Актуальность темы. Проблемные уроки предназначены для активизации учебной деятельности учащихся. На это же направлено решение учебных задач в группе при анализе источников. Вопросы, связанные с анализом документов, включены в экзаменационные материалы, поэтому данный урок предназначен для учащихся старших классов, готовящихся к сдаче ЕГЭ. Своеобразие работы с историческими источниками в том, что учащиеся, знакомясь с документами, проникаются духом и языком эпохи.
Тип урока: урок формирования знаний.
Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с историческими источниками в группах.
Время урока: два учебных часа.
Методы: слово учителя, групповая работа, выступления учащихся, обобщение и анализ исторических источников, работа с картой, заполнение опорной схемы, подготовка к составлению характеристики исторического деятеля.
Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, CD диск "Энциклопедия истории России”, карта "Россия в XVII в.”, дидактические материалы для каждой группы учащихся, учебные пособия по истории России, 10 класс.
Оформление класса и классной доски: в классе оформлен стенд с иллюстрациями – картинами художников по данному периоду (В.И. Суриков "Боярыня Морозова”, "Покорение Сибири Ермаком”, С.В. Иванов "Во времена раскола”, Э.Лисснер "Соляной бунт” и др.)
Учебные цели и задачи: представить через работу с историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на проблемный вопрос: Был ли царь Алексей Михайлович "Тишайшим”?
ХОД УРОКА
Учитель: Заняв в 1613 году трон, Романовы вместе с ним получили в наследство от своих предшественников полностью разоренную страну, несуществующую государственность и народ, вкусивший в начале века не только тяжесть произвола сильных людей, но и дурманящую сладость воли в условиях безвластия. Досталась Романовым и уже перераставшая в привычку у разных слоев феодалов уверенность в их праве решать судьбу престола и династии. Все это усугублялось оккупацией западных и северо-западных земель Московского царства иностранными войсками, участившимися набегами крымских татар и т.д. и т.п. В такой ситуации центральная исполнительная власть просто нуждалась во власти представительной, она не могла обойтись без всенародного понимания и поддержки населением. Поэтому весь период царствования Михаила Федоровича Романова Земские соборы заседали непрерывно. А Боярская дума не только не одобряла решения царя (вернее, его отца), но и сама являлась источником формирования и реализации правительственной политики. В результате были осуществлены многие важные мероприятия.
1. Для повышения эффективности реализации принятых решений значительно расширялась сеть приказов. 2. Для повышения обороноспособности и урегулирования финансовых проблем были приняты меры по укреплению поместной системы и усилению закрепощения крестьян. 3. Реорганизация в армии.
Уже к 1630 году дворянское ополчение и полурегулярные стрелецкие полки стали дополняться полками иноземного строя. Правда, во внешней политике особых успехов достигнуто не было. Сохранялись территориальные проблемы со Швецией и Польшей. Их предстояло решать уже следующему правителю– царю Алексею Михайловичу. Известно, что многие правители России получали при жизни прозвища за свой нрав, подвиги, реформы. Давайте приведем примеры. Князь Владимир Святой – "Красное солнышко”, князь Дмитрий Иванович – "Донской”, князь Александр Ярославич – "Невский”, князь Иван I – "Калита”, царь Иван IV – "Грозный”, царь Александр I – "Победитель”, царь Александр II – "Освободитель”. Всегда ли были верны эти народные прозвища? Сегодня вам предстоит определить свое отношение к присвоенному царю Алексею Михайловичу прозвищу "Тишайший”. Мы ознакомимся с характеристиками царя, документами той эпохи, основными его деяниями, чтобы согласиться или усомниться с данным царю Алексею прозвищем "Тишайший”. В течение урока мы будет составлять опорную схему и заполнять пункты характеристики.
Первая группа
Царь Алексей всегда был одним из самых любимых персонажей российских историков, которые опирались в своей симпатии к нему на мнения современников. Поработав с материалами, представьте характеристику царя Алексея.
