Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 12:16:26
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Великие реформы 60 -70-х гг. XlX века
21.04.2009, 15:29:39

Цели урока:

  • Обучающая выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческими документами, текстом учебника
  • Развивающая развивать умение выступать с сообщениями, вести дискуссии, формулировать собственные выводы и аргументировать их
  • Воспитательная– формирование толерантности, умения давать самостоятельные нравственные оценки общественно-историческим событиям

Формы и методы урока: Работа в группах, беседа, работа  с документами

Основные понятия и термины: Модернизация, реформа,  земства, «гласные», курия, городская управа, всеобщая воинская повинность, городская дума, городская управа, третий элемент.

Оборудование: Портреты Александра ll, деятелей реформ, иллюстрация «Земство обедает» и др.

Этапы урока:

Постановка проблемы: слайд №1

Учитель: На прошлом уроке мы рассматривали  отмену крепостного права. Начиная эту реформу, правительство Александра ll надеялось провести модернизацию общества, которая  была так важна России  в этот период. Однако  отмена крепостного права не могла пройти бесследно для России, так как господствовал крепостной строй.  И поэтому поводу великий русский поэт Н.А. Некрасов написал:

Распалась цепь  великая,
Распалась и ударила
Одним концом – по барину
Другим   – по мужику. 

Правительству надо было определить такую середину дороги, чтобы эти «удары» были менее  болезненные. Поэтому уже  при подготовке отмены крепостного права при Министерстве внутренних дел рассматривались и  другие реформы.
(слайд № 2- великие реформы)

Авторов разработчиков земской, судебной, военной и других реформ 1860 - 1870гг. (братьев Милютиных, Ростовцева, вел. кн. Константина и вел. кн. Елену Павловну и других)  их противники постоянно обвиняли в либерализме.
(слайд № 3 – авторы реформ)

  1. Исходя из этих сведений, можно ли назвать эти реформы либеральными?  Судя по этому, действия правительства в 1860 – 1870- гг. должны были способствовать ускорению или торможению модернизации России?
  2. Следовательно, какова наша главная задача на этом уроке? (Рассмотреть великие реформы и решить были ли они действительно либеральными и способствовали ли ускорению/торможению модернизации России, так необходимой в  XlXв.)

Итак, запишите тему нашего урока и главный вопрос, на который мы должны сегодня ответить:  (слайд №4 – тема урока)
Великие реформы – путь к модернизации России.
Можно ли назвать этот путь либеральным?

Актуализация знаний:

  • К каким изменениям привела отмена крепостного права? (исчезли слои зависимых крестьян, которые стали лично свободными и уравненными в правах с другими сословиями и т. д.)
  • Что такое «модернизация»? (Переход от традиционного общества к  индустриальному)
  •  Назовите признаки модернизованного общества (рыночные отношения, промышленный переворот, рост городского населения, гражданское равноправие, демократические свободы, распространение грамотности и научного образования, вовлечение широких народных масс в политическую жизнь). 
  • Что такое либерализм? Каковы его основные признаки? (общественно-политическое учение, для которого главной ценностью являются права и  свободы человека; признаки: свободная личность, свободные экономические сообщества, ч/с, права и свободы человека, равенство всех перед законом).

Решение проблемы:

Наша тема рассчитана на два урока, поэтому на сегодняшнем уроке мы рассмотрим лишь 4 реформы  -  это земскую, городскую, судебную и военную, а на следующем уроке мы продолжим обсуждение реформ и  их значение для России.

Изучать реформы мы будем, работая в группах.
Группа № 1 –проанализирует земскую реформу (слайды № 4 – 8)
Группа № 2 –судебную (слайды № 12–15)
Группа № 3 –городскую (слайды № 9 - 11
Группа № 4 –военную (слайды № 16)

Итак, приступаем к работе. У вас на партах лежат тексты документов и заданий к ним.

Задание для группы, работающей с документами по земской реформе:

  1. Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?
  2. Распространялся ли закон на всю территорию страны?
  3. Для чего, с какой целью был принят закон о земствах?
  4. Как формировались земские учреждения? По какому принципу? О чем это говорит?
  5. Какими основными вопросами занимались земства?
  6. Можно ли назвать земскую реформу либеральной в полном смысле слова?
  7. На какие процессы модернизации влияла реформа?
  8. Как, по вашему мнению, способствовала ли земская реформа ускорению или торможению модернизации страны?

