Цель урока:
-
Выявление закономерностей развития общества: «Все течет – все изменяется», « Общество развивается по спирали».
-
Развитие творческого мышления, познавательного интереса. Развитие умения анализировать исторические документы и закреплять навыки сравнения.
-
Воспитание мировоззрения гражданина, взаимоподдержки, ответственности, патриотизма.
Оборудование:
-
Дидактические раздаточные материалы: изложение текстов исторических и современных документов – политические программы «РСДРП», «Конституционно-демократическая партия», «Союз русского народа», «Единая Россия», «КПРФ», «Справедливая Россия» (смотри приложение №1).
-
Компьютер и проектор (смотри приложение №2).
-
Наглядность (название партий, анализ документов).
Тип урока: Урок-закрепление (Раздел «Россия 1900-1917 гг. 1 час)
Форма урока: Деловая игра.
Методы обучения:
Анализ, сравнение, синтез (работа учащихся с историческими документами, данными статистики), метод наглядности. Самостоятельная, творческая работа учащихся. Обучение через ИКТ.
Ход урока
Класс делится на шесть групп-партий. На столах каждой группы название их партии («РСДРП», «Единая Россия» и т. д.), чистые листы для работы на уроке, политические платформы партий в оригинале («Единая Россия» 2007 год, «КПРФ» 2007 год, «Справедливая Россия» 2007год). На экране слайд №1. На первом этапе урока учащиеся определяют цели урока. Учитель в ходе обсуждения подводит учащихся к проблеме, которая будет лейтмотивом всего урока: «Все течет, все изменяется» или «Исторический процесс развивается по спирали».
Слова учителя:
- Приветствую участников нашего необыкновенного съезда.
Тема съезда: «Власть и общество: сто лет спустя». Сегодня на нашем съезде встретились представители партий, существовавшие в 1907 году: «Российская социал-демократическая рабочая партия», «Конституционно-демократическая партия», «Союз русского народа». А также партии, которые существуют сейчас: «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Справедливая Россия». Итак: давайте огласим повестку съезда. Зачем мы сегодня все собрались? Какие проблемы будем решать? О чем будем говорить?
У учащихся было опережающее домашнее задание: анализ программных материалов партий, которые распределялись соответственно (группа, представляющая партию «РСДРП» анализировала программу этой партии), выделение трех главных (по мнению детей) проблем, стоящих перед властью и обществом в начале XX века, а также в начале XXI века. Учащиеся оформляют эти три проблемы в виде плакатов, слайдов (следует эти слайды вставить в презентацию учителя заранее) и т. д. А также задание-повторение темы « Россия в 1900-1917гг». Как показывает практика, дети успешно ставят цели урока самостоятельно. Учитель подводит итоги выступлений учащихся. На экране слайд №2.
Слова учителя: - Повестка сегодняшнего съезда - вопрос о движении исторического процесса. Нам нужно решить изменились ли за сто лет проблемы, стоящие перед обществом России, или, сделав виток, история снова ставит нас перед теми же проблемами, но уже в новых исторических реалиях. У вас на столах лежат протоколы, которые вы должны заполнять по ходу съезда, записывая проблемы, выдвинутые представителями партий. Слово предоставляется партии «РСДРП» (на экране слайд №3, выступает лидер, выдвинутый самой группой, озвучивая вкратце всю программу, выделяя только три проблемы, которые оформлены в виде наглядности). Слово предоставляется «кадетам» ( на экране слайд №4), далее «Союз русского народа» ( на экране слайд №5), далее «КПРФ» (на экране слайд №6), далее «Единая Россия» (на экране слайд №7), далее «Справедливая Россия» ( на экране слайд №8).
По ходу выступлений представителей партий учитель интересуется, есть ли у делегатов съезда вопросы к ним, что осталось непонятным. На экране слайд №9.
Слова учителя: - Давайте перейдем к повестке съезда. На основании выступлений лидеров партий, сделайте вывод, какой тезис об историческом движении верен. Изменились ли проблемы за сто лет или остались прежними.
Работая в группах, сравнивая и обсуждая общественные проблемы России 1907 и 2007гг., учащиеся приходят к выводу – «Все течет – все изменяется». На экране слайд №10.
Слова учителя: - Теперь вашему вниманию предоставляются следующие статистические данные. Проанализируйте их и сделайте вывод: изменилось или нет социально – экономическое положение в России за сто лет?
