Оформление:
-
исторические портреты Минина К., Пожарского Д., Сусанина И.;
-
аудиозаписи с музыкальным этюдом Шопена "Свобода”;
-
RW-диски с записью оперы М. Глинки "Иван Сусанин” на доске записаны тема внеклассного мероприятия и эпиграф, демонстрационные материалы, подготовленные для просмотра на компьютере;
-
стихи Р.Рождественского "Реквием”, К.Рылеева "Иван Сусанин”.
Предварительная подготовка:
-
заранее старшеклассники получают задания для презентации, раздаются стихотворения для заучивания наизусть: Р.Рождественского "Реквием”, К.Рылеева "Иван Сусанин”;
-
подготавливаются газеты 7-8 классниками о Минине К., Пожарском Д., изгнании поляков из Москвы, раздаются роли участникам мини-спектакля.
Цели:
-
сформировать у учащихся представление о новом государственном празднике, показать, основываясь на факты, значение действий народного Ополчения под руководством К. Минина и Д.Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов;
-
развивать у ребят чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков,исходя из событий далекого прошлого.
Эпиграф:
Все проходит. Остается Родина - То, что не изменит никогда. С ней живут, любя, страдая, радуясь. Падая и поднимаясь ввысь… И еще немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути. Но светлей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести.
Звучит музыка из оперы М. Глинки "Иван Сусанин”. В классе полумрак.
Ведущий (им является учитель):
1612 год - смутное время для России, раздирают её враги на части, нет истинного царя, одни самозванцы одолели Россию, кто настоящий, кто мнимый - совсем запутался народ! Сигизмунд III у ворот Смоленска вот уже почти два года… Да, тяжелое время! А как Москва?
(Показывается небольшая сценка из жизни Москвы 1611-1612 годов.)
Сценка
Беседа горожан друг с другом.
Один:Совсем обнаглели ляхи-иноверцы!
Другой:Действительно, управы на них нет, совсем нас за людей не считают, хозяевами себя чувствуют.
Один: Беда идет! Смоленск то полякам отдан, совсем немного и под ляхами ходить будем.
Другой: Не бывать этому! Вот увидишь, поднимется русский народ! Слухи идут, что собирается народ русский на ворога идти. И руководитель есть - Кузьма Минин и князь Пожарский.
Подготовленные учащиеся рассказывают о Кузьме Минине и князе Пожарском
1 учащийся:
Козьма Минин (Захарьев-Сухорук Кузьма Минич, умер в 1616 г.) русский национальный герой, один из создателей второго народного ополчения, освободившего Россию от польских интервентов. Был нижегородским посадским человеком, торговцем мясом. В сентябре 1611 года избран земским старостой и обратился к нижегородцам с предложением - пожертвовать все свои накопления для борьбы с польскими интервентами. Он сам подал пример, отдав свое имущество в казну создававшегося народного ополчения. К. Минин настоял на том, чтобы нижегородцы вынесли решение: каждый был обязан отдать пятую часть своего имущества на содержание войска, уклонившиеся от взноса денег, должны были подвергнуться разграблению. "Вера и отечество наше погибают; но мы можем спасти их. Не пощадим жизни своей и имущества для избавления Москвы. Умрем за Русь святую!” По его предложению руководителем второго народного ополчения был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Нижегородцы избрали К. Минина казначеем ополчения. В 1612 г. Во время боев с отрядом польского гетмана Ходкевича, показал себя как умелый и храбрый командир. В 1613 г. Был возведен в сан думного дворянина и стал заседать в Государевой (Боярской) думе. Подвиг его навсегда остался в памяти народа. В Москве и Нижнем Новгороде К. Минину установлены памятники.
