Тип урока: командная игра.
Форма проведения: путешествие команд по станциям.
Задачи урока:
- развитие у школьников интереса к истории;
- обогащение знаний по предмету;
- создание условий для проявления творческих возможностей учащихся;
- развитие умений работать в группах;
- развитие культуры выступления, слушания.
Оформление:
- Плакаты на стенах, доске «История – учительница жизни», «Существует только один бог – знания и только один дьявол – невежество» (Сократ).
- Командные столы, столы для жюри, скамейки для зрителей.
Оборудование: плакаты по теме «Древний мир», карточки команд.
Этапы урока:
- Приветствие команд.
- Разминка.
- Исторические загадки.
- Крылатые фразы.
- Конкурс капитанов.
- Узнай ответ.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
Условия: В игре принимают участие учащиеся 5 класса. До начала игры школьники знакомятся с правилами игры, ее этапами, избирают участников. Играют 2 команды по 6 – 7 человек в каждой, учащиеся выбирают название для своих команд, девиз, капитанов. Ведущий назначает жюри игры (4 человека). В игре принимают участие и зрители.
Приветствие команд.
Каждая команда встает, называет название, свой девиз.
Разминка.
Команды соревнуются в том, кто быстрее и правильнее ответит на 17 вопросов в отведенные 2 минуты. Жюри следят за временем, считают количество правильных ответов. За правильный ответ – 1 балл.
1 команда |
2 команда |
- Столица Месопотамии (Вавилон).
- Рассказ о богах (Миф).
- Рабы в Спарте (Илоты).
- Отец Александра Македонского (Филипп II).
- Пленник, человек без прав и свобод (Раб).
- Столетие (Век).
- Первый человек, согласно Библии (Адам).
- Рабы, которые сражались на потеху римлян (Гладиаторы).
- Поселение, основанное в чужих краях, далеко от родины (Колония).
- «Просветвленный» (Будда).
- Переселенцы в Риме из других областей (Плебеи).
- Царь древнегреческих богов (Зевс).
- Титул царя Древнего Египта (Фараон).
- Частицы полусгнивших растений (Ил).
- Автор самых первых законов (Хаммурапи).
- Сын Дедала (Икар).
- Должностное лицо из плебеев (Трибун).
|
- Власть народа в Древней Греции (Демократия).
- Приспособление для разрушения крепостных стен (Таран).
- Материал для письма, изготовленный из кожи (Пергамент).
- Книга в виде трубочки в Египте (Свиток).
- Сплав меди и олова (Бронза).
- Город Троя по-гречески (Илион).
- Гробница древнеегипетских царей (Пирамида).
- Строительный материал в двуречье (Глина).
- Человек, который служил Богам (Жрец).
- Здание, предназначенное для гладиаторских игр (Амфитеатр).
- Торжественный въезд победителя в Рим (Триумф).
- Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (Мумия).
- Река в Индии (Ганг).
- Город в Греции, разрушенный римлянами (Коринф).
- Жилище бога (Храм).
- Богиня семейного очага у римлян (Веста).
- Охранник царя в Риме (Ликтор).
|
Исторические загадки.
Каждая команда отгадывает по очереди исторические загадки. За правильный ответ – 1 балл. Начинает проигравшая команда.
1. Он был царем. Потом завоевал Египет. И стал хозяином корон Повелевать стал всеми… (Фараон).
2. Не один год, не один раб Ее строили за просто так. Чтобы фараон спокойно Мог в загробном мире жить. (Пирамида).
3. Царь в Вавилонии когда-то был Могущественным, знаменитым слыл. От рабства подданных он защитил. Законы царские он учредил. (Хаммурапи)
4. Спешат все афиняне спозаранку Занять места получше, Чтоб ничего не пропустить, Что будут все актеры делать В честь бога Диониса, И толпу развеселить. Поспеши быстрее ты назвать Зрелище, которое есть и сейчас. (Театр)
5. Одиссей Посейдона разгневал, Его сына вином напоил, В своей пещере усыпил. Кол на огне он раскалил И глаз с друзьями ему выбил. Скажи же ты, как сына звали, Как великана величали? (Циклоп Полифем).
