Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 11:10:05
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Владимир Мономах и его литературное наследие
07.04.2009, 16:01:05

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о Владимире Мономахе и его роли в истории Руси;
  • обучать учащихся работать с первоисточником, развивать умение анализировать художественный текст;
  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.
  • формировать навыки групповой работы.

Оборудование:

  • экран, медиапроектор, компьютер;
  • карточки с текстом «Поучения», тестовые задания;
  • иллюстрации о жизни Владимира Мономаха;
  • таблица для учёта заработанных группой баллов.

Эпиграф урока:" Жизнь - Родине, душу-Богу, а честь –никому».

Ход урока.

Учитель литературы:

-Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие, потому что мы проводим совместный урок истории и литературы. Тема нашего урока: «Владимир Мономах и его литературное наследие».

Сегодня мы вспомним исторические события, связанные с именем В. Мономаха, и познакомимся с его произведением, которое называется «Поучения». Работать мы будем в командах. У вас есть возможность зарабатывать баллы, за которые в конце урока мы выставим отметки.

Учитель истории:

-Дома вы должны были познакомиться с жизнью Владимира Мономаха. Насколько ответственно вы выполнили домашнее задание, мы узнаем прямо сейчас, выполнив исторический тест. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, команда может заработать всего 8 баллов.

Тестовые задания высвечиваются на экране.

  1. Как звали отца В. Мономаха?
    ( а) Ярослав; б)Святослав; в) Всеволод.)
  2. Кого избрали киевляне своим князем в 1093 году?
    ( а) Мономаха; б) Святополка; в) Изяслава.)
  3. Где княжил Мономах до того, как стал киевским князем?
    ( а) в Новгороде; б) в Чернигове; в) в Переяславле.)
  4. «Устав В.Мономаха» был написан
    ( а) в пользу городского люда; б) с целью улучшения положения крестьян;в) с целью усиления княжеской власти.)
  5. 40 тысяч половцев после разгрома их Мономахом откочевали
    ( а) в Среднюю Азию; б) на Северный Кавказ; в) в Центральную Европу.)
  6. Съезд князей в Любеке был созван
    ( а) в 1079 году; б) в 1097 году; в) в 1093 году.)
  7. Какие результаты были достигнуты на съезде?
    ( а) разгромлены половцы; б) прекращены междоусобные войны;в) Мономахом сделана попытка к прекращению междоусобиц )
  8. В. Мономах победил половецких ханов
    ( а) Шарухана, Боняка, Тугорхана; б) Шугорхана, Турхана, Бокана;

    Выводы: Слайд №12.

    Учитель истории:

    Нашему государству уже более 1000 лет. За это время на Руси были разные правители. Немало было и таких, которые свои личные интересы ставили выше интересов государства и народа. Но о В.Мономахе с полной уверенностью можно сказать, что он прежде всего думал о своей стране, о своём народе. Он немало сил приложил к тому, чтобы прекратить княжеские междоусобицы, укрепить ослаблявшие русские земли, разгромил половцев, которые в течение долгих лет совершали на Русь разорительные набеги. Став киевским князем, Мономах дополнил «Русскую правду» законами, защищающими интересы простого народа.

    Работа с текстом.

    Учитель литературы:

    Мы поговорили о В. Мономахе как об историческом деятеле, а теперь обратимся к его литературному наследию, к «Поучению».

    «Я, недостойный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленный и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.» Слайд №13.

    Учитель истории:

    - Этими словами начинается замечательный памятник древнерусской литературы 12 века. Из первых же слов узнаём, что автором «грамотки» был князь В.Мономах, получивший при крещении от своего деда Ярослава Мудрого имя Василий. Тут удивляться не стоит, так как в то время многие имели две имени: одно церковное, а другое светское. Видимо, писал своё «Поучение» он за несколько лет до смерти, как полагают учёные, в 1117 году. Обращаясь к своим уже взрослым детям, он о себе замечает, что сидит уже на санях, т.е. готовится в мир иной (Сани в Древней Руси были принадлежностью похорон).

    Учитель литературы.

    - О чём мечтает старый и мудрый правитель? Конечно, о том, чтобы дети сохранили и приумножили всё то, чего ему удалось добиться за десятилетия непрестанного государственного труда. Как этого добиться? Об этом мы сейчас узнаем.

    Для работы с «Поучениями» каждая группа получает отдельное задание по тексту. Вопросы написаны на экране. Слайд №15.

    Задача учащихся — сформулировать основные мысли Мономаха в виде тезисов. Работа оценивается по пятибалльной системе. Кто полнее раскроет мысли автора, тот получает больше баллов.

    Словарная работа.

    Мы уже говорили, что «Поучения» были написаны в 12 веке. С этого времени в русском языке произошло много изменений, поэтому в тексте вам встретятся устаревшие слова. Их значение можно найти на экране или попробовать подобрать однокоренное слово.

