Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 18:13:35
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Славные страницы Отечества. Виртуальная экскурсия. Панорама “Бородинская битва”
05.06.2009, 15:16:49

Цели и задачи:

   Знакомство с культурными ценностями страны.

   Приобщение детей к истории Отечества, воспитание трепетного и бережного отношения к истории своего народа, умения ценить славу Отечества.

   Дети должны понять и почувствовать, что кем ни был русский человек – военным, крестьянином, поэтом, художником,- он свято относится к Родине, бережно хранит память о славе предков, воспевает её, чтобы потомки знали и берегли её (Лермонтов, Пушкин, Рубо, Кутузов и др., чьи имена упомянуты на уроке)

  Участники:

Историки (1) и (2)

Чтецы (количество по усмотрению учителя)

1. Чтец 1:

 

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать: Россия!

Чтец 2:   (Слайд 2)

"У всякого народа своя история, а в истории свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа…” В.Г.Белинский.

 

8 сентября 2007 года исполнилось 195 лет со дня Бородинской битвы.

Чтец 3:    (Слайд 3)

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва.

 

Чтец 1:

2. Как символичны эти строки из Гимна Москвы! Свято хранит Москва память о своей славной истории.

(Слайд 4)

Французский император Наполеон, покорив почти всю Европу, решил убрать последнее препятствие к мировому господству. На рассвете 12 июня 1812 года "Великая армия” Наполеона (640 тыс.человек), переправившись через Неман , вторглась в пределы Российской империи. Главной целью Наполеон считал взятие Москвы. Он говорил: "Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но заняв Москву, я поражу ее в самое сердце”.

 

Историк 1: (Слайд 5)

 

Москва в эти дни жила необычной жизнью. Большинство тех, кто мог носить оружие, записывалось в ополчение. Старики, женщины, дети готовились в путь. Замечательный русский поэт В.А.Жуковский, ушедший с ополчением, был человеком совсем не военным. Он писал, что пошел "под знамена не для чина, не для креста и не по выбору собственному, а потому, что в это время всякому должно быть военным, даже и не имея охоты”. (Слайд 6) Л.Н.Толстой писал: "Дубина народной войны поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”.

 

Чтец 3: (Слайд 7)

Завершив войну с Турцией, в Петербург вернулся М.И.Кутузов. В ту пору ему шел 67 год. Ученик и соратник Суворова, он обладал широким стратегическим мышлением, был опытным военачальником. Он был назначен главнокомандующим.

 

Историк 2: (Слайд 8)

Кутузов сидел, понурив голову…Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти… Л.Н.Толстой "Война и мир”

 

(Слайд 9)По дороге в армию Кутузов часто повторял: "Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве”. За Торжком он узнал, что Смоленск оставлен. "Ключ к Москве взят”, - с огорчением сказал Кутузов.

 

(Слайд 10)

 

Русские войска дрались беспощадно: они защищали своё Отечество

 

 

(Слайд 11)

 

26 августа 1812 года в половине шестого утра началось знаменитое Бородинское сражение.

 

 

Декламаторы:

3.

 

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут…

 

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнуло между нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

 

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась, как наши груди

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

 

Полковник наш рожден был хватом

Слуга царю, отец солдатам…

Да , жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой. (Слайд 12)

И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрем же под Москвой,

Как наши братья умирали!”

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

 

Историк: (Слайд 13)

4. Бородинское сражение, в котором с обеих сторон приняло участие 240 тысяч человек (110 тысяч россиян и 130 тысяч – армии Наполеона) и только за один день убито, ранено и погибло 100 тысяч человек, относится к тем сражениям, в которых не было ни победителя, ни побежденного: обе стороны имели и потери, и трофеи. Французская армия уже не может победить россиян, а русская армия еще не в силах разгромить французов.

 

И тогда на совете в Филях Кутузов принимает нелёгкое, но единственно возможное спасительное решение оставить Москву. Слайд 14

 

Декламаторы:

 

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

 

(Слайд 15 Портрет Наполеона)

Декламаторы:

 


Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

 

 

 

Декламаторы:

5.

 

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?..

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

 

Слайд 16

Французы вошли в Москву. Город был пуст, москвичи покинули его.

 

6.

 

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою. (А.С.Пушкин. Евгений Онегин)

 

 

Историк:

7. Кутузов говорил: "С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия…Властью, данной мне государем и Отечеством, повелеваю, повелеваю отступление”.

Слайд 17  Ни одно сражение, даже грандиозная Бородинская битва, не оказало столь сильного влияния на мощное слияние всех дум и стремлений российского народа в одно страстное желание – освободить Москву во что бы то ни стало, изгнать захватчиков из России и отомстить неприятелю за любимую столицу. В этом желании все сословия русского общества были едины: дворяне, крестьяне, священнослужители – все думали об одном. Все были вместе.

 

О Родина святая!

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

 

 

Историк:  Слайд 18

2 сентября 1812 года, как только Наполеон занял Москву, начался небывалый пожар. "Владыке мира” Наполеону было почему-то тоскливо и одиноко в холодном Кремле. Он как будто уже предвидел и поражение своей армии, и собственную гибель.

Чтец:

Хоть Москва в руках французов,

Это, право, не беда!

