школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Суббота, 03.12.2016, 01:19:12

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [419]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [258]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [502]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [700]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [318]
ИСТОРИЯ [326]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [368]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [207]
АСТРОНОМИЯ [67]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [213]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [147]
ФИЗКУЛЬТУРА [266]
МУЗЫКА [186]
ИЗО [219]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [830]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [207]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [169]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [13]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [73]
ОСНОВЫ ПРАВА [63]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ОТКРЫТЫЙ УРОК » ИСТОРИЯ

Лабораторное занятие "Альтернативные формы уроков истории"
18.01.2009, 20:00:11

В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного общественного внимания. Пик реформирования исторического образования пришелся на 1994 – 1996 гг. Преобразования в этой области продолжаются и в настоящее время, при этом учитываются следующие принципы и подходы:

  • отказ от тоталитарной идеологии в сфере преподавания истории и переход к плюрализму идеологий;
  • признание традиций гуманизма как глобального мировоззрения;
  • подготовка и внедрение параллельных и профильных программ и учебников;
  • переход от авторитарной педагогики к педагогическим системам личностно-ориентированного характера.

Вместе с тем положительные тенденции сдерживаются подчас методологической неподготовленностью учителей.

Остановимся на одной из составляющих методику преподавания истории в школе – типах и формах учебных занятий, отличных от традиционного урока.

Последнее время мы все чаще обращаемся к альтернативным формам занятий. К таковым относим уроки-лекции, уроки-семинары, лабораторные и практические занятия.

Лабораторное занятиеформа учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам.

Для лабораторного занятия характерны:

а) высокая степень самостоятельности учащихся в изучении новой темы;
б) различные источники знаний;
в) деятельность учителя в качестве организатора и консультанта.

Виды лабораторного занятия:

1) по учебнику;
2) по документам.

Цели лабораторного занятия по учебнику:

  • формирование представления об исторических фактах, формулирование и аргументация личных оценочных суждений;
  • развитие и совершенствование общеучебных умений и навыков (оценивание, сравнение, сопоставление и др.);
  • формирование опыта социального общения.

Цели лабораторного занятия по документам:

  • углубление и конкретизация исторических знаний;
  • развитие аналитических умений и навыков работы с текстом;
  • формирование объективного, всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям.

Далее представлена методическая разработка комбинированного лабораторного занятия.

Методическая разработка лабораторного занятия по истории

8 класс 1 ч.

Тема: Внутренняя политика Николая I.

Цель занятия: организовав изучение времени правления Николая I по вариативным учебникам, показать неоднозначность его деятельности и личности; помочь ученикам в определении собственного отношения к данной теме.

Средства обучения: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История России. XIX век”, учебник Л.М. Ляшенко "История России. XIX век”, пакет документов и заданий-инструкций.

Структура занятия.

Этапы:

I. Организационный. Учитель сообщает тему, выдвигает учебные проблемы или предлагает сделать это учащимся самостоятельно; знакомит класс с учебниками; определяет формы самостоятельной работы учащихся (фронтальные, групповые, дифференцированные); разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов лабораторной работы {1}.

II. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.

Ш. Коллективное обсуждение результатов. Могут быть творческие отчеты групп, выступление представителей, фронтальная обобщающая беседа.

IV. Подведение итогов. Суммирование подходов и оценок или формулирование общего вывода; оценивание школьников.

Организационный этап

1. Организационный момент. Настрой учащихся на работу.

2. Вступительное слово учителя.

Время правления Николая I неоднозначно оценивалось современниками и историками.

С одной стороны, политическая реакция, подавление свободомыслия, всеохватывающая централизация государственного аппарата. С другой – первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению крестьян.

3. Постановка цели урока. В зависимости от общей подготовленности класса, ее может сформулировать сам учитель ("На основе документов и собственных знаний вам необходимо дать характеристику правления Николая I”) или предложить сделать это учащимся ("Что вы должны сегодня узнать на уроке и как работать”).

