Оборудование:
-
компьютер, мультимедийный проектор,
-
DVD-диск "Чингачгук – Большой Змей”,
-
настенная карта.
Цели урока:
-
Изучить начальную историю возникновения американского государства.
-
Использовать этнографический компонент для усиления интереса учащихся к данной теме.
-
Научить учащихся прослеживать внутрипредметные связи.
План урока:
-
Коренные жители Америки.
-
Хозяйственная жизнь и управление колониями.
-
Формирование североамериканской нации.
-
Конфликт американских колоний с Англией.
Ход урока
. Актуализация знаний.
Учитель рисует на доске: каноэ, вигвам, тотемный столб, томагавк, профиль индейца в уборе из перьев и задаёт вопрос классу: кто знает, что это такое?
(Или, если позволяет оборудование, показывает по мультимедийному проектору DVD -отрывок из к/ф "Чингачгук – Большой змей” (киностудия "Дефа”), где Чингачгук плывёт на каноэ по реке, и на него прыгают с ветвей деревьев "проклятые” гуроны, мечут в него стрелы и бросают томагавки. Этот эпизод позволяет показать ученикам традиционную одежду индейцев, их вооружение, их не всегда мирные взаимоотношения.)
В случае затруднения учащихся, учитель задаёт наводящие вопросы. И подводит итог первой части урока:
- Индейцы – коренные жители Северной Америки с богатой культурой, приспособленной для проживания в этой богатой природными ресурсами, но не всегда благосклонной к человеку земле. Именно с ними встретились в ходе колонизации первые переселенцы из Англии.
Далее учитель сообщает в объёме учебника о появлении на восточном побережье Северной Америки первых поселенцев-пуритан, обращая внимание на то, что они были не единственными европейцами на этом континенте: южнее территории "осваивали” испанцы. Учитель обращает внимание на то, что колонисты стали уничтожать или вытеснять индейцев за пределы колоний, захватывая их земли. Надо заметить учащимся, что, почти одновременно с колонизацией Северной Америки европейцами, аналогичный процесс происходил и в Сибири, которую осваивали русские землепроходцы. Нужно
подчеркнуть (или напомнить учащимся, если курс "История России” изучался в 7 классе раньше курса "Всеобщая история”), что, в отличие от европейских колонизаторов, русские люди не уничтожали аборигенов Сибири, а осваивали новую территорию по большей части мирно, без кровопролития и вытеснения коренных жителей с их земель. Таким образом будут активизированы внутрипредметные связи.
Для закрепления материала учитель на доске, а учащиеся в тетради записывают:
2. Вопрос о хозяйственной жизни и управлении колониями рассматривается учителем в объёме учебника с одновременной записью на доске рисунка-схемы с перерисовыванием его учащимися в тетради.
3. Вопрос о формировании североамериканской нации можно дать как лабораторную работу с учебником. Учитель пишет на доске в центре кластера слово "американская нация” (или просто "нация”), надписывает вокруг: европейские переселенцы, индейцы, негры.
Задание:
-Прочитав пункт "Начало формирования североамериканской нации”, укажите стрелками к центру кластера – кто сформировал в XVII-XVIII веке североамериканскую нацию? Кто в неё не вошёл?
После выполнения – проверка задания и вывод, что в XVII-XVIII веках начало североамериканской нации положили европейские переселенцы, объединённые общностью территории, экономических и хозяйственных интересов колоний, языка и религии. Ни негры (по крайней мере, в то время), ни индейцы в состав формирующейся нации не попали.
(При наличии времени, можно выслушать данное заранее сообщение учащемуся о Бенджамине Франклине. Перед сообщением учитель даёт задание классу:
- Какие черты характера Франклина можно выделить? Чем он гордился?
После сообщения и ответов учащихся учитель может подчеркнуть, что это и есть те моральные нормы, по которым и следовало жить в Новом Свете).
4. Учитель объясняет задание:
- Рассмотрите плакат (его можно оформить в виде плаката, или заранее нарисовать на доске и закрыть занавеской) и расскажите, в чём причина конфликта североамериканских колоний с метрополией?
(Словарная работа: что такое метрополия?)
Дав время на выполнение задания, учитель выслушивает затем ответы учащихся и спрашивает:
-Каким способами возможно было в то время решение любого конфликта, возникавшего между двумя и более государствами, хотя североамериканские колонии не были ещё самостоятельным государством, но там, как мы уже знаем, сформировался новый народ – американцы?
Учащиеся отвечают, что любой конфликт можно решить двумя способами: дипломатическим или военным, силовым.
Учитель подводит итого:
- Проявлением грядущих событий стало "бостонское чаепитие” в 1773 году, когда жители Бостона, переодевшись индейцами, напали на английские корабли, стоявшие в порту и выбросили за борт тюки облагаемого налогом чая. Конфликт назрел, и то, как он был разрешён, мы узнаем уже на следующем уроке.
5. Закрепление материала урока.
Тест:
1) Как называют основателей американских колоний:
а. отцы-пилигримы, б. отцы-туристы, в. отцы-землепашцы.
2) Как зовут коренных жителей Америки:
а. индийцы, б. индейцы, в. индусы.
3) Кто управлял американскими колониями:
а. гувернёры, б. губернаторы, в. гравёры.
4) Какой язык стал главным для колонистов:
а. американский, б. английский, в. алгонкинский.
5) Что считалось самым страшным преступлением в Новом Свете:
а. убийство, б. воровство, в. колдовство.
6) Что такое "бостонское чаепитие”:
а. выбрасывание жителями в порту Бостона тюков с чаем за борт с английских кораблей в 1773 году в знак протеста против налогов, б. ежегодные чаепития в Бостоне, организованные англичанами для укрепления дружбы с колонистами, в. плата чаем за земли, покупаемые колонистами у индейцев.
Учитель задаёт домашнее задание: $... прочитать и подготовить ответы на вопросы в конце параграфа. |