Дополнительные вопросы: к вопросу № 4 – (слайд 5) Из схемы видно, что выборные депутатов «гласных» в земские собрания от первых двух курии были прямыми, а по третьей – многоступенчатыми. Попытайтесь объяснить, что такое  прямые и многоступенчатые выборы?

Многоступенчатые выборы– избирательная система, при которой депутаты представительного органа  избираются нижестоящими органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят избранные населением выборщики и/или депутаты нижестоящих представительных органов.

Прямые выборы – порядок проведения выборов, при котором избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительские органы. (слайды № 6 и7)

  • Какой наиболее демократический способ формирования представительских учреждений?
  • Как вы думаете, почему правительство Александра ll избрало эту такую систему выборов?

к вопросу № 5 –  Меры для «прекращения нищенства» - это открытие и содержание богаделен, приютов для сирот и тому подобных домов для умалишенных.

(Слайд № 8) «Попечение о народном образовании» - это строительство и содержание народных земских школ.

В земской школе акцент делался  главным образом на содержательной стороне образования, на усвоения учащимися определенной суммы знаний. Вот типичный пример из методического пособия по обучению русскому языку в земских школах: «Метла имеет две части голик, состоящий из голых прутьев, связанных в пук, и метловище – палка, воткнутая в голик». Церковно-приходская школа во главу угла ставила воспитательные задачи, обучение основам православия и русской традиции. Как вы думаете, в какую школу крестьянин отдаст своего сына, и на какую из них пожертвует деньги? Почему?  

«Попечение о народном здравии» - содержание больниц, подготовка кадров врачей для села.

Третий элемент – это земские врачи, учителя и статисты. (Слайд № 9)

Дополнительные сведения о деятельности земств:

Земства сыграли большую роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: в организации мелкого кредита путем организации крестьянских ссудо-сберегательных товариществ, в  устройстве почт, дорожном строительстве, в развитии страхования, в медицинской и ветеринарной помощи на селе, в деле народного просвещения. К 1880 г. было открыто 12 тыс. земских школ. За это время в  земских школах получили образование до двух миллионов крестьянских детей. Земства подготовили    за свой счет 45 тыс. учителей и значительно подняли материальный и общественный статус народного учителя. Земские школы считались лучшими. По их образцу стали действовать и школы Мин. проса. Медицинские учреждения на селе, хотя еще и малочисленные и несовершенные, целиком были созданы земствами.  На средства земств были созданы фельдшерские курсы специально для села. Благодаря усилиям земских врачей показатель смертности среди крестьян сократился с 3,75 до 2,8%.  Велика роль земств в статистическом изучении народного хозяйства, в первую очередь крестьянского. Российская статистика  считалась самой лучшей в мире по богатству, точности и ценности собранных ею сведений. И поныне изучение экономики пореформенной России невозможно без привлечения ее материалов.
? Либералы высоко оценивали деятельность земств как первый опыт демократии, отмечали, что спасение России состоит в дальнейшем укреплении и развитии земств; консерваторы же ругали эту реформу и считали ее  новой разорительной для народа бумажно-бюрократическую структуру западнического типа – «красавица свобода в украшениях западного самоуправления и либерализма, не понятная для русского мужика; В.И.Ленин -  как «пятое колесо в телеге русского государственного управления.

  • Как вы оцениваете значение земств для истории России? (продолжаем отвечать на вопросы)

Теперь перейдем к городской реформе.

Задание для группы, работающей с документами по городской реформе:

  1. Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?
  2. Какие основные принципы были  заложены в городскую реформу? 
  3. Как формировались городские учреждения? По какому принципу? О чем это говорит?
  4. Для чего, с какой целью был принят закон о городских органов самоуправления?
  5. Какими основными вопросами занимались городские управы?
  6. Кто мог быть избран в органы городского самоуправления?
  7. Можно ли назвать городскую реформу либеральной в полном смысле слова?
  8. На какие процессы модернизации влияла реформа?
  9. Как, по вашему мнению, способствовала ли городскую реформа ускорению или торможению модернизации страны?