    Устаревшие слова: Слайд №14.

    • Сидя на санях — готовясь в мир иной.
    • Уповать — твёрдо надеяться.
    • Смерд—крестьянин.
    • Тленный — телесный, смертный.
    • Посадник—воевода, начальник.
    • Агнец—ягнёнок.
    • Рядить—править, управлять.
    • Тиун—управитель.

    Работа с текстом в группах.

    Текст «Поучения» очень сложен для учащихся 6 класса, поэтому целесообразно разделить его на несколько частей.

    Каждая группа получает для анализа свой отрывок текста и, отвечая на поставленный вопрос, формулирует основные тезисы.

    1 группа.Что нового узнали о князе Владимире Мономахе?

    А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет.

    Я из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей.

    А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал - в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

    Что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на баричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал, и за церковным порядком, и за службой сам наблюдал.

    Не осуждайте меня, дети мои, или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете!

    Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.

    2 группа. Каким должен быть идеальный правитель?

    Куда бы вы путь ни держали по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы люди не стали проклинать вас.

    Ни невинного, ни виновного не убивайте и не велите убивать: всякие дела человеческие годны. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога поведено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело - остерегаться самому, то Божья помощь лучше человеческого. И бедного смерда, и убогую вдовицу не давай в обиду, за церковным порядком и за службой сам наблюдай.

    Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего. Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей.

    Если же вам придётся крест целовать, то, проверив сердце своё, целуйте только на том, что можете выполнить, а поцеловав, соблюдайте своё слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.

    Гордости не имейте в сердце и в уме: грешны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почёт.

    . На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. Оружия не снимайте второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

    3 группа. Что писал Владимир Мономах о православной религии и христианских заповедях?

    Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, нелепицу молвил.

    Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".

    "Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей".. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его, просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков".

    Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

    Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

    4 группа.Какие советы Владимира Мономаха актуальны и сегодня?

    Дети мои или иной кто, слушая эту грамоту, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь.

    В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. Оружия не снимайте второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, а покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, Но не давайте ей власти над собой. Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамоту, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как мой отец, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…

    5 группа. О каких качествах князя мы можем говорить, читая этот отрывок?

    Есть в «Поучении» письмо Мономаха к князю Олегу Святославовичу. За своё пристрастие к ссорам и междоусобицам он был прозван на Руси Олегом Гориславовичем. Предыстория такова. В 1096 году сын Мономаха, Изяслав, напал на земли Олега Святославовича и был убит в бою. Олег решил захватить земли владения Изяслава, но ему помешал другой сын Мономаха—Мстислав. Он нанёс убийце своего брата страшное поражение, после чего тот вынужден был бежать за пределы Руси. Вместо того чтобы послать погоню за своим недругом, Мстислав, верный отцовским принципам, простил Олега и обратился к отцу с просьбой сделать то же. Мономах написал к Олегу письмо. Нужно учесть, что в тот период Мономах был самым могущественным из русских князей того времени.

    ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ.

    О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.

    Я тебе не враг, не мститель!

    Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: "Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!".

    Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, хотя он и будет достоин смерти, не губите никакой христианской души.

    Выступления групп.

    1 группа. Владимир Мономах прожил долгую жизнь. Большую её часть он проводил в походах и на охоте. Мы с гордостью можем сказать, что он жил достойно и стал примером для своих детей и потомков.

    • С 13 лет ездил на охоту и в походы; Слайд №17.
    • Совершил 83 великих похода;
    • 19 раз заключал мир с половецкими князьями;
    • Много раз был на охоте ранен, но Бог сохранял его невредимым;
    • Всегда верил в Бога и прославлял Его милость.

    2 группа. По мнению группы, идеальный правитель должен быть справедливым и милосердным, стать защитником земли русской. Слайд №19.

    • Не обижать бедных и убогих;
    • Не надеяться на окружающих, сам должен делать всё, что надо;
    • Хвалить Бога и прославлять милость Его;
    • Не боясь ни войны, ни зверя, дело исполнять мужское;
    • Не брать грех на душу, не лишать жизни христианина;
    • Лжи остерегаться и пьянства.

    3 группа. Владимир Мономах был истинным христианином. По его мнению, именно христианская религия должна быть той основой, которая поможет объединить русских князей.

    О православной религии он писал: Слайд №21.

    • Страх имейте Божий в сердце своём;
    • Уповайте на Бога, ибо верю в него;
    • Уклонитесь от зла, сотворите добро, найдите мир и отгоните зло;
    • Ни монашеством, ни голоданием, но добрым делом можно получить милость Божию;
    • Не преступайте крестоцелование.

    Физкультминутка. Слайд №22.

