Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 11:39:38
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

"Вечные города Римской империи". Урок с применением компьютерного учебника "История Древнего мира"
19.02.2009, 11:54:17

Цели урока:

Обучающая:

  • Познакомить учащихся с расцветом городов Италии в период ранней империи на примере памятников архитектуры императорского Рима и Помпеи;
  • Отметить достижения римлян в строительной технике, которые используются и в наше время.

Развивающая:

  • Развитие умения, у учащихся, работать с учебными мультимедийными дисками по истории; познавательного интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по истории; обучение способам самостоятельной исследовательской работы.

Воспитательная:

  • Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.

Оборудование урока:

  • компьютеры;
  • компакт-диск "Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс”;
  • карта "Древний Рим”;
  • учебник: Колпаков С.В., Селунская Н.А. История Древнего мира. М.: "Дрофа”, 2003;
  • маршрутные листы у каждого учащегося;
  • листы самооценки и рефлексии у каждого учащегося;
  • индивидуальные задания-карточки;
  • мультимедийная презентация "Вечные города Римской империи” (на основе презентации с сайта lesson-history.narod.ru).

Ход урока

Тема сегодняшнего урока – "Вечные города”. Мы совершим путешествие по городам Римской империи. Чтобы увидеть и узнать больше, мы будем работать в двух группах. Каждый из вас сейчас получит маршрутный лист урока, там обозначены основные этапы вашего путешествия, ваши действия, те задания, которые вы должны будете выполнить в течение урока и критерии выставления оценок за урок.

Класс делится на 2 группы, половина учащихся (с высокой мотивацией к учению), садится за компьютеры, работая с мультимедийным диском "Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс”, изучают тему "Рим ("вечный город”) – столица средиземноморского мира”, вторая половина (с низкой мотивацией к учению) слушает новый материал, излагаемый учителем по мультимедийной презентации "Вечные города Римской империи” 

Мы побываем с вами в двух городах Римской империи – ее столице Риме и Помпеях, познакомимся с городскими зданиями и памятниками архитектуры, некоторые из которых сохранились до наших дней, узнаем, что такое "общественные термы”, раскроем смысл крылатого выражения "хлеба и зрелищ”.

Вместе с вами через некоторое время мы должны ответить на вопрос: "Какие города в Римской империи можно назвать "вечными”? Почему?”.

Рим – столица Римской империи (а мы знаем, что Римская империя была самым крупным государством древности) и ее крупнейший город (до 1 млн. человек). Рим поражал своей величественностью и красотой всех: и приезжих, и самих горожан. На иллюстрации вы видите макет города, воссоздающий центр Рима в годы расцвета империи. На макете особенно выделяются здания Колизея и Большого Цирка, где проводились колесничные соревнования. Левее Колизея расположены шесть императорских форумов. Справа извивается многоарочный акведук императора Клавдия – один из 11 акведуков, удовлетворявших потребности города в воде. Большое здание, обнесенное стеной, между Колизеем и акведуком – храм Божественного Клавдия.

В Риме было построено огромное количество зданий, призванных подчеркнуть могущество империи. Триумфальные арки установлены в честь побед над врагами. Под ними победивший полководец входил в Рим вместе с войском, добычей, пленными.

Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров. На фотографии – колонна императора Траяна, сохранившаяся до сих пор. Тридцатиметровая колонна полая, внутри находится лестница, ведущая к фонарю на вершине. Вся она украшена мраморными барельефами о победах и деятельности императора Траяна.

Символом города стало здание Колизея (от латинского colosseum, что значит громадный, огромный), предназначенное для зрелищ: гладиаторских боев и театральных спектаклей. Оно вмещало около 50 тысяч зрителей. Такие большие здания, римляне смогли строить благодаря, изобретенным им, новому строительному материалу: бетону (смеси песка, камня, кирпича, вулканической пемзы и воды, которая, после высыхания воды, застывала и становилась очень плотной), а также новым технологиям строительства арок и куполов.