(Слайды  №11-12-13)

Дополнительные вопросы: Городская реформа также подвергалась критики консерваторов. М.Н.Катков писал: «Для наших городов нынешнюю избирательную систему выписали из-за границы, почти не стоит и доказывать нелепость этой системы… несчастному избирателю приходиться избирать вдруг 8, 10, 15 и даже 43 депутата, тогда как он едва ли знает имена двух или трех. Избиратели идут к избирательному ящику, как стадо баранов».

  • В каких условиях по-настоящему действенны были бы органы городского самоуправления?
  • Существовала ли в России традиция управления через органы самоуправления?

Продолжаем отвечать на предложенные вопросы

Наиболее радикальной и последовательной из всех реформ Александра ll была судебная реформа. Давайте рассмотрим эту реформу. Слова предоставляется группе №  3.

Задание для группы, работающей с документами по судебной реформе:

  1. 1.  Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?
  2. Почему появилась потребность в реформировании судебной системы в России?
  3. Что изменилось в судебной системе? Какие виды судов были созданы? Какова их роль в развитии гражданского общества? Каковы основные принципы нового суда?
  4. Кто мог стать мировым судьей?
  5. Кто такие присяжные поверенные? Чем они занимались? Кто мог стать присяжным поверенным?
  6. Кто такие присяжные заседатели? Как они избирались?
  7. Можно ли назвать судебную реформу либеральной в полном смысле слова?
  8.  На какие процессы модернизации влияла реформа?
  9.  Как, по вашему мнению, способствовала ли судебная реформа ускорению или торможению модернизации страны?

Дополнительные вопросы: к вопросу № 3  работа со схемой: (Слайд № 14)

  • Какое из учреждений новой судебной системы олицетворяло прогрессивные перемены, а какое  - дань традициям прошлого? (волостной суд). 
    к вопросу № 3 работа со схемой (Слайд № 15): Каковы основные принципы нового суда?
    Бессословный – представители всех сословий судятся одним судом
    Гласный – судебные заседания открыты для всех
    Состязательный – на процессе две стороны: обвиняющая – прокурор и защищающая - адвокат «состязаются»
    Независимый от администрации, т.е. судью нельзя уволить за вынесение неугодного властям приговора.
  • Какие элементы судопроизводства второй половины 19 века возрождаются в современной России? (Как в 19 века, так и в нашем веке идут споры о суде присяжных). (Слайд № 16 – знак судьи, мировой судья)
    Введение судов присяжных заседателей вызвало неоднозначную реакцию в российском обществе. Консерватор Катков писал: «Если в силу закона уличная толпа приводиться в зал судебных заседаний и если здесь ее случайные суждения получают силу приговора, то всякий здравомыслящий человек скажет, что  в этом безобразии виновата не толпа, а те судебные учреждения, которые вручают ей  неподобающую власть».
    (Слайд №  17 – суд  с присяжными заседателями)
    А всегда ли суд присяжных может обеспечить верное решение? Давайте представим, что мы находимся в зале суда.
    Пример 1: Старушка крала чайник (дело рассматривалось в Московском суде). По закону -  совершена кража, за которую следуют разные наказания, в том числе и лишение свободы. Прокурор на суде сам сказал, что кража незначительная, старушка нуждается. Тем не менее, он потребовал наказания, поскольку собственность не прикосновенна и «если позволить людям  посягать на нее, страна погибнет». В суде выступал выдающийся  адвокат Ф.Н.Плевако. Речи адвокатов длились несколько часов, как правило. А в этом случае  - не более минуты. Ф.Н.Плевако произнес: «Много бед и испытаний пришлось претерпеть России за ее более чем тысячелетнее существование. Печенеги ее терзали, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла  и росла от  испытаний. Но теперь, теперь… старушка украла чайник ценою в 50 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно». Благодаря этой речи старушка была оправдана.
    Пример 2: В 1878 году присяжные вынесли оправдательный приговор по делу о покушении Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова.
  • Определите положительные и отрицательные стороны суда присяжных?
    Важное место среди «великих реформ» занимала военная реформа. Слово предоставляется группе. (Слайды  №  18 и 19)

Задание для группы, работающей с документами по военной реформе:

  1. Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?
  2. Каковы причины появления военной реформы?
  3. На каких принципах строилась новая русская армия?
  4. Можно ли назвать военную реформу либеральной в полном смысле слова?
  5. На какие процессы модернизации влияла реформа?
  6. Как, по вашему мнению, способствовала ли военная реформа ускорению или торможению модернизации страны?