Учитель: Соборное Уложение – универсальный кодекс феодального права, не имевший аналогов в предшествующем русском законодательстве, он установил нормы во всех сферах жизни общества: социальной, экономической, административной, семейной, духовной, военной и т. д. (см. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2001, с.251.) Возникновение Уложения связано было с необходимостью в создании более совершенных норм жизни общества. За столетие, отделявшее Судебник 1550 года от Уложения 1649 г., в стране появилось 445 новых указов, следовательно появилась необходимость в упорядочении законодательства. Судебник 1550 года охватывал нормы гражданского и уголовного права, а другие стороны жизни игнорировал. Причиной появления Уложения можно назвать и волну городских восстаний 1648–1650 гг. Этот крупнейший законодательный документ своего времени действовал вплоть до 30-х годов XIX века, пока его не сменил Свод законов Российской империи. Уложение Алексея Михайловича было принято 29 января 1649 года. Его подписали патриарх, другие представители высшего духовенства, бояре и 277 выборных земских людей. Весной того же года текст Соборного уложения издали отдельной книгой и разослали во все московские приказы. Уложение состояло из 25 глав и 967 статей. Современное делопроизводство, когда дело формируется из листов, последовательно накладываемых в хронологическом порядке, сложилось при Петре I. До него листы склеивались между собой, образуя свиток. Длина свитка с Уложением 1649 г., и поныне хранящегося в особом ларце в архиве, составляет 309 м.
Вторая группа
Ознакомьтесь с отрывками из глав Соборного Уложения и дайте им анализ. Глава II "О Государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать”, Глава XI "Суд о крестьянех”.
1. Назовите причины, вызвавшие появление вышеприведенных статей. 2.Что изменилось в положении крестьян в середине XVII века? 3. К каким последствиям это могло привести? 4. Как статьи судебника решают вопрос о государственной измене? Что считалось "государственной изменой”?
Дополнения учителя. Стремясь упорядочить систему Приказов и ограничить влияние боярской аристократии на государственные дела, царь создал специальный Приказ "Великого государя тайных дел". По словам современника, "устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялись по его хотению, а бояре и думные люди ни о чем не ведали". Соборное уложение завершило формирование системы крепостного права, отменив Юрьев день и окончательно прикрепив крестьян к земле и к помещикам.
Третья группа. "О церковном расколе”
-
Как понимает Аввакум содержание и смысл реформы?
-
Каково его отношение к Никону?
-
К чему призывает Аввакум верующих?
-
Каково ваше отношение к этому?
-
Что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей боярства, о чем это свидетельствует?
-
Как характеризуют состояние русского общества факты самосожжения?
-
Сделайте вывод о состоянии русской православной церкви в середине XVII века.
Как вы оцениваете точку зрения на раскол историка В.Я. Хуторского?
Дополнения учителя. Нуждаясь в надежном советнике, царь приблизил к себе патриарха Никона. Он оказывал Никону доверие и поручал управление государством на время своего отсутствия в столице. Церковные реформы, проведенные Никоном, явились причиной возникновения в стране религиозного течения, последователи которого не признавали официальную церковь. Впоследствии их стали называть раскольниками. Растущее вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом "священство выше царства" привело к разрыву царя с патриархом.
Четвертая группа. "О промышленности”
Вашему вниманию предлагается отрывок из "Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии”, выдержки из "Новоторгового устава” 1667 г.
-
Выберите в тексте факты, характеризующие развитие ремесла в России.
-
Почему приглашались иностранцы?
-
Вело ли правительство протекционистскую политику?
Дополнения учителя. Алексей Михайлович поощрял развитие промышленности, поддерживал отечественное купечество, защищал его от конкуренции иностранных торговцев. С этой целью были приняты Таможенный и Новоторговый уставы, способствовавшие развитию внутренней и внешней торговли. Складывается общероссийский рынок.
Пятая группа. "Бунташный век”
В первые годы царствования Алексей Михайлович принимал мало участия в государственных делах. Государством управляли воспитатель царя боярин Б.И. Морозов и тесть царя И.Д. Милославский. Политика Морозова, направленная на усиление финансового гнета, а также беззакония и злоупотребления Милославского вызвали возмущение в народе. В июне 1648 года в Москве вспыхнуло восстание. В результате Б.И. Морозов был отстранен от государственных дел и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Вслед за московским вспыхнули восстания в южнорусских городах и в Сибири; а в 1650 году произошли волнения в Новгороде и Пскове. Охарактеризуйте исторический источник "прелестное письмо” Степана Разина 2. К кому обращался в своих воззваниях Разин? 3. Против кого призывал бороться Разин? 4. Как вы думаете, почему Разин призывает стоять за царя? О чем это свидетельствует?
