Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 19.05.2024, 00:10:48
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Татаро-монгольское нашествие
21.04.2009, 15:53:03

Описание методической разработки

Данный урок относится к Ш разделу «От Руси к России», 1 урок темы: "Борьба Руси за независимость в ХIII в."

Актуальность урока – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.

Цели урока: воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, патриотизм; познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; совершенствовать умения работы с картой, историческими документами.

На этом уроке учащиеся познакомились с нашествием Батыя на Русь и получили зада­ния на следующий, где будет дана характеристика монголо-татарского ига на Руси и вы­яснены последствия ига.

Специфика урока состоит в том, что на уроке используется компьютерная презен­тация, учащиеся работают на компьютере.

Данная форма проведения урока соответствует реальным учебным возможно­стям учащихся данного класса. В ходе учебного занятия все учащиеся продемонстрировали свои возможности, самостоятельно сделали выводы, рационально использовали время.

На уроке использовался большой объём информации, структура урока была рациональной, все этапы были между собой логически взаимосвязаны.

Главный акцент на уроке делался на изучении походов Батыя на Русь.

Учитель на уроке использовал различные методы и приёмы обучения: приём «мозговой атаки», метод ассоциаций, проблемный метод. Ученики самостоятельно работали с раздаточным материалом, по учебнику, в программе PAINT, использовали карту.

На уроке был применён дифференцированный подход: некоторые учащиеся получили опережающее задание - сообщения об исторических личностях, изучающихся на уроке, сильный ученик - сообщение о битве на Калке. Дифференцировался и объём за­дания, его содержание и степень помощи оказанной учащимся.

Учитель вместе с учащимися формулировал вывод. В ходе работы в группах учитель контролировал степень участия в работе каждого ученика

В ходе работы учащиеся пользовались учебником, печатным материалом, кар­той, компьютером.

Учащиеся работали в течение всего урока, это обеспечивалось большим объё­мом работы, дифференциацией заданий, интересным материалом.

На протяжении всего урока поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера, учитель являлся руководящим звеном хорошо отлаженного механизма, между преподавателем и учениками был демократический стиль общения. Время на уроке использовалось рационально.

Урок подготовлен и проведён на высоком методическом уровне с использованием новых информационных технологий.

 

Тема: Монголо-татарское нашествие на Русь.

Цели:

  • познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;
  • совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.

Оборудование: карта, учебник, раздаточный материал, текст документа, тест, персональный компьютер (7 шт.), мультимедийный  видеопроектор.

Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:

I. Постановка целей и задач.
II. Изучение нового материала.
1. Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар и их завоевания.
2. Завоевания монголов. Битва на Калке.
3. Нашествия Батыя на Русь.
4. Причины поражений.
5. Патриотизм русских людей.
III. Закрепление изученного. Выполнение теста.
IV. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Постановка целей и задач. (На 1 слайде два высказывания:)

"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."  (Учитель зачитывает оба высказывания)

Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?
Об этом пойдет речь из урока, тема которого «Монголо-татарское нашествие на Русь».
Цель урока: углубить свои знания по вопросу «Монголо-татары и Русь» на основе историографии и решить проблему: почему монголо -татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

II. Изучение нового материала.

1. Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар и их завоевания.

Начнем наш урок с вопроса: Что мы знаем о монголо-татарах?

Задание 1. За 2 мин. составить перечень фактов, событий, опорных терминов, фраз по данному вопросу (письменно). Используя технологию критического мышления учащихся, на его первой стадии используется метод "мозговой атаки".

Задание 2. А сейчас вам будет предложен текст Л.Н.Гумилева "О рождении монгольской империи" (из книги "От Руси к России"). Прочитав текст, проведите его маркировку. Задание 2 выполняется учащимися в группе (2 человека). Маркировка текста "Рождение монгольской империи" из книги Л.Н.Гумилева "От Руси к России".  (Приложение 1)

Проверка задания:
В ходе проверки ученики критически оценивают свои знания, пополняют их и ставят перед собой задачи дальнейшего познания изучаемого вопроса.
1. В чем вы были правы? Или какие факты вами были названы правильно?
2. Какие вы сделали ошибки?
3. Какие сведения были для вас новыми?
4. Что в тексте вызвало у вас вопрос, непонимание, желание узнать больше?
5. Какими фактами, известными вам из других источников, вы бы дополнили предложенный текст?
6. Какой вывод можно сделать на основании анализа изучаемого вопроса?

