ЦЕЛИ:
- закрепить знания учащихся, полученные на уроках истории древнего мира по изучению поэм Гомера "ИЛИАДА” и "ОДИССЕЯ”.
- учить учащихся работать с настенной картой, рассказывать по увиденному изображению на слайде, читать отрывки из поэм наизусть, называть главные действующие лица, осуществлять взаимопроверку
- воспитывать чувство коллективизма, любовь к мировой античной литературе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Настенная карта "Древняя Греция до середины V века до н.э.”
- Кроссворд "Знаешь ли ты героев и действующих лиц поэм Гомера?”
- Портрет Гомера.
- Мультимедийная презентация к поэмам.
- Эмблемы.
- Дата 1200 год до н.э.- Троянская война.
- Таблички с надписью названия поэм "Илиада” и "Одиссея” ( для показа ответов)
Принимают участие учащиеся: 5 "А”, 5 "Б”, 5 "В”, 5 "Г”.
I.ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1.1 Входят команды. Во главе команд идут ЗЕВС и ГЕРА.
1.2 Команды занимают свои места за столами.( Капитан команды выбран заранее.)
1.3 Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с вами станем свидетелями битвы знатоков истории 5 класса греков (5”А”,5”Б” кл). и троянцев( 5”В”,5”Г” кл.) Недавно мы с вами познакомились с содержанием поэм Гомера "Илиада” и "Одиссея”. Знаем, что Гомер жил в 9-8 веках до н.э. и, что его поэмы были записаны только в 6 веке до н.э., а до тех пор содержание поэм передавалось из уст в уста, от поколения к поколению. Сейчас эти произведения вошли в коллекцию сокровищницы мировой античной литературы. Сегодня мы увидим настоящее сражение между греками и троянцами более чем через 3200 лет после окончания Троянской войны. Основное оружие у них – знания. Боги и герои Греции и Трои будут помогать в этом сражении воинам – знатокам. Победителями будет признана та команда, которая наберет наибольшее количество баллов на станциях сражений.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 2.1Станция "Путешествие по стране "Гомерия”: ( 1 балл за правильный показ )
- покажите на настенной карте г. Спарту, откуда Парис похитил Елену Прекрасную;
- покажите на настенной карте г.Микены, где царем был Агамемнон, предводитель греческого войска на Трою;
- покажите на настенной карте о.Итаку, где царем был Одиссей;
- покажите на настенной карте г.Трою, который был разрушен греками на 10-м году Троянской войны.
2.2 Прошу капитанов отправить по 3 воина на станцию " Кроссвордов”. Игроки разгадывают кроссворды. 2.3 Станция "Боги спрашивают”
Гера и Зевс читают отрывки из поэм Гомера " Илиада” и "Одиссея”. Игроки показывают табличку с надписью поэмы после чтения Зевсом и Герой отрывков из поэм.
Из какой поэмы прочитан отрывок? ( Правильный показ таблички – 1 балл. На обсуждение предоставляется 10 сек.)
2.4 Возвращение на станцию " Кроссвордов”.
Обмен кроссвордами, взаимопроверка. Итог подводят капитаны команд, называя количество баллов команды, чей кроссворд они проверяли. (Правильный ответ на один вопрос оценивается в1 балл).
2.5 Станция "Знаю, умею, читаю”.
Капитан читает наизусть отрывок из любой поэмы. Оценивают ЗЕВС и ГЕРА.
(Максимум- 4 балла). 2.6 Станция "Конкурс капитанов”
Гера и Зевс предлагают командам просмотр мультимедийной презентации по поэмам. Во время просмотра, командам необходимо определить тему своего рассказа по одному из представленных слайдов презентации (во время подготовки рассказа проводится конкурс болельщиков). 2.7 Станция "Конкурс болельщиков”
Напиши наибольшее количество действующих лиц из поэм:
"Илиада”
"Одиссея” 2.8 Станция "Конкурс болельщиков”
- Почему богиня Афина выступила в Троянской войне на стороне греков? (ответ- 3 балла).
- Гомер называет Одиссея хитроумным. Почему? Докажите.(Ответ- 3 балла).
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Гера и Зевс подсчитывают сумму баллов греков и троянцев. Объявляют итог. Проводят награждение участников.
Значение поэм Гомера.
Поэмы Гомера были настоящей сокровищницей мудрости греческого народа. Они не остались принадлежностью только ионийского племени, среди которого создались, а стали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю его историю. Предание говорит, что Пикург ввел исполнение песен Гомера в Спарте, Солон - в Афинах. Впоследствии во всех греческих государствах они стали основой школьного образования. Ученики разучивали наизусть отдельные части поэм, и было немало людей, которые знали наизусть обе поэмы целиком. Для государства считалось за честь называться родиной Гомера. Гомер был любимым поэтом даже в самых отдаленных уголках греческого мира.
Приложение 1
Может быть, в битве меня за тебя принимая, троянцы
Бой прекратят…
Видом и ростом чудовищным в страх приводя он несходен
Был с человеком, вкушающим хлеб и казался лесистой,
Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно.
Салом намазали лук женихи; но из них никоторый
Лука не мог и немного погнуть – несказанно был туг он.
Хитрость замыслив, тогда им сказал Одиссей многоумный:
«Мне вы отведать позвольте чудесного лука; узнать мне
Дайте, осталось ли в мышцах моих изнурённых хоть мало
Силы, меня оживлявшей в давнишнее младости время,
Или совсем нуждой и бродячим житьём уничтожен».
Чёрное облако скорби покрыло Пелеева сына.
«Друга не мог защитить я! Далёко от родины милой
Пал он,- и в этой беде я на помощь ему не явился!
Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!»
Чёрная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи…
На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю
Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони.
Прянул, как бешеный зверь, и , огромные вытянув руки,
Разом меж нами двоих, как щенят, подхватил и ударил…
Съел их, ни кости, ни мяса куска, ни утроб не оставив.
Громкие вопли услышав, отовсюду сбежались циклопы:
« Кто же тебя , Полифем, здесь обманом иль силою губит?!»
Им отвечал он из тёмной пещеры отчаянно диким
Рёвом: «Никто!...» В сердцах кричали циклопы:
« Если никто, для чего же один так ревёшь ты?...»
Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же
Плотной верёвкой они по рукам н ногам привязали
К мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться.
Снова под сильными веслами вспенилась тёмная влага.
Но в расстоянье, в каком призывающий голос бывает
Внятен, сирены увидели мимо плывущий корабль наш.
С брегом он их поравнялся; они звонкогласно запели:
« К нам Одиссей, подойди; сладкопеньем сирен насладимся!».
Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоём милом!
Так же, как я , стоит на пороге он старости скорбной.
Знает, однако, по крайней он мере, и слышит, что жив ты,
Радуясь этому сердцем, надеждой всегда преисполнен
Милого сына увидеть пришедшим домой из-под Трои».
Внутренность вся открывалась её; перед зевом ужасно
Волны сшибались, а в недре утробы открытой кипели
Тина и чёрный песок. Мы, объятые ужасом бледным,
В трепете очи свои на грозящую гибель вперяли.
Тою порой с корабля, шестерых отличившихся бодрой
Силой товарищей, разом схватя их, кричащих…
Страшное тут я очами узрел, и страшней ничего мне
Зреть никогда в продолжение странствий моих не случалось. |