2 учащийся:
Пожарский Дмитрий Михайлович (1578 – 1642 гг.) русский национальный герой, военный руководитель второго ополчения освободившего Россию от польских интервентов. Происходил из семьи обедневших князей Стародубских. Участвовал в работе Земского собора 1598 г. На котором Б. Годунов был избран царем. Принимал участие в подавлении восстания И. Болотникова. Умело организовал борьбу с гетманом Ходкевичем, шедшим в Москву выручать поляков, укрывшихся за стенами Кремля и Китай – города. В 1613г. Д. Пожарский был возведен в ранг боярина. В дальнейшем возглавлял ряд московских приказов, был новгородским воеводой, участвовал во многих дипломатических переговорах, а во время русско-польской войны 1632-1634 гг. командовал резервной русской армией. Его патриотическая деятельность отражена во многих литературных произведениях. В Москве и Нижнем Новгороде Д. Пожарскому установлены памятники.
(Пока учащиеся рассказывают, звучит приглушенная музыка Шопена).
Ведущие выходят и рассказывают о сборе Второго ополчения.(В руках красиво оформленные грамоты). Для этого используются отрывки из книги Ишимовой А.О. История России в рассказах для детей. М.: Современник, 1995. С.193-195.
2 ведущий:
А теперь давайте, обратим внимание на экраны мониторов компьютера, где вы можете посмотреть самые трагичные страницы из периода Смуты в России. (Старшеклассники показывают свои презентации и комментируют материал) Лжедмитрий I в Москве, свадьба Лжедмитрия I и М.Мнишек; сдача Смоленска, формирование второго ополчения; речь К. Минина перед нижегородцами; битва у стен Кремля с поляками; капитуляция и освобождение Москвы.
Учитель:
Посмотрев данный материал, вы знаете, с какими событиями связана дата 4 ноября?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя, поясняя события, произошедшие 26 октября (по старому стилю), а 4 ноября (по новому стилю), в Москве: капитуляция польского гарнизона в Кремле. Москва обрела свободу.
Но, говоря об освобождении Москвы от польских захватчиков, нельзя не рассказать о подвиге Ивана Сусанина. Давайте послушаем, а потом посмотрим сценку по теме.
1 ведущийчитает отрывок из К.Рылеева "Иван Сусанин”.
Известно мне: погибель ждёт Того, кто первый восстаёт На угнетателей народа, - Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода? Погибну я за край родной, - Я это чувствую, я знаю… И радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю!
(Показана сценка о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, который, чтобы поляки не прошли и не убили русского царя, пожертвовал своей жизнью, заведя интервентов в болото.)
Сценка
Поляки:куда ты ведешь нас? Ты сбился верно, нарочно с пути; но тем Михаила тебе не спасти! (Показывается деревня, куда поляки зашли передохнуть.)
1 ведущий:
Давно уж за полночь! Сном крепким объяты
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
(Показывается сын Сусанина, которого тот отправляет предупредить царя об опасности.)
Поляки: Сусанин, что молишься богу? Теперь уж не время – пора нам в дорогу!
1 ведущий:
Друг за другом идут в молчанье сарматы Все дале и дале седой их вожатый. Уж солнце высоко сияет с небес - Все глуше и диче становится лес! И вдруг пропадает тропинка пред ними: И сосны и ели, ветвями густыми Склонившись угрюмо до самой земли Дебристую стену из сучьев сплели.
(Поляки проклинают и убивают Сусанина, но выйти уже не могут.)
2 ведущий:
Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила!
(Старшеклассники читают отрывки из Р.Рождественского "Реквием” под музыку "революционного этюда” Шопена.)
Учитель:
Уважаемые ребята! Теперь вы знаете, что за событие произошло 4 ноября 1612 года в России, поделитесь впечатлениями с родителями, которые смутно помнять с какими событиями связана эта историческая дата. Сегодня через наше мероприятие мы прикоснулись к нашему героическому прошлому, перенеслись на четыре века назад. Мы гордимся нашими соотечественниками, а также и смолянами, которые принимали участие в освобождении Москвы от интервентов. Честь и хвала нашим предкам! Так будем же достойными их!
(Звучит на RW- диске финал оперы " Иван Сусанин” со знаменитым хором " Славься!” и звоном колоколов).
|