4. Знакомство с учебниками.

5. Инструкция к работе.

Класс разбивается на группы, каждая из которой исследует ту или иную сферу государственной и общественной жизни в правление Николая I. В каждой группе распределяются роли. 

II. Работа в группах

"Хранители” получают от учителя пакет с документами и карточку – инструкцию.

Карточка-инструкция № 1. "Личность Николая I”

А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы + портрет

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.1 парагр.8 учебник Ляшенко "Новый император”.

Вопрос: О каких чертах характера Николая говорится в тексте?

2) Прочитайте документы 1 - 4, дающие представление о личности и характере Николая I.

Вопрос: На какие черты характера нового императора указывают авторы высказываний?

В. Письменное оформление.

Составьте словесный портрет Николая I по следующей схеме:

а) биографические сведения

б) его привычки, особенности характера

в) как выглядел внешне

г) суждения о нем современников и потомков

Карточка-инструкция № 2. "Русское общество в николаевскую эпоху”

А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Известен интересный факт. Однажды Николаю I был предоставлен для утверждения

Проект одного из зданий, рядом с которым для масштаба был нарисован человек.

Николай возмутился, почему человек штатский, а не военный.

Вопрос: О чем говорит этот поступок Николая I?

2) Прочитайте документ 5. На основе анализа документа сделайте выводы о развитии русского общества во время правления Николая I.

3) Прочитайте документ 6.

Задание: Охарактеризуйте положение солдата николаевской армии. В чем вы видите трагизм положения русских солдат? Как армейские порядки могли отразиться на боеспособности русской армии?

В. Письменное оформление.

Возьмите интервью у рядового армии времен Николая I о его жизни и службе

(вопрос-ответ).

Карточка-инструкция № 3. "Система государственного управления (военные и чиновники)”

А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.2 парагр.8 учебника Ляшенко.

2) Прочитайте документы 7 -11.

3) Задание: Назовите основные черты николаевского режима.

В. Письменное оформление.

Составьте рассказ от имени иностранца, побывавшего в России в правление Николая I.

Что он отметит, какие особенности? ("Россия глазами иностранца”)

Карточка-инструкция № 4. "Система государственного управления (III отделение)”

А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.3 парагр.8 учебника Ляшенко.

2) Прочитайте документ 12.

Вопрос: Какой была структура корпуса жандармов на местах? Какими были функции жандармов? Почему современники негативно относились к жандармам?

В. Письменное оформление.

Переведите документ на современный русский язык.

Карточка-инструкция № 5. "Крестьянский вопрос”

А. Источники: учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной + документы

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.4 парагр.10 учебника Данилова и Косулиной (с.59-60).

Вопрос: Каковы были цели и содержание реформы П.Д. Киселева?

2) Прочитайте документ 13.

Вопрос: Чем было вызвано недовольство крестьян?

3) Известны слова Николая I о том, что "крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло… но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным”.

Вопрос: Почему же Николай I так и не решился отменить крепостное право?

В. Письменное оформление.

Запишите меры, принятые в правление Николая I для смягчения крепостных отношений. Оформить можно в виде тезисов.

III. Творческие отчеты групп.

"Репортеры” выступают с результатами работы группы. В зависимости от задания, форма выступления различная.

IV. Подведение итогов.

После выступления "репортеров” учитель зачитывает документ 14. Всему классу задается вопрос: Каковы были итоги правления Николая I? Ответы учащихся.

Достигнуты ли цели урока?

Как работали группы? Что особенно понравилось или не понравилось на уроке? Чем заинтересовались?

Домашнее задание на выбор.

а) "Личность в истории” - написать сообщение о Николае I, П.Д. Киселеве или А.Х. Бенкендорфе.

б) Составить кроссворд по изученной теме.

в) Написать небольшое сочинение "Машина времени” - "Как я попал в николаевское время”.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: учителю истории, урок истории, конспект урока, история средних веков, История Украины, скачать бесплатно
Просмотров: 1185 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0