Цели:
-
Познакомить учащихся с содержанием, композицией писаницы, художественными особенностями.
-
Воспитание бережного отношения к историческим памятникам, наследию людей, живших ранее.
-
Умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Эпиграф урока. Жила-была старая, мудрая змея, которая собирала мудрые мысли в тыкву. Сегодня мы пополним багаж змеи новыми мудрыми мыслями.
Ход урока
I. Историческая словарная зарядка. (Проводим "ручейком”).
Объяснить по очереди значение терминов.
Петроглифы, экспрессия, скифо-сибирский звериный стиль, фриз, писаница, летящий галоп, шаманизм, орошаемое земледелие, кочевые племена, папирус, мумия.
II. Погружение в тему.
Когда я первый раз побывала в Эрмитаже и нашла зал "Археология”, то около входа увидела мумию и лодку из папируса, привезенные из Египта.
И вдруг!!! Вверху, в левом углу, над дверью мелькнуло что-то знакомое и я прочитала: "Большая Боярская писаница. Боградский р-н, с.Троицкое”.
Представьте мои чувства! Ехать за тысячи километров из нашей сибирской глуши и наряду с мировыми шедеврами в этой сокровищнице, найти изображение нашей Большой Боярской писаницы.
Запись темы.
Большая Боярская писаница – полотно жизни скифо-сибирской цивилизации.
III. Задачи.
Мы с вами должны решить две творческие задачи.
-
С какой целью древние художники создали Большую Боярскую писаницу?
-
Почему ее поместили в Эрмитаж?
Для решения этих задач перед вами таблица, которую вы должны заполнить в процессе урока, сделать выводы.
IV. Знакомство с таблицей.
-
Где расположена, размеры.
-
Сюжет.
-
Композиция.
-
Изображение строений, людей, животных посуды.
-
Действия.
-
Время, отраженное на писанице.
-
Мировоззрение.
Еще раз напомню, что таблица к концу урока должна быть заполнена.
V. Знакомство с прорисовками.
Вглядитесь в прорисовку Малой и Большой Боярских писаниц.
Шесть художников в 1962 году перенесли писаницы на бумагу. Я демонстрирую две писаницы. Дело в том, что Большая Боярская писаница очень плохо сохранилась, и, чтобы создать целостность восприятия, я вынуждена продемонстрировать прорисовки двух писаниц: Малой и Болшой.
Я сформировала у вас общее представление.
VI. Сейчас я продемонстрирую вам видеофильм.
После его просмотра вы должны заполнить следующие разделы.
-
Местоположение.
-
Сюжет.
-
Композиция.
VII. Прочесть записи которые сделали в таблице?
Где? (Боградский р-н, с.Троицкое, в 6 км, на хребте Бояры)
Сюжет. Жизнь поселка скотоводов.
Композиция. На каменном фризе размером: 9,8 м Х 1,5 м удожники 3 ярусами петроглифами изобразили жизнь поселка.
VIII. Изображение людей.
Присутствует два вида изображений:
IX. Изображение животных.
Какие животные изображены? Есть ли одинаковые? Что мы можем сказать о древнем стаде?
X. Строения.
Какие виды строений мы видим на писанице? В чем жили тагарцы. Какие материалы использовались для жилища? Чем строения отличаются друг от друга?
Какой вывод можно зделать о жизни и занятиях людей этой эпохи.
(Вывод: Полукочевой образ жизни, занятия скотоводов).
XI. Посуда.
Виды какой посуды вы видите здесь? Из чего она? (Скифо-сибирские бронзовые котлы и фляги из кожи, дерева. М.А.Дэвлет приводит образцы таких фляг, найденных в курганах раскопанных в республике Тыва).
XII. Группа учащихся 8 кл. под руководством Кости Марткачакова провела исследование по теме: "Какое время изображено на Большой Боярской писанице?”
(Отчет руководителя группы).
Для того, чтобы определить дату создания писаницы, моя группа изучила работу Марианны Арташировны Дэвлет "Большая Боярская писаница”. Марина Арташировна утверждает, что ее создали люди Тагарской культуры.
Их ученые относят к скифам. Называя цивилизацию, которая обитала здесь "скифо-сибирской”. Китайские летописцы в своих хрониках называли этих жителей "динлинами”. Этой писанице, примерно, 2100-2500 лет
Об этом свидетельствуют следующие факты, видимые на писанице.
