Цель: закрепление знаний и дидактического принципа прочности знаний, их систематизация — приведение усвоенных учащимися знаний и понятий в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между её элементами.
Образовательные цели:
-Формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний по истории России;
-вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
Развивающие цели:
-
- развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
-
- повторить понятийный аппарат, хронологию;
-
- выявить пробелы в знаниях и устранить их.
Воспитательные цели:
Оборудование:
-
- карта «Российская империя XII в »;
-
- фрагменты мультимедийного фильма по эпохе Петра — карта
-
- «Российская империя в ХУ11в.», Фрагмент видеофильма «Петр I» Кунсткамера, Фото двойного трона.
-
- жетоны «Доверие», «Делегат», «Экзаменатор», «Все-все», «Выбор»;
Тип урока: повторительно-обобщающий (группов ая работа) с использованием компьютерных технологий.
Обоснование применения компьютера:
-подготовительная работа состояла в наборе текстов заданий, подборе
фрагментов мультимедийных фильмов и выстраивании их в компьютерную структуру урока;
-каждая группа работает с одним компьютером и имеет возможность видеть задания других групп, обсуждать сообща задания по карте или фрагментам фильма;
- в прцессе урока развиваются коммуникативные навыки и умения, повышается мотивация учащихся через визуальное восприятие и своеобразие применяемых технологий;
- развивается творческий потенциал учащихся, их умение экспериментально-исследовательской деятельности, повышается мотивация обучения.
Ход урока:
Класс распределён на 5 групп (руководителя назначить).
Вступительное слово учителя. (3мин.)
Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории
Российского государства. Пётр резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом. С детства любознательный и трудолюбивый, царь всю жизнь оставался «вечным студентом» и «вечным мастером». Из всех качеств правителя самым важным он считал гибкость ума, то есть способность быстро реагировать на самые острые проблемы.
Петра справедливо называют реформатором и «западником», и «губителем русской культуры» — что менее справедливо. Реформы требовались — всеобъемлющие. И в них много плюсов, но естественно и имеются и минусы. А когда у нас в России любили реформаторов? И нам тяжело с вами, т. к. реформы продолжаются, но история не должна стоять на месте и она нуждается в таких правителях и политических деятелях.
Наша задача — повторить материал главы «Петровская эпоха» (понятия, хронологию, факты, культуру), выявить пробелы в знаниях и устранить их, применяя навыки работы с компьютером и использование коммуникативных технологий.
Все открывают папку, находящуюся на рабочем столе, «Эпоха Петра I», 1-ый этап.
Условия работы. (3 мин.)
В руках у меня жетоны. Каждый из них означает следующее:
что я этой команде доверяю в их знаниях, и они тем самым освобождаются от ответа.
-
2. «Экзаменатор» — учащиеся группы, вытянувшие этот жетон, прослушивают ответы, анализируют и оценивают (оценки на листе).
-
-
3. «Делегат» — после обсуждения вы в группе выбираете 1 учащегося, который отвечает на вопрос, его оценка — это оценка каждого из вас (если он «3» — все «3»).
-
4. «Все-все»! Все участники отвечают вместе. Один начинает, другой продолжает и т. д.
-
5. «Выбор» — учитель выбирает, кто из группы отвечает.
Все задания у вас изображены на компьютере, что даст вам возможность более внимательно вдумываться в их содержание и создаст условия для более удобного их обсуждения. Группа вытянувшая жетон «Экзаменатор» имеет право открыть папку «Хронология» или «Термины» для более правильной проверки знаний учащихся, они располагаются на рабочем столе.
Время на обсуждение −4мин.
К учителю подходят руководители групп — вытягивают жетоны.
Знакомимся с первым заданием.
I этап (15 мин.)
Задание № 1
Назовите дату события
- Годы жизни Петра I
-Годы Северной войны
- Полтавская битва
- «Великое посольство»
Открываем в компьютере второе задание
Задание № 2
Дать определения понятиям:
— мануфактура;
— меркантилизм;
— регулярная армия;
— приписные крестьяне;
— посессионные крестьяне.