Характеристика монголо-татар.(слайды 3) (рассказ учителя, дополнение учащихся)(Приложение 2)

Сообщение о Чингисхане.  (слайд 4) (Приложение 3)

Вызывает вопрос происхождение термина «монголо-татары».
Татарами издавна называли всех пришельцев из Монголии. Спасаясь от нашествия, половцы отправились на Русь и в Европу, разнося повсюду весть о страшном народе, появившемся с востока. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов.Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. – монголы или татары? Выяснилось, что Чингисхан и его полководцы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами».

Вывод: монголо-татары к концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя, возникновение и развитие государственности носило военизированный характер. В начале ХII века главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства.

2. Завоевание монголов. Битва на Калке.

2.1. Характеристика монгольского войска. (слайд 5)
2.2. Причины завоевательных походов. ( учащиеся называют причины, запись на доске, в тетради.)
2.3. Завоевание монголов (слайд 6) (Приложение 4)
Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?
2.4. Битва на Калке. (слайды 7)       (Приложение 5)

Как вы думаете возможен ли был иной исход битвы на Калке?
Какое значение имело поражение в этой битве? 

Раздел империи на улусы (запись на доске)
Джучи Чагатай Угэдэй Толуй Батый

Показ на карте территорий Монголии – от Китая до Средней Азии и Закавказья. (карта на доске)

3. Нашествие  Батыя на Русь.    

Учащиеся получают карту-заготовку. Они должны в течение 5 мин. заполнить её. (компьютер, учебник, карта). Пуск, Программы, Paint, Правка, Вставить, текст. 1 поход цифра «1», второй поход цифра «2». Какие княжества подверглись нападению монголо-татар?  (Приложение 6)(слайды 8-11)
Решить проблемный вопрос: почему один город монголо-татары подвергали разрушению и сожжению, а к другим относились благосклонно, порою обходя их?

1235 г. на курултае в Карокуме, который проходил под руководством великого хана Угэдэя, было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска (все улусы Монгольской империи должны выделить по одному воину из каждого десятка) встанет Батый, внук Чингисхана, главный военачальником войска будет Субэдэй.

Численность войска Батыя составляла около 200 тыс., против Руси выступало до 130 тыс.  Русские войска: боеспособная часть войска дружина – Рязань – 3-7 тыс., Владимиро-Суздальское княжество – 20-25 тыс., Новгород – 7-10 тыс. В 1236 г. была занята Волжская Булгария.

Поздней осенью 1237 г.монголы подошли к русским границам.
Декабрь 1237 г. – Рязанская земля. Князь Юрий Игоревич послал за помощью во Владимир и Чернигов и получили отказ.
Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение.
На реке Воронеж рязанцы потерпели поражение, погиб и князь Юрий.
21 декабря после пятидневной осады пала Рязань. Были разграблены Пронск и другие города.
Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др.

Чем объяснить, что монголо-татары за 100 км от Новгорода повернули назад?Почему монголы назвали Козельск злым городом?

2 поход монголо-татар (слайд 12)

Весна 1239 г. возобновление похода Батыя.
март 1239 г. разгромлен южный Переяславль; 18 октября – г. Чернигов; 6 декабря – г. Киев. (Монголы подошли к Киеву осенью, жители города во главе с воеводой Дмитром отчаянно сопротивлялись, почти все погибли или оказались в плену).
Почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому, только под городами Даниловом и Кременцом, укреплёнными каменными стенами, монголы потерпели поражение.
В 1241 г. Батый прошёл по землям Венгрии, Польши, Чехии, в следующем по Хорватии и Далмации. Татары разбили венгерское и объединённое немецко-польское рыцарские войска. Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад.
Почему? (ослабление войска, смерть хана Угэдэя).

А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной  и издыхающей Россией». Объясните слова поэта.

4. Причины поражения русских войск. (слайд 13)

  • невозможность сопротивления монголо-татарам в связи с их воинской организацией (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
  • разобщённость русских войск и сил;
  • умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.

Работа с картой.

Покажите территорию Золотой Орды.
Какие территории вошли в состав Золотой Орды? (земли волжских булгар, половецкие степи, Крым, Приуралье, Западная Сибирь, Хорезм и др).
Назовите столицу.   (Сарай.)
Русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость.

 5. Патриотизм русских людей. (Евпраксия Рязанская, Евпатий Коловрат) – сообщения учащихся.

III. Закрепление изученного. Выполнение теста.  (Приложение 7)

 Работа с персональными компьютерами.
Подведение итогов.

