
Развивающие: 1.Развитие аналитического и логического видов мышления.
Воспитательные: 1. Развивать умение кратко формулировать свои мысли;
2. Формировать и развивать чувство уважения к культурному прошлому своей страны, чувство гордости патриотическим прошлым.
Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, медиа-проектор, настенный экран, колонки, CD «От Кремля до Рейхстага», вопросы на доске, карта «Вторая Мировая война».
План урока: I. Организационный момент - 2 минуты.
II. Опрос домашнего задания – 10 минут.
III. Объяснение новой темы – 30 минут.
1. Попытки создания системы коллективной безопасности – 5 минут;
2. Накануне мирового пожара – 15 минут;
3. Обсуждение вопросов – 10 минут.
IV. Подведение итогов, формулирование выводов –
3 минут.
Ход урока.
1. На начальном этапе ставятся цели и задачи урока, обращается внимание учеников на особенность урока – использование проектора.
На доске необходимо написать вопросы, на которые дети должны ответить после объяснения и просмотра CD - роликов:
1. Почему не удалось создать систему коллективной безопасности накануне Второй мировой войны?
2. Почему Германии удалось нарастить вооружение, несмотря на версальско – вашингтонскую систему договоров?
3. Что такое Антикоминтерновский пакт, какую роль он сыграл в международной ситуации в 1930-е гг.?
4. Какие события свидетельствовали о том, что Европа находилась накануне войны в 1930-е гг.?
5. Проанализируйте содержание секретного протокола к пакту Молотова – Риббентропа.
6. Какие точки зрения существуют по поводу выгодности заключения пакта Молотова – Риббентропа? Какой из них придерживаетесь Вы?
2. Опрос домашнего задания.
3. 1. В начале 1930-х гг. международное положение СССР ухудшилось. В 1931 г. под предлогом борьбы с революционным движением в Китае при нейтралитете США и Англии Япония ввела войска в Маньчжурию. На ее территории было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го. В 1933 г. Япония захватила уже всю Маньчжурию, ее войска выдвинулись на границы СССР и дружественной ему Монголии. Создавшуюся ситуацию руководство СССР расценило как возникновение очага войны на Дальнем Востоке.
Серьезная угроза международной безопасности наметилась и в Европе. В Германии к власти пришла фашистская партия. Советско-германское сотрудничество было свернуто. СССР столкнулся с ситуацией, в которой, не имея ни одного союзника среди ведущих стран мира, он обрел противников в лице Германии и Японии, откровенно декларировавших антикоммунизм в качестве основы своей политики.
Стремясь обезопасить свои границы, СССР в начале 1930-х гг. принялся искать пути улучшения отношений с приграничными государствами – Польшей, Финляндией, Румынией и государствами Прибалтики. В 1933 г. по инициативе американской стороны установились дипломатические отношения между СССР и США. Президент США с 1933 г. Ф.Д. Рузвельт считал, что усиление Японии угрожает интересам Соединенных Штатов в Азии. Хотя это было ясно еще в период создания версальско-вашингтонской системы договоров.
Вопрос учителя: Вспомните, в каком договоре было зафиксировано нарождавшееся противоречие.
Во многих странах Европы после победы нацистов в германии также возникало стремление создать гарантии защиты от их завоевательных планов. В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций. Это открыло ему путь к сближению с Англией и Францией. В 1934 г. в своем выступлении на XVII съезде ВКП (б) И.В. Сталин отметил, что среди буржуазных государств есть неагрессивные, с которыми возможно тесное сотрудничество. Хотя, ранее весь мир за границами СССР характеризовался в документах партии большевиков как враждебный Советскому государству.
Нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов выдвинул идею создания системы коллективной безопасности в Европе. Предполагалось, что ее участники будут предоставлять помощь и защиту от агрессии каждому государству – члену этой системы.
Создать систему коллективной безопасности так и не удалось. Причины этого крылись в самой сути взаимоотношений Англии, Франции, т. е. тех стан, которые И.В. Сталин назвал неагрессивными, и Германии. Они противодействовали заключению союзов между СССР и восточноевропейскими государствами.
Вопрос учителя: Как Вы думаете, почему?
Тем не менее в 1935 г. были заключены договоры о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией. При этом, они содержали оговорку, что если Чехословакия подвергнется нападению, то СССР окажет ей помощь лишь при условии выступления Франции. Как мы с Вами знаем, эти договора не спасли мир от надвигавшейся катастрофы.
2. Давайте выясним, каким образом развивались события дальше, как Советский Союз решил свою проблему возможности войны на два фронта и почему Англия и Франция позволяли Германии наращивать вооружения вопреки версальско-вашингтонским договорам.
Просмотр ролика, посвященного международным отношениям накануне Второй мировой войны. Параллельно с просмотром, дети записывают основные даты, события, деятелей. Учителю необходимо дополнительно проговаривать то, что необходимо записать.
[CD: От Кремля до Рейхстага / Накануне мирового пожара]
3. После просмотра ролика ученики отвечают на вопросы, данные им в начале объяснения новой темы.
Опрашивается несколько учеников, ученики самостоятельно анализируют точки зрения по поводу выгодности заключения пакта Молотова - Риббентопа.
4. Подводятся итоги урока, выставляются отметки за работу на уроке. Все сегодня молодцы, урок закончен, можете быть свободны
|