Цель: расширить сведения учащихся о государственной символике. Закрепить и обобщить знания детей, продолжить знакомство учащихся с правилами их использования; формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории, развитие художественного и эстетического вкуса учащихся.
Оборудование.Иллюстрации исторических и современных гербов (страны, Смоленской и Курской губернии, Кемеровской области, проект герба села Курск – Смоленка); раздаточный материал: элементы гербов РФ и Кемеровской области для каждой команды.
Учитель.
Добрый день!
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о нашем прошлом, настоящем и будущем. Потому что без прошлого нет будущего. Мы должны помнить, что было, для того чтобы мечтать и стоить свое счастливое будущее.
Послушайте замечательные слова Н. Рыленкова из стиха "Наследство”
Учащиеся читают стихи
1. По полям – лугам Приднепровья Расстилается синь – туман. Сквозь туман мне видны становья Дальних предков моих – славян.
2. Это ими была обжита Вся долинная полоса. Здесь, встречая весну, под жито Корчевали они леса.
3. Здесь, под рокот старинной были, Принимали они гостей, Мед варили, подруг любили И дружить учили детей.
4. Тени тянутся из потемок, Сердцем слушаю я их речь: – Хлебом – солью клянусь, потомок, Гордость предков своих беречь!
1. Над тобой – синева сквозная, Небо звездное в письменах, За тебя, покоя не зная, Бился с половцами Мономах.
2. За тебя, встретив ветер резкий, Налетевший на отчий дом, С новгородской дружиной Невский Бил тевтонцев на льду Чудском!
3. За тебя, в раздумье внимая, Как исходит земля тоской,\ Вел полки свои на Мамая За Непрядву Дмитрий Донской.
4. И, взывая к потомкам поздним – Пусть поймут и оценят пусть, – Тот, кого называют Грозным, Собирал военную Русь!
1. И дивились в землях соседних Русским людям в пути крутом! Наш потомок и наш наследник, Знаешь, помнишь ли ты о том?
Учитель.
– А вы, ребята, помните прошлое нашей родины, знаете её историю.
Давайте поговорим о символах государства. Ваша задача – принять активное участие в обсуждении и к концу урока сформулировать вывод о значимости государственных символов для государства и для нас.
Конкурсные задания для двух команд.
1. Составить из элементов правильно герб РФ
Кто быстрее и правильнее.
2. Вопросы командам:
(Орел – царь птица, её сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности).
Что они символизируют?
(Россия – одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках – Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином направлении).
(Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змием).
(В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла).
(три короны над двуглавом орлом означают единую связь трех дружественных народов – русских, украинцев и белорусов).
(Скипетр и державу).
(Царские регалии служат воплощением государственного порядка и верности закону).
3. Составить из элементов правильно герб Кемеровской области.
Кто быстрее и правильнее.
4. Вопросы командам:
(Это символ молодости и надежды)
(Террикон, символизирующий угольную промышленность)
(Это символизирует индустриальную принадлежность Кемеровской области).
(Важность для Кемеровской области сельского хозяйства).
(Раскаленный металл).
(Это является определяющим статус Кемеровской области как субъекта
Российской Федерации, наделенного правами государственной власти).
-
Что означает орденская лента Ленина, которой переплетена нижняя часть венка? И что обозначает дата 1943г. на центральной части орденской ленты? (Награды области: 1967г., 1970г. Кемеровская область была дважды награждена орденом Ленина. Год 1943 – это год образования нашей области).
-
В центре гербового щита изображена корона в виде стилизованной полной чаши, что она символизирует?
(Богатство Кузбасса).
Учитель. Каждое государство имеет свой герб. Есть гербы областей и городов. Мы живем в сельском районе и частицей Чебулинского района как часть государства,представляет собой наше село. Мы попробовали составить герб своего села. Представляем его проект.
Учащиеся читают стихи
1. Село мое не броское, Сибирское село, С березками – подростками Стоит светлым – светло.
2. Здесь пахнет хлебом по утрам, По вечерам полынью пахнет. И вешним ласковым ветрам Простор невиданный распахнут.
3. Течет здесь речка не спеша. Склонились ивы над рекою.. Здесь в людях ценится душа Ну, а потом все остальное.
4. Здесь любят землю, словно мать, Но признаются в этом редко. "Зачем любовью донимать?” Так говорят в народе метко.
I. Ведущий из учащихся. Щит, на котором мы изобразили свой герб – знак того, что мы не нападаем, а защищаем свою землю.
Интересно название нашего села Курск – Смоленка. Вспоминая своих предков, мы знаем, что они родом из Курска и Смоленска и все становится понятным. В 1887 г. крестьяне ехали в глубь страны, стараясь, избавится от помещичий кабалы. Государство было заинтересовано в обживании территории Сибири, и отпускало переселенцам безвозмездную ссуду в размере 150 руб.