Учитель: Монголо-татарское нашествие  продолжалось с 1237 по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...

Задание: Перед вами несколько рисунков. Назовем их условно "Бурелом", "Цунами", "Пожарище". (слайд 14) Посмотрите внимательно и выберите тот рисунок, который в вашем представлении наиболее полно ассоциируется с последствиями монголо-татарское нашествие. Анализируя выбранную ассоциацию, подберите к ней известные вам исторические факты, которые бы лучшим образом раскрыли сущность ассоциации как последствия монголо-татарского разгрома. Заполните "двойной дневник" по схеме: 1) Ассоциация и ассоциативные связи. 2) Факты, раскрывающие сущность ассоциации. Например, заполнение 1-й графы: ассоциация "Бурелом", ассоциативные связи: поваленные деревья; устоявшие деревья; сломанные большие и малые деревья; молодые деревца, кусты и т.д.

Пример заполнения 2-й графы: разорены города Рязань, Владимир, Торжок; сохранившиеся в целостности города Новгород, Смоленск; погибло много людей (стариков, женщин, детей); возрождающиеся города и села.

Вывод: Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища. Но не все города постигла подобная участь. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.

Учитель: Монголо-татарское нашествие завершилось установлением владычества, сущность которого можно определить следующими понятиями и суждениями:

Запись в тетрадях. Данная запись на этом уроке не рассматривается. Она служит основой для работы на следующем уроке. Содержание монголо-татарского владычества: номинальная (только называющаяся) независимость русских княжеств; княжение по ярлыку; контроль баскаков за деятельностью князей; выплата дани Золотой Орде; террор как метод управления.

IV. Домашнее задание. (слайд 15) Завершить подготовку к уроку-семинару, ответив на вопрос: "Как рассматривается содержание монголо-татарского ига в русской и советской историографии (на примере точек зрения  С.М.Соловьева, В.В.Каргалова. Л.Н.Гумилева)?", сообщение об Александре Невском, учебник с. 123-129; ответить на вопросы.

Приложение 1

Предлагаемый текст прочитывается, и на полях, специально оставленных для маркировки, ставятся условные знаки:

  • "*" ("звёздочка") факт известен и при "мозговой атаке" был назван правильно;
  • "-" факт известен, но при его упоминании была сделана фактическая ошибка;
  • "+" данная информация является новой и пополнила базу данных по данному вопросу;
  • "!" данный факт вызвал особенный интерес;
  • "?" данные сведения непонятны, требуют объяснения.

Подобная маркировка поможет учащимся ориентироваться в тексте, четко и быстро ответить на вопросы учителя. Для многократного использования текста можно сделать поля накладными или использовать полиэтиленовую пленку.

Рождение монгольской империи (Из книги Л.Н.Гумилева "От Руси к России")

Китайские хронисты, описывая народы, живущие к северу от Китая, в Великой степи, называли всех степняков одним именем - "татары". Однако на самом деле этноним "татары" был названием одного из племен.  Сами татары делились на три ветви: "белые", "черные" и "дикие". "Белые" жили вдоль границы Великой степи и подчинялись маньчжурской империи; они охраняли страну за плату. "Черные" жили к северу от пустыни Гоби и подчинялись своим ханам, презирая "белых" за их продажность. Они пасли скот, который кормил их и одевал. "Дикие" жили еще северней. Зачатки государственности у них отсутствовали, подчинялись они только старшим в роде и более всего ценили свободу. Хозяйство их основывалось на охоте и рыболовстве. Кроме татар, в Великой степи кочевали кераиты, управляемые ханами. Одним из небольших народов были монголы. Среди кочевников Монголии в центральной части степи было 8 родов найманов. Племена не очень дружно жили между собой, но более опасными для них были не соседи, а маньчжуры. В ХII веке оборону монголов от маньчжуров и их союзников-татар возглавил Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Тэмуджину пришлось добиваться власти. В 1182 году его избрали ханом с титулом "Чингиз" (что скорее всего обозначает "человек, имеющий всю полноту власти"). В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды. Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. Смерть была воздаянием и за убийство, блуд мужчины, неверность жены, кражу, грабеж, сокрытие беглого раба. За менее тяжкие преступления полагалась ссылка в Сибирь или наказание штрафом.

Приложение 2

Монголо-татары

Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и северной части Современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.

Как правило, у кочевых народов долго сохраняются в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки. Не были исключением монголы. В 12 в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, родо-племенная знать – нойоны и богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за пастбищ. Эти столкновения перерастали в кровопролитные войны, сопровождавшиеся истреблением целых родов и обращением пленников в рабство.