Наш фельдмаршал князь Кутузов

Их на смерть впустил туда! ("Солдатская песня” 1812г. украинский поэт И.А.Кованько)

 

Историк: Слайд 19

 8. Подвиг русских героев "грозы 12 года” давно прославлен в нашей стране. Еще в 1912 году, в честь 100-летия Отечественной войны, художник Ф.А.Рубо создал замечательную панораму "Бородинская битва”. А в 1962 году неподалеку от станции метро "Кутузовская” был торжественно открыт музей-панорама "Бородинская битва”. Там и разместилось отреставрированное бессмертное полотно Рубо. Вам обязательно нужно побывать в этом музее и увидеть наглядно то, о чем писал М.Ю.Лермонтов в стихотворении "Бородино”.

 

Историк:

9.

Чтец: Слайд 20,        

Слайд 21-25 рассказ учителя о М.М.Тучковой

 

Слайды 26-30 (просмотр)

 

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

 

 

Историк: Слайд 31

10. На Руси издавна повелось в честь побед русских воинов возводить храмы и соборы. Это были своего рода памятники воинской славы. Сразу же после сокрушительной победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года царь Александр I решил возвести в Москве храм в честь павших воинов русской армии. Однако до воплощения замысла должны были пройти годы. Русский народ упорно собирал деньги на постройку храма Христа Спасителя. В Москву деньги везли отовсюду. Существовала даже легенда: воры остановили сани в глухом лесу, но, узнав, что возница везет деньги на строительство храма, отпустили мужика с миром да еще и свое, награбленное ранее, ему отдали. Храм строился почти полвека (архитектор – К.А.Тон). Наконец в 1883 году произошло освящение храма. Это было грандиозное белокаменное сооружение, его золотые купола были видны повсюду. Высота его от основания до купола – более 103 метров. На мраморных плитах выбиты имена павших за Отечество героев 1812 года. Судьба этого великолепного, построенного на народные деньги храма, сложилась трагически. В 1931 году прошел слух, что храм взорвут. И вот грохот взрыва оглушил собравшихся людей. Но когда рассеялось облако пыли, людям явилось чудо – храм стоял целым и невредимым. И только после неоднократных взрывов чудо исчезло.

 

 

Чтецы:

11.

 

Прощай, Хранитель Русской Славы,

Великолепный Храм Христа,

Наш великан золотоглавый,

Что над столицею блистал!..

С тобой умолкли отголоски

Великого Бородина!

Исчезли мраморные доски

И с ними славных имена…

 

 12. Прошли годы. И снова начался сбор средств на восстановление храма Христа Спасителя. Памятник в честь славной победы русских героев вновь радует нас своей красотой. Слайд 32

 

 

 

13.

 

Город чудный, город древний,

Город храмов и палат!..

Ты как мученик, горела

Белокаменная!

И река в тебе кипела

Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала

Полоненною.

И из пепла ты восстала

Неизменною!.. (Ф.Н.Глинка. "Москва”)

 

 

Историк: Слайд 33

Главное, что показала война 1812 года – это широта души, благородства, добросердечие и мужество российского народа. М.И.Кутузов говорил: "Я счастлив, предводительствуя русскими. Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим мужественным народом!”

 

 

Декламаторы:

В стране издревле преобильной

Числом прославленных мужей;

Народ могущественный, сильный

Да служит для вселенной всей

Примером истинныя славы!..

Да сохранятся древни нравы –

Да не остынет Русска кровь –

К Отечеству любовь! (А.Писарев)

 

 

Слайд 34

Москва! В дни страха и печали

Храня священную любовь,

Недаром за тебя же дали

Мы нашу жизнь, мы нашу кровь.

Недаром в битве исполинской

Пришел народ сложить главу

И пал в равнине Бородинской,

Сказав: "Помилуй Бог Москву!”

Благое это было семя,

Оно несет свой пышный цвет,

И сбережет младое племя

Отцовский дар, любви завет.

 

Слайд 35

Тайна бородинского хлеба,

или Вещий сон жены генерала

Георгий СВИРИДОВ, писатель.




     Бородинский хлеб неповторим по вкусу и аромату. Темный, как печаль, он свидетель бессмертия русского духа. Живая память о людях, создавших его. Я расскажу вам о великой любви на земле, благодаря которой появился на свет этот символ мужества, визитная карточка века ушедшего.
…О тех временах нам напоминает и живой памятник, который вот уже 150 лет входит в каждый дом, в каждую семью. Это хлеб, носящий имя «бородинский». За стенами монастыря в небольшой пекарне руками простых русских женщин были опробованы его многочисленные рецепты. Сначала его уносили богомольцы – горбушку на дорожку. Потом мозговитые купцы стали заказывать хлеб из Бородинского монастыря, торговать им в своих магазинах.
     Поджаристая темная корка этого хлеба покрыта семенами духовитых злаков. Сжимая краюшку «бородинского», помяните добром русскую княгиню Маргариту Михайловну Тучкову. Вспомните о ее великой любви к генералу. О верности и преданности, о мужестве и самопожертвовании.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: учителю истории, урок истории, конспект урока, история средних веков, История Украины, скачать бесплатно
Просмотров: 2135 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0