1. Сложный лук, созданный из разных пород дерева, он более мощный, имеет вот такую форму (показывает на изображении лук писаницы).
Сложный лук появился в Скифии с VI века.
2. Изображение баранов в "летящем галопе” - жертвенная поза связанного животного с крупными рогами. Это изображение мы видим на украшениях, найденных в скифских курганах, на татуировке у "леди Укока” (молодой женщины, извлеченной археологами в Горном Алтае из вечной мерзлоты, на 3-х метровой глубины. У "леди Укока” (местечко Укок – граница Горного Алтая и Китая) сохранились ткани тела, на них-то и видна татуировка скифского времени). Эти же изображения мы видели в музее республики Хакасия на изделиях из бронзы.
3. Третьим доказательством, что это изображение тагарского поселка служат "скифские котлы”, распространенные от Урала до Забайкалья. В тагарских захоронениях он выглядит так же, как и на писанице: полукруглые ручки, вертикально поставленные на верхнем крае с гвоздевыми отростками. И орнамент типа "жгут”.
4. Еще одним доказательством – бревенчатые дома и 8-9 венцов. Из таких же венцов мы виде сооруженные погребальные камеры в тагарских культурах и на Алтае в захоронении "леди Укока”.
5. Изображение мужчины на писанице и бронзовая фигурка мужчины из тагарского кургана.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод: на Боярской писанице изображено поселение тагарского времени.
XIII. Действия.
Чем заняты жители этого селения? (Пасут оленей).
Как вы думаете, чем занят человек одетый в малицу?
(Ученые предполагают, что это шаман с жертвенным луком, об этом свидетельствует длинна лука и особо выполненная фигурка человека).
А чем занята группа людей изображенных справа. Опишите их позы.
(Воздеты к верху руки; сосуды с каким-то напитком).
Кого больше в этой группе? Мужчин. Женщин?
XIV. Группа Жени Боргоякова провела расследования по книге В.Я.Бутонаева "Хакасские Национальные праздники”.
Вот результаты расследования.
Самым почитаемым божеством был бог Неба – Хат-Тегир. Именно ему проводилось ежегодно моление в июле месяце. Только мужчины имели право участвовать в этом молении.
На самой высокой горе складывали два костровища. Мужчины приходили с традиционными повязками, в которых были перья орла. Их повязки связывали в одну, помещали на самую высокую березу.
Самый пожилой и уважаемый человек начинал моление и из сосудов брал араку и благословлял четыре стороны света, все горы и реки.
Затем богу Неба – Хан-Тегиру жертвовали мясо со словами молитвы, он молил о благополучии и расцвете рода, умножение скота, населения.
Вот такую же картинку мы видим на писанице.
Вывод: Хребет Бояры имел культовое значение. Древние художники терпеливо выбивали на скалах изображения, стремились обеспечить благополучие, изобилие, мирную жизнь, процветание своего народа.
Физ. пауза.
Ответьте на две творческие задачи, поставленные в начале урока.
-
Для чего художники создали Большую Боярскую писаницу.
-
Почему в Эрмитаже помещена Большая Боярская писаница?
Закрепление.
1-я группа
Подобно древним художникам донеси информацию о современной жизни изобрази современное поселение, используя схематичные петроглифы, не забывайте о ценностях современной жизни.
2-я группа
Устное сочинение "Большая Боярская писаница – достояние мировой культуры”.
План.
-
Для чего, почему ее поместили в Эрмитаж?
-
В чем ее ценность?
-
Для чего она создана на фризе этой сопки?
3-я группа
Используя статьи газеты "Хакасия” составить обращение о сохранении подобных памятников исторического прошлого.
4-я группа
Устный рассказ
"Праздник почитания неба”.
План.
-
Функции божества, именуемого Хан-Тегиром.
-
Сроки проведения праздника.
-
Состав тех, кто проводит моление.
-
Как проводилось это моление?
-
Докажи, что на большой Боярской писанице изображен такой же праздник.
Итоги урока. Оценки.
Домашнее задание.
Используя материалы, схемы, создать рассказ "Большая Боярская писаница – картина жизни скифо-сибирской цивилизации
|