Тема урока, план урока, возможная личностная проблема. |
В городе богини Афины.
План:
- Местоположение города.
- Легенда о названии города.
- Самые, самые знаменитые места (игра)
- Основные районы города.
- "В гончарной мастерской”.
Возможная личностно значимая проблема: нужно ли ремесло и искусство древности современному человеку? Чем оно интересно сегодня? |
Планируемые результаты изучения материала, цель урока. |
Учащиеся понимают, что эпоха античности внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства.
Расширение представления о городе античного времени.
Закрепить ранее полученные знания по выполнению фигуры человека в движении, изображая его либо на красном, либо на чёрном фоне. |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности. |
Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы и практическая работа учащихся.
Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.
Приемы деятельности учителей: объяснение, рассказ, беседа, показ, игра "Живой компьютер” по терминам, театрализация, выполнение рисунка учащимися. |
Развитие умений учащихся. |
Учащиеся работают с картой, учатся выделять главное, использовать раннее приобретенные знания для получения новых знаний, самостоятельно работать с учебником, выполнять рисунки, определять термины, развивать речь. |
Основные понятия и термины. |
Полис, чернофигурные и краснофигурные сосуды, Керамик, Агора, рынок, портик, Акрополь, фронтон, Парфенон. |
Источники информации: школьные и внешкольные. |
Учебник, п.37. План города Афины стр. 168, вопросы и задания к параграфу.
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной литературы: Хрестоматия по истории древнего мира: Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.- С.183-184.
Немировский АИ. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1990. – С. 103-113.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1986.
Любые репродукции картин, отвечающих теме урока. |
Средства обучения. |
Карта "Древняя Греция в 5 в. до н.э.”, плакат с планом города Афины, иллюстрации с изображением сосудов различных форм, картина "Праздничное шествие на Акрополь”, рисунки учащихся по сюжетам легенд и мифов Древней Греции; аппликации сосудов, выполненные учащимися на предварительном уроке ИЗО; учебник Вигасин А.А. и др. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2001. |
Комментарии к технологической карте урока.
Урок имеет ряд особенностей:
Во-первых, он является бинарным уроком истории и изобразительного искусства (ИЗО), т.е. строится на актуализации межпредметных связей, на основе использования имеющихся знаний и умений учащихся.
Во-вторых, необходим предварительный этап: уроки истории и ИЗО, на которых осуществляют подготовку к восприятию материала бинарного урока и выполнения практической работы.
В-третьих, особенность урока заключается в возможности применения различных форм занятия.
Начинает урок учитель истории вступительным объяснением особенностей урока и указывает цель урока – путешествия, представляя учащихся "агентами туристического бюро”, предлагающего тур по древнему городу Афины. Маршрутным листом будет служить план города Афины в 5-м веке до н. э. стр. 168 учебника и карта "Древняя Греция в 5 веке до н. э.”
Тетрадь учащихся на уроке станет блокнотом для записей "агента”.
Последовательность действий учителя и учащихся:
"Агенты” получают задание:
- Определить местоположение города по карте и объяснить всем.
- Показать, что им уже известно о городе и о стране / предлагается игра: "Живой компьютер”/.
Описание игры "Живой компьютер”: учащимся розданы карточки с терминами и названиями;
По предложению учителя один из них, став "оператором” выбирает и вызывает к доске учащихся с теми карточками, на которых указаны необходимые термины, задание определяет учитель, а термины из самых различных предыдущих тем. "Оператор” выбирает 5-6 учащихся и они дают определения своим терминам /демократия, Пирей, Пникс, рабы, колония, Граждане, Керамик, Агора, Акрополь, портик и другие/. Некоторые из учащихся получают опережающее задание: подготовить сообщение по некоторым новым терминам.
- Учитель задает вопрос: А почему этот город называется именно так – Афины? Театрализация. Спор богов Афины и Посейдона за покровительство над городом.
- Учитель предлагает обратиться к учебнику, как к самому достоверному источнику: стр. 171-173. В самом сердце Афин /чтение текста/.
Задание: представьте на минутку, что вы на Агоре, что бы вы предлагали нам
/учащимся нравиться быть в роли продавцов и смотрителей рынка/
- Далее предлагается иллюстрация "Праздничное шествие на Акрополь”. Используется прием описания картины.
- Учитель истории заканчивает путешествие по местам , вызывающим восторг у посетивших город и приглашает отправиться еще в один район города: район гончарных мастерских – КЕРАМИК.
- Урок продолжает учитель ИЗО, который рассказывает и показывает о различных сосудах, останавливает внимание на выполнение чернофигурных и краснофигурных сосудах. Затем предлагает "агентам” выполнить несколько зарисовок по мифам на подготовленных предыдущими уроками "сосудах” /аппликации/. Выполнение практической работы.
В ходе выполнения работы учитель предлагает учащимся пояснить свой рисунок, рассказывая о выбранном мифе / коротко и о самом интересном, что изображает на рисунке.
- Заключение урока: Учителя истории и изо подводят итоги урока, демонстрируют отдельные работы учащихся. Проводится тестирование на закрепление изученного материала (тесты прилагаются ниже). Проверка возможна в парах. Оценивание деятельности учащихся на уроке.
- Домашнее задание: п. 37 вопросы и задания.
Тесты по теме: "Древняя Греция. Афины”
I вариант |
II вариант |
1. Девять правителей Афин, ежегодно, избирающиеся жребием:
а) стратеги; б) демос; в) архонты. корабли |
1. Как назывались мастерские, где чинили старые и строили новые?
а) керамик; б) верфи; в) скене. |
2. Что произошло в 490 г. до н.э.?
а) взятие греками Трои; б) Марафонская битва; в) Саламинская битва. |
2. Холм в Афинах, где находились главные храмы города?
а) Агора; б)Академия; в) Акрополь. |
3. Автор трагедии "Антигона”:
а) Софокол; б) Гомер; в) Платон. |
3. Скульптор, создавший знаменитую статую богини Афины на Акрополе:
а) Фидий; б) Перикл; в) Гомер. |
4. Район гончарных мастерских в Афинах:
а) Агора; б) Керамик; в) Пирей. |
4. Кто отменил долговое рабство в Афинах?
а) Солон; б) Перикл; в) Платон. |
5. Что произошло в 480 г. до н.э.?
а) Марафонская битва; б) Саламинская битва; в) сражение в Фермопильском ущелье. |
5. Главная торговая площадь в Афинах?
а) Агора; б) Акрополь; в) Керамик |
|