Подведение итога урока:

Итак, мы рассмотрели и проанализировали реформы 1860-1870-х гг., которые современники назвали «Великими». Теперь же нам предстоит ответить на вопрос, который  мы поставили в начале урока: «Были ли реформы  1860-1870-х гг. либеральными и способствовали они ускорению или торможению модернизации России?» (слайд № 19). Ответы учеников.

Учитель: подводя итоги, можно сказать, что Великие реформы были близки к революционному перевороту. Ни одна страна в мире не имела подобного опыта проведения столь широкомасштабных преобразований, захватывающих самые разнообразные области жизни и свершавшихся  в течение полутора десятилетий. Эти революционные по своему характеру и последствиям  преобразования - реформы 60 - 70-х гг. XlX века не сопровождались общественными потрясениями. В ходе этих реформ мирно вместо России Феодальной рождалась  Россия  Буржуазная.  Однако  самодержавие  не решилось до конца использовать свой шанс – довести до конца буржуазные реформы. И эта упущенная возможность позже вылилась в большие потрясения – убийство Александра ll, контрреформы Александра lll, и, наконец, открыла путь к революциям ХХ века.

Выставление отметок

Д/З: § 23-24 (слайд № 20)
На выбор:

  1. Попробуйте описать спор, который мог бы состояться между двумя образованными российскими подданными  в 1870-х годах. Одни  защищают действия консервативных министров, пришедших к власти в 1866 году, а другой – их либеральных предшественников. При этом каждый из спорщиков в доказательство своей точки зрения.
  2. Составьте таблицу: Признаки либерализма и их проявление в реформах 60 -70-х гг.

 Документы к анализу Земской реформы

Земская реформа

Из Положения о губернских и уездных земских учреждениях» январь 1864 г.
Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астра­ханскую и Оренбургскую губернии, где был слаб слой дворянства, а также на Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию, Польшу и Литву. Введение земских уч­реждений в остальных местах затянулось до 1879 г., хотя «Положение о гу­бернских и уездных земских учреждениях» получило силу закона в январе 1864 г.
Ст. 1. Для заведывания делами, относящимися к местным хо­зяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уез­да, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением. Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в гу­бернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежащих земству зда­ний, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищен­ства; попечение о построении церквей.
V. Попечение о развитии местной торговли и промышлен­ности
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определяемых, в попечении о народ­ном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
XII. Представление через губернское начальство высшему пра­вительству сведений и заключений по предметам, касаю­щимся местных хозяйственных польз и нужд...
XIII. Производство выборов в члены и другие должности  по земским учреждениям и назначение сумм на сохранение этих  учреждений.
Ст. 5. Земские учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры, при­нимать обязательства, вчинять гражданские иски и ответствен­ность  в  гражданских  судах   по   имущественным   делам   земства.
Ст. 6. Земские учреждения в кругу вверенных им дел дейст­вуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в ко­торых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.
Ст. 9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам...
Ст. 13. Уездные земские учреждения суть: Уездное земское соб­рание и Уездная земская управа.
Ст. 14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) город­скими обществами; в) сельскими обществами...
Ст. 16. Выбор уездных гласных, присутствующих в уездном земском собрании, производится:
а)  на съезде уездных землевладельцев;
б)  на съезде городских избирателей;
в)  на съезде выборных от сельских обществ...
Ст. 23. В избирательном съезде уездных землевладельцев име­ют право голоса:
а)  лица, владеющие в уезде на праве собственности простран­ством земли, определенным для того уезда  в прилагаемом  рас­писании;
б)  лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющие годовой оборот производ­ства не менее шести тысяч рублей;
г)  уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владею­щих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного.
Ст. 28. В городских избирательных съездах участвуют:
а)  лица, имеющие купеческие свидетельства;
б)  владельцы находящихся на городской земле фабрик и других  промышленных  или торговых заведений,  годовой  оборот производства коих не менее 6000 рублей;
в)  лица, владеющие... недвижимой собственностью, оцененною для взимания налога в городских поселениях, имеющих от 2000 до  10 000 жителей,  не ниже  1000 рублей, и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей...
Ст. 30. Съезды для избрания уездных гласных от сельских об­ществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными схо­дами из своей среды... с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя...
Ст. 38. Гласные избираются на три года в сроки, назначаемые министром внутренних дел по особому расписанию губерний...
Ст. 46. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собра­нием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если най­дут нужным, увеличивать число избираемых членов управы до шести...
Ст. 48. Избранный земским собранием председатель уездной управы утверждается в этой должности начальником губернии...