Именно благодаря этим технологиям в 118-128 гг. при императоре Адриане был построен Пантеон – храм, посвященный всем богам империи. Сюда могли прийти любые граждане Рима и поклониться своим богам. Купол Пантеона возносится на 43 метра ввысь к круглому окну-глазу (oculus), открывающемуся в центре пролета, диаметром 8,5 метров. Тяжесть свода была учтена при строительстве: по мере подъема купола к вершине, его бетонная масса, составляющая 5000 тонн, постепенно уменьшается: если в основании слой бетона достигает 6 метров, то у круглого окна его толщина составляет всего 1,5 метра, а в бетон на куполе добавлено больше вулканической пемзы – легкого и прочного материала. Это здания, предназначенные для торжеств и религиозных церемоний.

А как же жили римляне?

Вот домус – жилище богатого римлянина. Обычно это было 2-3-этажное строение со множеством отдельных помещений. Вспомните, для кого они были предназначены? Кто еще жил в доме патрициев? (рабы, клиенты). В центре прямоугольного дома находился закрытый дворик – атриум, в котором располагался бассейн. В помещении, расположенном рядом с атриумом – таблинуме хозяин каждое утром принимал клиентов, ждавших его благодеяний.

В Риме впервые стали строить многоэтажные и многоквартирные дома для простого люда – инсулы. Причем расселение людей в таких домах происходило согласно их социальному положению в обществе: чем беднее человек, тем выше он жил, тем меньше была арендная плата за жилье. В инсулах могли располагаться торговые заведения, лавочки, таверны. Из-за деревянных перекрытий инсулы не отличались прочностью и легко горели при массовых городских пожарах. Поэтому впервые в мире римлянам пришлось организовать пожарные команды, выезжавшие на тушение пожаров. Разыскать нужный дом было непросто: не было табличек с названиями улиц и номеров домов. Дома были уныло однообразными, а улицы – грязными и узкими. Опасности подстерегали прохожих на улицах – из окон летела битая посуда, отбросы, лились помои. Окна в домах не имели стекол и в непогоду закрывались ставнями, тогда даже днем приходилось зажигать светильник. Воды в квартирах не было, ее брали в городских фонтанах. Кухонь как таковых тоже не было, пищу готовили на жаровнях с древесным углем. Бедняки часто ели всухомятку или на ходу, покупая еду у уличных разносчиков.

Центральное отопление впервые появилось в древнем Риме, как вы думаете, в каких домах сначала: в домусах или инсулах? Конечно, сначала в домусах. Вот как оно действовало. Во время строительства на нижнем этаже устанавливались специальные камины. Теплый воздух нагревал пол и трубы, специально сделанные в стенах здания. Нагретый камень очень долго сохранял тепло, тем более что таких морозов, как у нас, в Риме не бывало.

Проведя день в духоте тесных улиц под знойным южным солнцем, римляне испытывали потребность вымыться с головы до ног. Ежедневно они посещали термы – так назывались бани. В 3 веке в Риме существовало более 1000 частных и 11 общественных бань, входная плата в них была мала. Самые большие и роскошно отделанные термы строились по повелению императоров. Как же выглядели термы внутри? В удобных раздевальнях посетители отдавали свою одежду на хранение рабу-сторожу, так как опасались банных воров. Несколько отдельных помещений с разной температурой: кальдарий, терпидарий, фригидарий (соответственно с горячей, теплой и холодной водой в бассейнах) ждали своих гостей в каждой терме. У каждого посетителя были свои банные принадлежности, необходимые для очищения: горшочек с маслом для натирания кожи, скребницы, чтобы счищать грязь и пот, мелкий ковш вроде сковороды для обрызгивания холодной водой. Дело в том, что мытья в нашем понимании этого слова у римлян не было, не было мыла и мочалок. Да и бани были предназначены не только для очищения тела, но и для отдыха возвышенных душ. Здесь можно было встретиться с друзьями, обсудить последние новости, посетить библиотеку или залы для занятий, поесть, сделать модную прическу у цирюльника. Таким образом, посещение терм затягивалось на несколько часов. А где же брали люди свободное время? Дело в том, что свободные граждане Рима не работали, ни бедные, ни, тем более, богатые. Их обеспечивало государство – богатейшая Римская империя, они получали бесплатный хлеб, для них устраивались бесплатные развлечения, граждане же, не желающие работать, требовали от государства "хлеба и зрелищ”. Известен случай, когда народ забросал камнями процессию одного из императоров, требуя хлеба и зрелищ. Это выражение стало крылатым. Зрелища, любимые римлянами, – гонки колесниц, которые проводили в Большом Цирке, а гладиаторские бои – в Колизее.