6. Судьба его закинула надолго, далеко, От сына и жены прекрасной. Домой он торопился все быстрей, Царь Аттики, прекрасный… (Одиссей)
7. Как называли власть такую, Когда народ на должность избирал, А тот, кого он выбирал, перед людьми отчет держал? (Демократия)
8. У спартанцев речь такую Называли краткую и меткую Называли все, конечно… (Лаконичною) Жюри подводят итоги в карточках команд.
Крылатые фразы.
Каждая команда вытягивает карточку с крылатой фразой, объясняет ее происхождение, а также современное толкование. За правильный ответ – 2 балла. Если команда не дает ответа, то его могут дать зрители – болельщики. Начинает проигравшая команда. Варианты крылатых фраз:
- «Разделяй и влавствуй»
- «Ганнибалова клятва»
- «Перейти Рубикон»
- «И ты, Брут»
- «Яблоко раздора»
- «Страдания Прометея»
После проведения конкурса, продолжение аналогичного задания – 2 уровень: Нужно завершить ситуацию крылатой фразой:
Провожая сына – спартанца на войну, мать подавала ему доспехи со словами… («Иль со щитом, иль на щите»).
Фетида, узнав от богов судьбу сына, купает его в водах подземной реки, делавшей человека неуязвимым. Однако роковой судьбе избежать не удалось. Юноша все равно погибает от судьбы Париса. С тех пор уязвимое место называют… («Ахиллесовой пятой»).
Это помогло Тесею выбраться из лабиринта, символ надежды… («Нить Ариадны»).
Хитрость, которую применили греки для захвата Трои… (Троянский конь).
Конкурс капитанов.
Капитаны по минимальному количеству характеристик должны определить о ком идет речь. С каждой новой характеристикой уменьшается возможность заработать для команды наибольшее количество баллов. Начинает проигравшая команда.
Характеристика для капитана 1 команды.
- Он должен был погибнуть, будучи новорожденным (5 баллов)
- Его воспитала дочь фараона (4 балла)
- Он вывел свой народ из Египта (3 балла)
- Встречался на горе Синай с Богом Яхве (2 балла)
- Он получил скрижали с заповедями (1 балл)
Ответ: Моисей
Характеристика для капитана 2 команды.
- Афинский государственный деятель (5 баллов)
- Провел реформы, известный поэт Афин (4 балла)
- Дал больше прав Народному собранию (3 балла)
- Вернул на родину многих проданных на чужбину граждан Афин (2 балла)
- Отменил долговое рабство (1балл)
Ответ: Солон
Узнай ответ.
Командам раздаются жетоны с номерами 1, 2, 3. Ведущий задает вопрос и 3 варианта ответа. Команды должны поднять жетон с правильным, по их мнению, вариантом ответа. Засчитывается правильный ответ той команды, которая подняла жетон первой. За правильный ответ – 1 балл. Жюри следит за быстротой ответов. Выбери правильный ответ:
- Автором поэмы «Иллиада» считается…
а) Геродот б) Гомер в) Эсхил
- Название «Иллиада» произошло от второго названия города…
а) Коринф б) Микены в) Троя
- В поэме «Иллиада» повествуется о ссоре Ахиллеса и …
а)Менелая б)Агамемнона в)Терсита
- Лучшим воином у греков был…
а) Гектор б) Ахиллес в) Пирсит
- Отцом Гектора был…
а) Приам б) Аякс в) Ахиллес
- В поединке с Гектором победу одержал…
а) Ахиллес б) Парис в)Патрокл
- Главным героем поэмы «Одиссея» был…
а) Ахиллес б) Патрокл в) Одиссей
- Он был царем…
а) Македонии б) Трои в) Итаки
- Его женой была верная…
а) Андромала б) Навсикая в) Пенелопа
- В конце поэмы главный герой выигрывает состязание по…
а) борьбе б) гимнастике в) стрельбе из лука
Жюри следит за быстротой ответов.
Подведение итогов урока.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов в игре, объявляется победителем.
|