Представительство сословий в земских учреждениях России                                        

Сословия

Уезды

Губернии

 

Число гласных

%

Число гласных

%

Дворяне

4962

41,68

1524

74,2

Духовенство

774

6,5

78

3,8

Купцы

1242

10,43

225

10,9

Мещане

54

0,45

11

0,5

Крестьяне

4581

38,41

217

10,6

Прочие

302

2,53

-

-

Документы к анализу Городской реформы

Городовое положение 1870 г. признавало полноправными гражданами го­родов лишь собственников, владельцев недвижимого имущества, торговых и промышленных заведений, облагаемых налогами, сосредоточивало городское управление в руках наиболее богатых горожан, не допуская к выборам рабо­чих, пришлых людей, составлявших подавляющее большинство городского населения.

1) Попечение о распоряжении по городскому хозяйству и благоустройству  предоставляется  городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением— губернатору на точном основании правил настоящего Положения...

2) К предметам ведомства городского общественного управления принадлежит:

<...> дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении города согласно утвержденному плану; заведывание ... устройством и содержанием улиц, площадей, мо­стовых, тротуаров; городских общественных садов, бульваров, во­допроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мо­стов, гатей и переправ, а равно и освещением города; дела, ка­сающиеся благосостояния городского населения; меры к обеспе­чению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение ... об охранении народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспе­чении от причиняемых ими убытков; попечение об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве при­станей, бирж и кредитных учреждений; устройство на счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими, на основаниях, указанных для земских учреждений <...>
15) Учреждения   городского общественного управления  суть:
1) городские избирательные собрания, 2) городская дума и 3) го­родская управа.
16) Городские избирательные собрания составляются единст­венно для избрания гласных городской думы через каждые  четыре года...
17) Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал,  имеет право голоса  в избрании гласных   при следующих условиях: 1) если он русский подданный; 2) если ему не менее двадцати пяти лет от рождения; 3)  если он, при этих двух условиях, владеет в городских пределах на праве собствен­ности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу го­рода,   или  содержит  торговое  или  промышленное  заведение  по свидетельству купеческому,  или же прожив в городе в течение двух   лет   сряду   пред   производством   выборов ... уплачивает   в пользу города установленный сбор со свидетельств:  купеческого или промыслового на мелочный торг, или прикащицкого 1-го раз­ ряда, или с билетов на содержание промышленных заведений ...и 4) если на нем не числится недоимок по городским сборам...
24) Для производства выборов в гласные, учреждаются в каждом городе из обывателей, имеющих право голоса на выборах, три избирательные собрания, из коих каждое выбирает одну треть всего числа гласных. Для сего обыватели вносятся в список изби­рателей в том порядке, в каком они следуют по сумме причи­тающихся с каждого из них в доход города сборов, дающих право голоса на выборах; затем лица, внесенные в означенный список, делятся на три разряда или собрания, таким образом: к первому разряду причисляются те из показанных в начале списка изби­ратели, которые, внося высшие размеры сборов, уплачивают вме­сте одну треть общей суммы сборов, платимых всеми избирателя­ми; ко второму причисляются следующие за ними по списку изби­ратели, уплачивающие вместе также треть всех сборов; к третье­му— все остальные избиратели. Составленный на изложенных основаниях список с разделением избирателей на разряды, утверж­дается городскою думою...
35) В гласные городской думы может быть избираем каждый, имеющий право голоса на выборах <...> Число гласных из не­христиан не должно превышать одной трети общего числа гласных.
48) Городская дума составляется под председательством го­родского головы из гласных, избираемых на четыре года...
50) Члены городской управы присутствуют в заседаниях ду­мы, участвуют в прениях и представляют объяснения по обсуждаемым делам, но пользуются правом голоса лишь в том случав, если они гласные.
Городовое положение 16 июня  1870 г.— СПб.,   М.,   1871.