Учащиеся с помощью учителя анализируют данные статистики, сравнивая социально – экономическое положение России начала XX века, начала XXI века. На экране слайды №№11-14. В ходе обсуждения учащиеся снова возвращаются к заданию – проблеме (на экране слайд №15), и приходят к выводу – «Исторический процесс развивается по спирали» (на экране слайд №16).
Слова учителя: - Возвращаясь к повестке съезда, мы приходим к выводу о верности тезиса «Исторический процесс развивается по спирали». Так какой же из тезисов верен?
Учащиеся в ходе обсуждения приходят к выводу, что верны оба тезиса (на экране слайд №17). Далее учитель подводит итог.
Слова учителя: - На основании нашей дискуссии мы пришли к выводу, что исторический процесс развивается, исторические реалии изменяются, но изменяются спиралевидно. Теперь я приглашаю вас на съезд начала XXII века (на экране слайд №18). Исходя из всего сказанного, используя ваши протоколы, спрогнозируйте, какие проблемы в той или иной области будут стоять перед обществом и властью России еще через сто лет. Не забудьте о регламенте, на эту работу у вас 5 минут.
Работая в группах, учащиеся выполняют творческое задание, выдвигая проблемы, которые могут стоять перед обществом в начале XXII века, руководствуясь программами партий, которые они представляли, а также данными статистики. У каждой группы своя область проблем, всего их шесть: экономическая, политическая, культурная, социальная, экологическая, международная области. По окончании выступлений групп, учитель задает вопрос и подводит итог.
Слова учителя: - Можно ли применить нам вывод о движении исторического процесса к предполагаемым проблемам 2107 года. - Молодцы! А теперь оцените вашу степень желания участвовать в политической жизни России (на экране слайд №19).
В заключение урока, учитель проводит рефлексию, определяя уровень гражданской позиции учащихся. Дети голосуют в ходе озвучивания каждой позиции слайда №20.
Слова учителя:
1 – «Побывав на сегодняшнем уроке, вы считаете возможным быть лидером и попытаться решить проблемы, имеющие место быть в современной России». 2 – «Вы хотите участвовать в политической жизни России в роли избирателя». 3 – «Если вы остаетесь пассивным к тем социальным, политическим проблемам, существующим в России, проголосуйте, пожалуйста».
Далее учитель делает вывод о работе на уроке в целом и оценивает работу учащихся.
Слова учителя:
- Считаю наш съезд состоявшимся. Все партии работали продуктивно, но особенно отличились …
Спасибо всем присутствующим.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Российская социал – демократическая рабочая партия.
Низвержение царского самодержавия и замена его демократической республикой.
Всеобщее, равное и прямое избирательное право для всех граждан и гражданок, достигших 20 лет. Неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек, союзов. Неприкосновенность личности и жилища. Уничтожение сословий и полная равноправность всех граждан независимо от пола, религии, расы и национальности.
Замена постоянного войска всеобщим вооружением народа.
Ограничение рабочего дня восемью часами в сутки. Воспрещение пользоваться трудом детей до 16 лет, ограничение рабочего времени подростков (16-18 лет) шестью часами.
Организация санитарного надзора на всех предприятиях, сохранение содержания рабочих за счет предпринимателя во время болезни.
Государственное страхование рабочих на случай старости или частичной потери способности к труду за счет специального фонда, составленного путем особого налога на капиталистов.
Воспрещение выдачи заработной платы товарами, установления еженедельного срока расплаты деньгами, выдача заработка в рабочее время.
Даровое и обязательное общее и профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лет, снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства.
Введение широкого местного самоуправления.
Отмена всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его землей. Устранение остатков крепостных отношений, уцелевших на Урале, на Алтае и в других областях государства.
Возвращение сельским обществам тех земель, которые отрезаны у крестьян при уничтожении крепостного права и служат в руках помещиков орудием для их закабаления.[1]
2. Конституционно – демократическая партия.
Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные ограничения и всякие ограничения личных и имущественных прав отдельных групп населения должны быть отменены. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания.
Цензура как общая, так и специальная, упраздняется.
Право устраивать публичные собрания для решения всякого рода вопросов. Право составлять всякого рода группы, союзы, собрания.
Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу.
Конституционное устройство Российского государства определяется основным законом.
Местное самоуправление должно быть распространено на все Российское государство.
Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями.
Распространение рабочего законодательства на землевладельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия.
Свобода рабочих союзов и собраний. Запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технически– и общественно – необходимых.