    Учитель истории. Наша физкультминутка тоже связана с историей. Если я произнесу название восточнославянского племени, то все вы поднимаете руки и машете, приветствуя. Если будет название не славянского племени, мы делаем руками замок за спиной.

    Словене, древляне, хазары, вятичи, печенеги, поляне, волыняне, печенеги.

    4 группа. Когда читаешь «Поучение», складывается впечатление, что они написаны сегодня.

    • Не ленитесь, но трудитесь; Слайд №23.
    • Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело;
    • Гордости не имейте в сердце и в уме;
    • Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
    • Не пропустите человека, не приветив его;
    • Чего не умеете, тому учитесь;
    • Творите добро.

    5 группа. Для Владимира Мономаха дела государственные всегда были на первом месте.

    • Мономах прощает Олега Святославовича, виновного в смерти сына, отказывается от мести;
    • Советует Олегу покаяться в содеянном грехе; Слайд №25.
    • Не хочет ссориться с Олегом, потому что добра хочет братии и Русской земле.

    Выводы по уроку. Слайд №26.

    В «Поучении» Владимир Мономах завещал детям и внукам, да и всем нам (потомкам), быть справедливыми и милосердными, не лениться («да не застанет вас солнце в постели»), вести жизнь честную, достойную защитника Отечества.
    Не зря он много внимания уделяет описанию своих охотничьих подвигов. Для Мономаха охота – постоянная закалка тела и духа, позволяющая ему в любой момент быть готовым исполнять свой долг перед Родиной. Потому и по сей день дорог нам завет старого князя: « Дети, ни войны, ни зверя не бойтесь – делайте дело мужское!»
    Особо нужно отметить литературный талант В.Мономаха. Его «Поучение» отличается яркостью и выразительностью речи.

    Дополнительные вопросы командам. Слайд №27.

    1. «Поучения» написаны почти 1000 лет назад, но и сегодня мы с большим интересом и с уважением относимся к советам, оставленным В.Мономахом. Чем вы можете это объяснить? За оригинальный ответ группа получает балл.
    2. Сформулируйте основную идею «Поучения». С какой целью написано это произведение?

    Слайд №28.

    Вывод: Основная идея «Поучения» - мир и согласие во всех русских землях. Слайд №29.

    К нашему уроку мы подобрали эпиграф «Жизнь—Родине, душу—Богу, а честь—никому». Почему именно это выражение стало эпиграфом к нашему уроку? Слайд №30

    Подведение итогов.

    Подсчёт баллов, заработанных командами, и выставление отметок.

    Домашняя работа.

    Написать небольшое сочинение на тему «Как воспитывали настоящих мужчин в Древней Руси».

    Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: учителю истории, урок истории, конспект урока, история средних веков, История Украины, скачать бесплатно
    Просмотров: 1615 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
    » Поиск
    » АСТРОНОМИЯ

    УДИВИТЕЛЬНАЯ
      АСТРОНОМИЯ


    ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
      СИСТЕМА


    АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
      ОТВЕТАХ


    УДИВИТЕЛЬНАЯ
      КОСМОЛОГИЯ


    КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

    » ИНФОРМАТИКА

    ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
      ИНФОРМАТИКА


    К УРОКАМ
      ИНФОРМАТИКИ


    СПРАВОЧНИК ПО
      ИНФОРМАТИКЕ


    ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

    КРОССВОРДЫ ПО
      ИНФОРМАТИКЕ

    » ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

    РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
      УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


    ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

    САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
      РАБОТЫ. 9 КЛАСС


    КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
      ФОРМАТЕ ЕГЭ


    ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
       ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

    » ХИМИЯ
    » ОБЖ

    ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

    РЕКОРДЫ СТИХИИ

    РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
      УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


    ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
      ОБЖ


    ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

    КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

    » МХК И ИЗО

    СОВРЕМЕННАЯ
      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


    ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

    САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
      ПАМЯТНИКИ


    МУЗЕЕВ МИРА

    ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

    СОКРОВИЩА РОССИИ

    ИЗО-СТУДИЯ

    КРОССВОРДЫ ПО МХК

    » ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

    ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
      УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


    УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
      ЗЕМЛИ


    ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

    ВЕЛИЧАЙШИЕ
      АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


    УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
      УЧЕНЫХ


    РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
      И ОПЫТЫ ПО
      ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


    САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
      НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

    » ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
      (на русск.яз.)


    УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

    УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

    » ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
    » УЧИТЕЛЬСКАЯ
    » МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

    ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

    СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
      МОСКОВИИ


    ПРОГУЛКИ ПО
      ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


    МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

    БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

    » ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
    » ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

    ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

    УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

    ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
      ПСИХОЛОГИЯ


    МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
      КАМНИ


    УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

    ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

    » БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

    МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

    МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

    НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

    » Статистика

    Онлайн всего: 7
    Гостей: 7
    Пользователей: 0
    » Вход на сайт

    » Друзья сайта
    Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0