Поэтому мы поместили элементы гербов этих городов в середину щита. Тем самым, введя себя в сообщество курских и смоленских граждан, во все века примерно служивших России.
Учащиеся читают стихи
1. Кружиться, кружиться снег за окном Землю окутало белая заметь.| Все задремало под снежным рядном Только не спит беспокойная память.
2.В мире забвенья она, как звезда, Светом своим наш души тревожит, И без нее на земле никогда, Быть человек, человеком не сможет
3. Кто мы без памяти? Ствол без корней. Первый же ветер повалит, погубит. Опытом предков мы станем сильней, Ибо без прошлого "ЗАВТРА” не будет.
4. Мать Россия, живи ты на свете Потому, что Отчизну любя, В грозный час твои славные дети Вызывает огонь на себя.
II. Ведущий из учащихся.Жители с нашего села воевали на полях первой мировой войны.Участвовали они и во второй мировой войне. На фронт из села ушло 250 человек, и каждый второй не вернулся, остался на поле боя. Воюя с фашистами, дошли от Москвы до Берлина и победили.
Многие воевавшие курсксмоленцы награждены медалями и орденами.
Этому свидетель Георгиевская лента. Она говорит о том, что наши односельчане в разное время сражались с врагами, выполняя честно свой долг перед Родиной.
Учащиеся читают стихи
1. В сумрачном небе ночного Афгана Звезды утратили радостный свет. Крутит баранку рука капитана. Горы кругом. Ничего больше нет. Горы да темень. Да звук "Бэ Тээ Ра”. Где-то отчетливо слышится вой. Но почему не попробует эра Просто вот так обойтись всем без войн.
2.Родина в сердце частенько, как рана, Весть о себе без конца подает. И надоевшие звуки Корана Пусть навсегда унесет, унесет… Знайте, душманы, в безликих одеждах, Город с красивым названьем – Кабул,
4. Как удивительно и безмятежно Я бы на родине мирно уснул..
I. Ведущий из учащихся.
По дорогам Афганской войны прошло 632 тысячи солдат. 3 тысячи из Кемеровской области, из них 124 человека погибло, 107 человек награжден орденами и медалями. Эта война коснулась и нашего села. Двум нашим односельчанам, которые попали в Афганистан 18 –летними юношами многое пришлось пережить. И смертельные бои, потери друзей, окружение, госпиталя.
За мужество и стойкость они были награждены орденами и медалями.
II. Ведущий из учащихся.
Опять гремят орудия в Чечне Позорный мир не дал стране покоя Предательство в проигранной войне Вернуло нас на тоже поле боя.
I. Ведущий из учащихся. Трое парней выполняли приказы Родины, неся службу в горячих точках Чечни.
Поэтому на гербе солдатская каска. Солдат – защитник Отечества. Воевать нас заставили. Милее жизнь мирная и дела хозяйственные.
II. Ведущий из учащихся.
Не исчезай мое село – Твой берег выбрали поляне, И ты своей судьбе назло, вцепись своими тополями. Прижмись стогами на лугу И не забудь в осенней хмари: Ты – будто "Слово о полку” – В одном бесценном экземпляре.
I. Ведущий из учащихся.
Закончив войну, разгромив врага, русский народ и наши односельчане возвращались к мирной жизни, к трудовым будням, отдавая все силы на восстановление и возрождение из пепла всей страны и своей малой родины. Много славных дел совершили жители села, делая повседневную работу. Они трудились
не покладая рук. Мы об этом можем смело говорить, потому что знаем что есть в селе уважаемые люди, заслужившие почитание своим трудом. Это:
– доярка Кучебо Е.Д.;
– механизатор Мануйлов И.А.
Поэтому наш герб окаймляет гирлянда из колосьев.
Учитель. Закончить нашу встречу хочется словами все из того же стихотворения Н. Рыленкова "Наследство”.
Наш потомок и наш наследник, Знаешь, помнишь ли ты о том?
Учащиеся читают стихи
Помню все! Над страной бессонной В узел стянуты все ветра. Вижу я высоко вознесенный Государственный флаг Петра!
Вижу всех безымянных россов, Что торили в веках пути, Чтоб крестьянский сын Ломоносов Мог с поморья в Москву прийти.
Чтоб, прославленным бардам равен, Заглушая метели вой, На полмира гремел Державин В новом городе над Невой.
Чтоб отцовская слава детям Путь указывала вперед, Чтоб увидел, встав над столетьем, Пушкин нашей зари восход;
Чтобы голосу музы русской, Как пророчеству, мир внимал; Чтобы жар вековых предчувствий Нашей правдой и верой стал.
Чем, наследством таким владея, Я отвечу стране родной? Знаю, помню всегда, везде я, Что столетья стоят за мной! |