Документы по Судебной реформе
Из "Всеподданнейшего доклада", в котором изложена сущность "Основных положений преобразования судебной части в России"

По судоустройству и судопроизводству вообще

1) Судебную власть Департаменты предположили совершенно отделить от вла-стей: исполнительной, административной, законодательной.
2) Разбор маловажных дел, как гражданских, так и уголовных, отделить от ве­
домства судебных мест или полиции, учредив для сих дел особых мировых судей, из­
бираемых из землевладельцев всеми сословиями уезда...
10) Для ходатайства по гражданским делам и для защиты подсудимых по уголов­ным делам учредить, при судебных местах и под их особым наблюдением, присяжных поверенных.
11) Судопроизводство иметь впредь гласно.
По судопроизводству уголовному
24) Определение вины или невинности подсудимого зависит по делам важней­шим от присяжных заседателей, по делам менее важным - от обыкновенных судей, без участия присяжных заседателей.
25) Присяжные заседатели избираются из 3-х списков, из которых в первый вно­сятся дворяне, во второй - горожане, в третий - крестьяне, занимающие должности по волостному и сельскому управлениям. Списки сии представляются на рассмотрение губернатора... Присяжные решают предложенные им вопросы по большинству голосов.
26) По делам о государственных преступлениях присяжные заседатели не участ­вуют вовсе...
("Основные положения преобразования судебной части в России", разработанные большой группой русских юристов, были одобрены царем в 1862 г. и обнародованы для последующего обсуждения. С учетом поступивших замечаний, которые не меняли принци­пиальных положений проекта, Александр II 20 ноября 1864 г. утвердил новые судебные ус­тавы. Первоначально сфера их действия не распространялась на Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию, ряд губерний севера Европейской России.)

Судебная реформа 1864 г.

1. Учреждение судебных установлений
Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и правительствующему сенату в качестве верховного кассационного суда.
Ст. 2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяет­ся на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, су­дебные палаты и сенат суть установления коллегиальные...
Ст. 5. Мировые судьи, их съезды, окружные суды и судебные палаты рассматривают дела по существу; правительствующий же сенат в качестве верховного кассационного суда, не решая дел по существу в общем порядке судопроизводства, наблюдает за охранением точ­ной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.
Ст. 6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судеб­ные следователи
Ст. 10. Мировые судьи избираются всеми сословиями в совокупности и утверждают­ся правительством. Присяжные заседатели назначаются особым установленным для сего порядком. Все прочие должностные лица судебного ведомства определяются правительством...
Ст. 12. Мировые судьи состоят по уездам и по городам. Уезд с находящимися в нем городами составляют мировой округ.
Ст. 14. Мировой округ разделяется на мировые участки...
Ст. 15. В каждом мировом участке находится участковый мировой судья.
Ст. 16. В мировом округе кроме участковых состоят также почетные мировые су­дьи.
Ст. 17. Собрание как почетных, так и участковых мировых судей каждого округа составляет высшую мировую инстанцию, именуемую съездом мировых судей...
Ст. 19. В мировые судьи могут быть избраны те из местных жителей, которые:
во 1-х, имеют не менее двадцати пяти лет от роду;
во 2-х, получили образование в высших или средних учебных заведениях, или вы­держали соответствующее сему испытание, или же прослужили не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в про­изводстве судебных дел, и
в 3-х, если притом они сами, или их родители, или жены владеют хотя бы и в раз­ных местах: или пространством земли вдвое против того, которое определено для непо­средственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания, или другим не­движимым имуществом ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а в городах недвижи­мою собственностью, оцененною для взимания налога: в столицах не менее шести тысяч, в прочих же городах не менее трех тысяч рублей.
Ст. 23. Мировые судьи, как почетные, так и участковые, избираются на три го­да.
Ст. 24. Выборы мировых судей производятся на уездных земских соб
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Носик | Теги: учителю истории, урок истории, конспект урока, история средних веков, История Украины, скачать бесплатно
Просмотров: 3432 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0