Войско монголов.

Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал  к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были пол­ностью приспособлены для длитель­ного пути. При перекочевке или во­енной экспедиции тратилось не бо­лее часа на установку войлочной юрты и еще меньше — на её раз­борку и упаковку на спине вьюч­ного верблюда. Некоторые шатры н кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряженные быками. Такие передвижные жилища следовали за неисчислимыми табунами и ота­рами, которые хозяева ежегодно перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.

Семьи воинов могли сопровож­дать и  наступающую армию. В по­ходные стойбища, что располага­лись неподалёку от мест сражении и осад, монгольские богатыри сно­сили военную добычу; они не забо­тились о пропитании и не разлуча­лись надолго с женами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вды­хали дым дорожных костров и бое­вых пожарищ, наблюдали за воен­ными действиями, учились обра­щаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и му­жественными бойцами.

Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам Чингисхан до­полнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя.

Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.

Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука — для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались мон­голы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.

По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.

Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на рас­стоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан.

Обычно коче­вое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в  предвку­шении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.

Приложение 3

Сообщение о Чингисхане

Чингисхан родился в семье знатного монгола Есугэй-богатура, по одним источникам, в 1155-м, по другим — в 1162 году. Официальная династийная история Монгольской империи "Тайная история монголов» сообщает, что это произошло в местности Дэлиун-болдах. Полагают, что речь может идти об урочище на правом берегу реки Онон (бассейн Амура), кото­рое у местного населения в прошлом веке носило название Дэлюн-булдак. Располагалось оно в 230 верстах к юго-запа­ду от города Нерчинска и в 8 верстах к северу от тогдашней российско-китайской границы. Если это отождествление верно, то родился Чингисхан на территории современной Читинской области. В XII веке эта местность входила в район кочевий могущественного племенного союза монголов-тай-джиутов, к которому принадлежали и кияты — племя Чингис­хана.

В Монгольской Народной Республике принято считать, что ро­диной хана является горная область Хэнтэй (на востоке стра­ны). По решению правительства там установлен памятник Чингисхану.

В 9 лет потерял отца, которого татары, пригласив к костру и, преступив священные законы гостеприимства, накормили отравленным обедом. Темучжин долго бедствовал, скитался вместе с матерью и братьями, несколько лет провёл в рабстве. Вырвавшись на волю стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников. Большую помощь ему оказал вождь племени кереитов (Ванхан).

Энергичный и целеустремлённый Темучжин сумел объединить большие силы и расправиться с врагами. Больше Темучжин не нуждался и в прежних помощниках и убивает вождей монгольских племён, включая и Ванхана.

Прежде чем стать великим ханом, он свыше 20 лет вёл жестокую борьбу со своими противниками, и ни его народ, ни его соседи не знали от него пощады.

Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 г. великим каганом всех монголов и присвоил ему титул – Чингисхан. Смелый, мужественный, расчётливый и жестокий человек, Чингисхан был лишён чувства сострадания. Уже в глубокой старости он задал своим полководцам вопрос: какое благо выше всех на земле? И сам на него ответил: «Счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, любуется слезами людей, им близких».

Приложение 4

Завоевание монголов

Дата

Направление

Последствия

1206- 1211 гг.

Восточная Азия

Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства.

1211-1215 гг.

Китай

Захват Северного Китая.

1218 г.

Корея

Завоевание государства.

1219-1221 гг.

Средняя Азия

Завоевание.

Приложение 5

Битва на Калке

Полководцы Чингисхана Джебе-нойон и Субэдэй-богатур вторглись в Закавказье. Разбив армяно-грузинское войско, опустошив Грузию и Азербайджан, они прорвались через Дербентский проход на Северный Кавказ, где встретились с аланами (осетинами) и половцами. Монголы перехитрили врагов: они заверили половцев, что воюют против алан, а с ними хотят заключить союз. Половцы поверили, но монголы нарушили своё обещание.

Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Он писал своему зятю князю Мстиславу Удалому, который княжил в Галиче: «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут».

Мстислав Мстиславович созвал в Киеве совет князей Южной Руси. Но русские князья не доверяли своим старинным противникам, да и надеялись, что смогут справиться с новым врагом, появившемся в степях. На призыв галицкого князя откликнулись: киевский князь Мстислав Романович, Мстислав Святославович Черниговский, Даниил Романович, княживший во Владимире-Волынском и некоторые другие мелкие князья. В помощи отказал Юрий Владимиро-Суздальский, но послал ростовский полк на помощь, но тот не успел явиться.

