Цели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века в истории России; познакомить учащихся с людьми и главнейшими событиями века; способствовать развитию умений учащихся объективно оценивать деятельность людей, влияние событий на ход истории, корректно и аргументировано высказывать и отстаивать собственные взгляды, мнение; способствовать формированию исторического сознания.
Задачи:развитие умений и навыков работы с различными источниками: обработка информации, представление полученной информации в различных видах; развитие коммуникативных способностей, умение работать в группах, парах, проявляя терпимость, объективность, критичность в подготовке и представлении точек зрения.
Планируемые результаты. Учащиеся узнают о выдающихся людях 20 века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спорные вопросы. Отрабатывают умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуют умение работы с различными источниками, анализируют полученную информацию и делают выводы, прогнозируют развитие дальнейших событий. Учатся объективному оцениванию деятельности людей.
Подготовительная работа.
1. Из учеников, проявляющих интерес к изучению истории, формируются группы из разных классов. Самостоятельно выбирают одно из предложенных опережающих заданий.
А..Выделить главнейшие события века и подготовить кратную информацию о каждом событии. Вид оформления полученной информации выбрать самостоятельно (таблица, схема, логическая цепочка, электронная презентация и др.)
Б. Выделить выдающихся людей века, подготовить краткую историческую справку о деятелях. Оформить в виде картинной галереи.
В.Отметить наиболее выдающиеся научные открытия, достижения века. Оформление в виде презентации, слайдов.
2.Ученики получают задание просмотреть учебные пособия для 9,11 классов по истории Отечества 20 века.
3. Ученикам предлагается список литературы, электронных учебников, пособий библиотеки.
Оборудование урока:комплекты раздаточного материала по периодам истории 20 века, атласы "Россия.20 век”, Компьютерная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия, хрестоматии, учебные пособия кабинета, дополнительная литература библиотеки школы.
План урока.
-
Проблемы века 19 в век 20.
-
Главнейшие события и люди российской истории 20 века.
-
Представление о времени и о себе.
Оформление доски: линия времени "20 век "с выделенными временными отрезками: 1900-1916, 1917-1940,1941-1945,1945-1953,1953-1964-1965-1985,1985-1991-2000 , 2000-2007.
Эпиграф урока: В нашем настоящем слишком много прошедшего; желательно было бы, чтобы вокруг нас было поменьше истории. (В.О. Ключевский)
Вступительное слово учителя. Наш урок - первый блока уроков, посвященного изучению истории России 20 века. Мы вспомним (потому что изучали историю России 20 века, будучи учениками 9 класса), новым взглядом окинем век 20; события, люди века минувшего пройдут перед нашим взором; с новых, уже взрослых позиций оценим историю России. Постараемся выяснить, почему же Ключевский желает, "… чтобы вокруг нас было поменьше истории”.
Обратим внимание на 19 век. Многие проблемы 19 века не были решены, их предстояло решать в веке 20.Какие же проблемы века 19 вы выделите?
Высказывания учеников.Слайдовое представление о проблемах века (одно из опережающих домашних заданий). Приложение №1.
Учитель.Итак, мы выделяем главные проблемы века: вопрос о власти и крестьянский вопрос. Эти и другие проблемы предстояло решать в 20 веке. Как решались насущные проблемы 19 и 20 веков мы выясним на ближайших уроках. Сейчас мы рассаживаемся по группам, работаем с выбранными самостоятельно источниками, выполняем следующие задания:
-
выбираем любой временной отрезок,
-
при помощи компьютерной версии энциклопедии Кирилла и Мефодия выясняем: главнейшие события данного времени, главных действующих лиц того времени,
-
подбираем название данного исторического периода,
-
оформляем полученную информацию в любой форме: таблицы, схемы и т.п.
Известно, что сборные команды из классов получили опережающее домашнее задание поработать над данными вопросами и предложить вам свои представления о главных событиях века и главных действующих лицах. Совпадут ли ваши точки зрения в выявлении главных событий и лиц времени, мы увидим через 15-20 минут. В вашем распоряжении атласы истории России, компьютерные программы, учебные пособия, дополнительная литература библиотеки школы, исторического кабинета.
Учащиесяработают с различными источниками информации, обрабатывают, обсуждают представление и оформление материала, готовят устное выступление, обсуждают предполагаемые вопросы, консультируются с учителем по спорным вопросам.
Звучит музыка А.Хачатуряна "Время, вперед!”- сигнал к завершению работы.
Представитель группывыходит к доске, на линии времени 20 века под датами периода подписывает выбранное название своего времени, перечисляет события периода, фамилии, имена выдающихся, по мнению группы, людей.
Второй представитель группы устно рассказывает о главных событиях, о лидерах того времени.
В тот же момент работают ученики, получившие опережающие домашние задания: налинии времени отмечают другими цветами те события, которые они посчитали важнейшими, оформляют портретную галерею выдающихся людей. Ученики объясняют свой выбор событий и персоналий.
Наглядно видно совпадение или несовпадения мнений учеников.
Учитель комментирует наиболее спорные моменты, предлагая учащимся обсудить проблемные вопросы в процессе углубленного изучения периодов истории.
После выступления учащихся подводятся итоги.
Учитель:у каждого времени свои герои, достижения и потери. У каждого времени свои глашатаи. Попробуйте определить о каком времени строки поэтов. ( Высказывания даются без подписи авторов и не в хронологическом порядке.)
1.
Я сижу в темноте. И она не хуже в комнате, чем темнота снаружи. …Гражданин второсортной эпохи, гордо признаю я товаром второго сорта свои лучшие мысли, и дням грядущим я дарю их как опыт борьбы с удушьем. (197 г. Бродский.)
2.
А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. (1919 г. М. Волошин.)
3…
.Мы с планетой своей говорили на "ты”, нас несли самолеты. Везли поезда… Жаль, что времени нам не хватало всегда. ( 70-е г. 20 века Р. Рождественский.)
4.
И поверженный в бою, я воскресну и спою, Быть может через сто веков В стране не дураков, а гениев. (1990-е годы И. Тальков.)
5.
Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! (1917 г. А. Блок.)
6.
- Словом, Теркин, тот, который На войне лихой солдат, На гулянке гость не лишний, На работе - хоть куда… (40-50-е гг. 20 века А. Твардовский.)
7.
О власти. Кумиров создаем и низвергаем, А все на месте продолжаем бег. Один сказал: " Мы долго запрягаем…” Другой подумал: " Главное, не тех…” (70-е г. 20 в. Е. Самоварщиков.)
Заключительное слово учителя. У каждого времени свои приоритеты, свои ценности, свои достижения и потери, свои герои.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь...
Коллингвуд ответил на вопрос: "Для чего нужна истории?”: "Для человеческого самопознания”.
На последующих уроках мы более подробно остановимся на ключевых моментах истории России 20 века, поговорим о людей таких далеких и таких родных, о нас с вами. Сегодня мы бросили взгляд…
Учитель благодарит учащихся за работу, отмечает наиболее активных участников групп, оценивает работы учащихся. |