Методическая цель:
Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории.
Обучающая цель:
- Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.
Развивающая цель:
- Формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.
Воспитательная цель:
- Воспитание нравственной позиции.
Оборудование:
- Портрет П.А. Столыпина.
- Фрагмент в/ф "Россия XX века. Реформа Столыпина”.
- Раздаточный материал (документы, схемы); задания для повторения по вариантам.
- Рабочие тетради.
- Термины на доске, эпиграф.
- Учебник. История России. XX в./ Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
План:
- Цели реформы
- Основные мероприятия и осуществление реформы.
- Итоги и значение реформы.
Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы.
П.Столыпин
Ход урока
На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.
Постановка проблемы:
Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?
Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?
предполагаемые ответы:
- крестьянская община,
- отрезки,
- выкупные платежи,
- помещичье землевладение,
- малоземелье крестьян
Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.
Проверка выполнения опережающего задания.
Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: "Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”.
Предполагаемое выполнение
Политические силы |
Предложения по решению аграрного вопроса |
Большевики |
возвратить крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм. |
Кадеты |
не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по "справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян. |
Эсеры |
"социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье. |
Вопрос: Как правительство отреагировало на данные проекты?
Обучающиеся: Все проекты были отвергнуты государством.
Преподаватель: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.
9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.
Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел.
24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.
Мотивация на новую тему (постановка проблемы):
Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина.
В ноябре 2006 года отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина. Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня?
На эти вопросы постараемся поразмышлять после изучения данной темы.
Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради.
Ознакомление с планом изучения нового материала.
Основная часть
Сообщение учащегося о государственном деятеле П.А. Столыпине.
Задание: Выделить, какую современную проблему затрагивает судьба Столыпина.
Цели аграрной реформы.
Работа с документами ( § 7, с. 55).
Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы.
Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:
"Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель.
Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян.
Модернизация страны.
Вывод преподавателя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.
Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.
Работа с документом №3. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. (§ 7, с. 54).
Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).
Основные мероприятия аграрной реформы:
работа с § 7 учебника (по группам):
- I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины.(с.50-51);
- II группа: Переселенческая политика (с.52-53)
- III группа: Крестьянский вопрос: кооперация (с.53).
Выступления представителей групп:
Обобщение ответов, вывод в форме схемы.
Работа с понятиями.
Запись в словари
Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.
Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.
Кому выгодно данное мероприятие?
Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: "Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.
Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.
Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.
Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.
Результаты реформы.
Просмотр сюжета видеофильма.
Задание: Определить какие результаты имела данная реформа.
Подведение итогов урока.
П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.
Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически он остался реформатором-одиночкой.
Ответы учащихся на проблемы, поставленные к данному уроку. Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый П.А. Столыпиным, актуален и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, соображения Столыпина выходят на первый план).
Вывод по уроку:
В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.
Закрепление:
- 1 Варианту - выписать из приведённой таблицы положительные результаты реформы;
- 2 Варианту – отрицательные. (работа на листочках)
Таблица. Результаты аграрной политики
Создание новых форм землевладения и землепользования |
Переселение крестьян |
Положительные результаты |
Отрицательные результаты |
Положительные результаты |
Отрицательные результаты |
Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств) Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба |
Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами. |
За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивалось кооперативные формы хозяйствования. |
Проблема малоземелья не было решена.
От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В места переселения возникали конфликты с местным населением. |
Домашнее задание: параграф 8. Изучить понятия, даты.
Подготовиться к игре: "Судебное расследование по делу П.А. Столыпина.” (аграрная реформа: за и против):
- судье: сущность преобразований;
- адвокату: аргументы в защиту Столыпина;
- прокурору: аргументы против реформы;
- свидетелям: аргументы за и против;
- вердикт присяжных
|