Монголы послали к русским посольство из 10 человек, которое заявило: «Мы слышим, что вы идёте против нас, послушав половцев, а мы ни вашей земли не заняли, ни городов ваших, не на вас мы пришли, но на холопов и на конюхов своих, на поганых половцев. А вы возьмите с нами мир». Но русские перебили послов и двинулись на половцев.

Русские войска перешли Днепр. Монголы осыпали русских стрелами и отступили. Не зная их обычной тактики заманивания, князья приняли их отступление за бегство. 8 дней русские гнались  за неуловимо подвижным противником, то и дело, отбивая нападения летучих монгольских отрядов.

Решающая битва произошла 31 мая на реке Калке.

Дружины Мстислава Удалого и Даниила Романовича вместе с половцами поспеш­но переправились через Калку и атаковали монголов. После короткой схватки те повернули коней. Преследуя их русские и половцы, не заметили, как оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых и не подозревали. Отразить удар тяжелой монгольской конницы они не смогли. Первыми обратились в бегство половецкие отряды. Дружина Даниила почти вся погибла. Раненого князя едва успели увезти. Бежал с остатками дружи­ны и Мстислав Мстиславич.

На ходе сражения крайне отрицательно сказались несогла­сованность действий князей, отсутствие единого командования. Так, киевские дружины под командованием Мстислава Старого и двух его князей-подручников не только не перешли Калку, но и не пришли на помощь остальным русским войскам, когда те обратились в бегство. Историки по-разному объясняют эту разобщенность. Одни обвиняют Мстислава Старого в пассивности и равнодушии. Другие считают, что Мстислав Удалой, действуя чересчур поспешно и неосторожно, поставил киевского князя в безвы­ходное положение, при котором попытка остановить монголов была уже бесполезна. Так или иначе, но киевляне предпочли наблюдать за боем с укрепленного холма.

Монголы разделились: часть их преследовала бегущих, а другие осадили лагерь Мстислава Романовича. Три дня киев­ляне отбивали все атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им, жизнь и впоследствии отпустить на волю за выкуп, те согласились. Обещание, конечно, и на сей раз было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины были почти все перебиты.

Оценить общие потери русских в битве на Калке чрезвычайно сложно. Летописи говорят, что из десяти русских уцелел лишь один. Но летописцы сообщают и о том, что одних киевлян погибло десять тысяч, что совершенно нереально. Из участво­вавших в битве восемнадцати князей погибли десять. ?Исходя из этого, можно допустить, что пало несколько более половины русского войска. Но какова была его численность?

Княжеские дружины насчитывали в среднем 300-400 чело­век. На помощь половцам князья повели, конечно, только дружинников, а не городские ополчения. Даже если дружины ведущих князей были несколько больше, численность всего русского войска едва ли превышала 10 тысяч человек.

Одержав победу на Калке, монголы разорили несколько городов и сёл в Черниговском княжестве. Поход 1223 г. был предпринят с целью разведки. Они повернули на северо-восток, в Волжскую Болгарию. Потерпев ряд поражений, вернулись обратно в Монголию.

Тест

  1. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?
    1. Мамай
    2. Батый
    3. Чингисхан
    4. Тохтамыш
  2. Какой город монголо-татары назвали "Злым городом”?
    1. Торжок
    2. Рязань
    3. Козельск
    4. Владимир
  3. Основная задача баскаков на Руси:
    1. сбор дани
    2. управление русскими княжествами
    3. распространение ислама на Руси
    4. развитие торговых связей
  4. От налогов монголо-татары на Руси освободили:
    1. дворянство
    2. купечество
    3. холопов
    4. духовенство
  5. Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?
    1. половцы
    2. печенеги
    3. византийцы
    4. гунны
  6. Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске?
    1. Новгород
    2. Смоленск
    3. Чернигов
    4. Москва
  7. Вторая волна монголо-татарского нашествия на южные княжества Руси начинается в
    1. 1237 г.
    2. 1241 г.
    3. 1223 г.
    4. 1239 г.
  8. Битва на реке Калке произошла:
    1. 31 мая 1322 года
    2. 8 сентября 1237 года
    3. 1 сентября 1322 года
    4. 31 мая 1223 года                                        
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: учителю истории, урок истории, конспект урока, история средних веков, История Украины, скачать бесплатно
Просмотров: 5634 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.6/7
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0