Внимательно вчитайтесь в расположенное на экране задание.
Задание № 3
Найдите в папке «ролики» фрагмент о Северной войне, просмотрите и ответьте на вопрос.
Кем чувствовал себя Карл XII перед Полтавой — победителем
или побежденным? И почему?
II этап (15мин.)
Задание № 1.
Назовите дату события:
— Стрелецкий бунт
— Осада Азова
— Основание Санкт-Петербурга
— Вступление на престол Петра I и Ивана
Задание № 2.
Дать определения понятиям:
— рекрутская армия;
— сенат;
— «Великое посольство»;
— меркантилизм.
Задание № 3
Откройте папку «ролики», изображение «Корабль».
Поясните изображение на рисунке.
III этап (15мин.)
Задание № 1
Откройте папку «ролики», просмотрите видеосюжет «Двоецарствие» и фото «Трон».
Что изображено в фрагменте фильма?.
К каким событиям истории это относятся
Задание № 2.
Прокомментируйте увиденный фрагмент.
Задание № 3.
Покажите на карте территории, из-за которых велась Северная
война. Карту открыть в папке «ролики» и выполнить задание.
IV этап (15 мин.)
Задание № 1.
Откройте папку «ролики», видеофрагмент «Северная война».
Петр называл сражение при д. Лесной «матерью Полтавской
баталии». Какие основания были для этого?
Задание № 2.
Кто первым начал Северную войну? Из-за чего ее начали?
Работа у карты. (Датские и польские короли — вернуть свои
земли). Откройте папку «ролики», изображение «Карта2».
Задание № 3
Когда в России наступил 18 век? Какой век был до этого?
(7208–5508, с 1 января 1700 г.).
Итог урока.
Рефлексия. Какие из заданий вызвали у вас большие затруднения. Ответы каких учащихся вы отметили бы особо и почему? Листы с оценками сдайте.
Оценки, поставленные вами друг другу, идут в журнал и дневники.
Термины
мануфактура; рекрутская армия; регулярная армия; "Великое посольство»; «меркантилизм»; посессионные крестьяне; приписные крестьяне; сенат.
Хронология
- Годы жизни Петра I — 1672–1725 гг.
-
- Вступление на престол Петра I — 1682 г.
-
- Стрелецкий бунт — 1689 г.
-
- Осада Азова — 1695 г.
-
- «Великое посольство» — 1697–1698 гг.
-
- Основание Санкт-Петербурга — 1703 г.
-
- Полтавская битва — 27 июля 1709 г.
-
- Битва у д. Лесной — 1708 г.
-
- Восстание Кондратия Булавина — 1707–1708 гг.
Методическая направленность урока.
1. Оптимизация обучения — умение выделять главное в изученном материале;
2. Оптимизация предполагает ряд принципов в обучении, один из них — принцип оптимального сочетания общеклассных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса с применением компьютерных технологий;
3. Один из вариантов группового подхода в обучении — дифференциация заданий на уроке для слабоуспевающих и наиболее подготовленных учеников, деление школьников по общности интересов, характеру внеучебных общений, возможностям взаимно оказывать помощь в учении и т. д. Групповая форма учитывает особенности и запросы школьников, их реальные возможности. Групповая форма приобретает коллективный характер, когда ученики сообща определяют цели, способы действий и коллективно анализируют её результаты при этом развиваются и коммуникативные навыки.
4. Использование компьютера позволяет вовлечь в работу даже пассивных учащихся, поскольку данная технология вызывает интерес и у слабоуспевающих учащихся, а визуальное восприятие является главным в процессе обучения данной категории учащихся.
5. Данная работа учитывает все направления контроля знаний:
-хронологию;
-понятийный аппарат;
-знание фактов;
-монологическую речь;
-решение задач на логическое мышление. |