Гладиаторы бились или один на один или группами. Тех, кто отступал или уклонялся от схватки, гнали плетьми и раскаленным железом. Обычно гладиаторы не обращали внимания на полученные раны и сражались до полной победы, когда противник или погибал, или опускал оружие в знак того, что он признает свое поражение. Побежденный мог просить о пощаде, поднимая вверх указательный палец. Первоначально его судьбу решал эдитор. В I в. до н.э. это право перешло к зрителям, которые либо опускали большой палец вниз, голосуя за смерть, либо махали платками, требуя помилования. Павших волокли крючьями с арены через Врата Смерти (Porta Libitinensis) в особое помещение (споларий), где добивали тех, у кого еще сохранились признаки жизни.

Почему Рим можно назвать "вечным городом”?

Я еще раз напоминаю вам, что Римская империя была крупнейшим государством в мире, римлянами было основано множество городов, в которых появились те же сооружения, что и в Риме – форумы, арки, базилики, термы, каменные мосты. Но мы гораздо меньше знали бы о городской жизни в империи, если бы не Помпеи – небольшой город на юге Италии, который в 79 году при извержении вулкана Везувий, погребенный под многометровым слоем пепла. Катастрофа погубила жителей Помпей, но сохранила для потомков детали их быта, множество окружавших их вещей.

Многие художники обращались к сюжету гибели Помпей, в том числе и русский художник Карл Брюллов. Он очень реалистично показал весь ужас, охвативший жителей города, убегавших от гнева Везувия.

Страшные картины раскрывались перед взорами археологов, вот одна из них. По всей видимости, погибла семья. Мужчина попытался приподняться, чтобы дотянуться до жены и ребенка, но в этом сгорбленном положении задохнулся гибельными испарениями.

В результате раскопок археологов, начатых еще в XVIII веке, нашим взорам открывается такая картина: амфитеатр, в центре города – форум, триумфальные арки, места для голосования, термы, храмы, дома богатых и влиятельных жителей, а на окраинах – простых помпеян.

Эти грубые, обкатанные колесами булыжники, широкой Виа дела Фортуна то и дело перемежаются с высокими – в уровень тротуара – камнями. Их клали здесь для того, чтобы пешеходы, пересекая улицу, не промочили и не выпачкали в навозе ноги. Справа видны руины храма Богини Фортуны Августы – большого святилища, давшего улице ее название.

Множество предметов быта и искусства найдены археологами в Помпеях, в домах, откуда как будто только на несколько минут вышли жители.

Почему Помпеи можно назвать "вечным городом”?

Какие города в Римской империи можно назвать "вечными”? Почему?

После прослушивания новой темы учащиеся первой группы садятся за компьютеры, выполняют тестирование и решают кроссворд с диска "Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс”, вторая группа получает вопросы и задания в письменном виде, ученики выполняют их, сдают учителю для проверки.

Домашнее задание: прочитать § 54. Предложить учащимся (индивидуально или по группам) проложить и оформить в виде экскурсионного буклета, планкарты, афиши, стенгазеты и т.д. маршрут путешествия по "Вечному городу” или городам, погибшим в результате извержения вулкана Везувий — Помпеи или Геркуланум, с характеристикой наиболее значительных и ярких архитектурных памятников.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: учителю истории, урок истории, конспект урока, история средних веков, История Украины, скачать бесплатно
Просмотров: 2348 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0