Устройство органами местного самоуправления образовательных учреждений для взрослого населения, элементарных школ для взрослых, народных библиотек.
Полная автономия и свобода преподавания в университетах и других высших школах.[1]
3. Союз русского народа.
Союз русского народа постановляет себе неуклонною целью развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества – России единой и неделимой.
Благо Родины – в незыблемом сохранении православия, русского неограниченного самодержавия и народности.
Русский народ – православный, а потому христианской православной церкви должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в государстве положение.
Самодержавие русское создано народным разумом, благословлено церковью и оправдано историей; самодержавие наше – в единении с народом.
Русской народности, собирательнице земли Русской, создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и в государственном строительстве.
Русский язык есть господствующий язык Российской империи для всех населяющих ее народов.
Государственная дума, чуждая всяких ограничений верховной царской власти, должна быть национально – русскою.
Ближайшая деятельность правящих властей неуклонно направляется к установлению строгого порядка и законности на твердых началах свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенности личности, но с установлением правил, определяющих границы указанной свободы, дабы не нарушался государственный правопорядок и не затрагивались бы права отдельных лиц и дабы она сама была ограждена от произвола.[1]
4. Единая Россия.
Обеспечение законодательного закрепления льгот для меценатов. Содействие развитию отечественного кино и театра, книгоиздания и литературы, развитие внешнего и внутреннего туризма. Продолжение реставрации памятников истории и культуры.
Отстаивание принципа доступности качественного образования, включая высшее, для представителей всех социальных групп.
Особое внимание будет уделяться малому и среднему бизнесу. Усиление государственной поддержки стратегически важных отраслей отечественной промышленности.
Оказание поддержки разработке и продвижению новых передовых технологий и подготовке кадров.
Освоение сырьевых месторождений. Строительство федеральных трасс, развитие железнодорожных, воздушных и водных путей.
К 2008 минимальный размер оплаты труда достигнет прожиточного минимума.
Программа капитального ремонта жилья и переселения людей из аварийного жилого фонда в современные благоустроенные квартиры.
Все игорные заведения, расположенные вне четырех специальных зон, к 1 июля 2008 года прекратят свою деятельность.
Партия намеренна добиться проведения действенной административной реформы, установить численность государственной служащих на основе оптимальной достаточности, обеспечить строгое выполнение ими своего долга перед гражданами и государством в соответствии с принятыми законами.
Наша цель – сделать так, чтобы каждый гражданин России жил достойно вне зависимости от того, проживает он в городе или деревне, в столице или российской глубинке. Через систему социальных гарантий будет обеспечиваться привлекательность Севера и комфортность проживания северян.
Защита прав и свобод человека, противодействие мировому терроризму, распространению оружия массового поражения.[2]
5. Коммунистическая партия РФ.
Природные ресурсы и стратегические отрасли экономики станут собственностью государства. Перспективное планирование восстановлено. Будет ограничен экспорт невосполнимых природных ресурсов.
Введен контроль над ценообразованием на горюче – смазочные материалы, хлеб, медикаменты и другие предметы первой необходимости.
Пересмотрены, либо отменены закон о монетизации льгот, Жилищный кодекс и т. д.
Начнется преодоление сырьевой направленности экономики. Важнейшим приоритетом будут наукоемкие отрасли.
Жесткие меры будут приняты для подавления преступности и коррупции. Восстановлена смертная казнь за особо тяжкие преступления.
Энергичные меры дипломатического и экономического воздействия обеспечат прекращение дискриминации русских и русскоговорящих в прибалтийских и любых других странах.
КПРФ откажется от неоправдавшего себя единого госэкзамена для выпускников школ.
Пропаганда порока, разврата и насилия станут пресекаться силою закона и общественного мнения.
Восстановление широкого доступа граждан, детей и подростков к занятиям физкультурой и спортом. Начнется воссоздание системы лечебно – оздоровительного санаторно-курортного отдыха трудящихся.[3]
6. Справедливая Россия.
Увеличить расходы государства на пенсионное обеспечение с нынешних 5% до 10% ВВП, добиться повышения пенсий до размера двух третей от средней заработной платы за счет средств, полученных от приватизации.
Установить максимальную долю расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере не более 10% от совокупного дохода семьи. Государство должно увеличить масштабы строительства социального жилья для малообеспеченных слоев населения и молодых семей.
Создать благоприятные условия для усыновления и опеки детей – сирот российскими гражданами.
|