Дополнения учителя. При Алексее Михайловиче были жестоко подавлены народные восстания в Москве – Соляной бунт (1648 год) и Медный бунт (1662 год) – и крестьянская война 1670–1671 годов под предводительством С.Т. Разина.
Шестая группа. "Внешняя политика”
Ответьте на вопросы, используя материалы учебника:
1. Какие важнейшие события внешней политики произошли в указанные годы: 1649, 1651, 1654–1667. 1656–1658, 1661., 1654? Дайте оценку событиям. 2. Дайте определения терминам: гетман, реестр, Брестская уния, Валиесарское перемирие, Андрусовское перемирие, Белоцерковный мир, Зборовский мир, Кардисский мир, Запорожская сечь, воссоединение Украины с Россией.
Дополнения учителя. В царствование Алексея Михайловича Московское государство расширило свои пределы не только на юго-запад (получив левобережную Украину и Белорусские земли), но и далеко на восток и на юг. Цари Кахетии и Имеретии, теснимые турками и персами, просили о московском подданстве. Самым значительным достижением внешней политики того времени явилось воссоединение Украины с Россией, провозглашенное 8 января 1654 года гетманом Украины Богданом Хмельницким на Переяславской Раде. Однако это событие стало причиной еще одной русско-польской войны, продолжавшейся 13 лет, до 1667 года, и закончившейся Андрусовским перемирием.
Седьмая группа. "Освоение Сибири”
Ознакомьтесь с документом "Наказ якутскому воеводе о ясачных людях” (1651) и ответьте на вопросы:
1. Что местные жители называли "Елюенэ”? 2. Какой была царская политика по отношению к местным жителям? 3. Что такое острог? 4. Чем прославились землепроходцы Ф.Попов, С.Дежнев, В.Поярков, Е.Хабаров? (Покажите на карте)
Дополнения учителя. В западной Сибири казаки победили потомков хана Кучума. Русскими землепроходцами была открыта восточная Сибирь. В годы правления Алексея Михайловича в России предпринимались попытки строительства первых военных кораблей, началось формирование постоянной армии "нового строя", состоявшей из добровольцев и заложившей основу будущей системы рекрутских наборов.
Выводы. Опрос по теме:
-
Почему называли царя Алексея "Тишайшим”?
-
Когда было принято "Соборное Уложение”?
-
Какие главные изменения оно внесло в жизнь?
-
Что такое "Церковный раскол”?
-
Что нового появилось в развитии экономики?
-
Почему XVII век называют "бунташным”?
-
Какие были изменения во внешней политике?
-
Можно ли теперь, обобщив все выводы согласиться с названием царя Алексея "Тишайший”?
Прослушать фрагмент лекции с CD диска "Энциклопедия истории России” (статья "Алексей Михайлович”) и убедиться, что его царствование нельзя назвать "тихим”, просмотреть опорную схему, усвоить масштаб и значимость событий эпохи. Выполнить тестовые задания.
1. Годы 1497. 1581, 1649-й отражают основные этапы:
-
Борьбы России за выход к морю.
-
Образование Российского централизованного государства.
-
Борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость.
-
Закрепощения крестьян.
2. С городскими восстаниями связаны даты:
-
1648 г., 1662 г.
-
1606 г., 1607 г.
-
1670 г., 1671 г.
-
1617 г., 1618 г.
3. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича было принято:
-
1649 г.
-
1645 г.
-
1646 г.
-
1647 г.
4. В царствование Алексея Михайловича:
-
Произошел церковный раскол.
-
Было учреждено патриаршество.
-
Русь приняла православие.
-
Был учрежден Синод.
5. В каком из документов провозглашались отмена "урочных лет” и бессрочный сыск беглых крестьян?
6. Прочтите отрывок из произведения Г.К. Котошихина "О России в царствовании Алексея Михайловича” и ответьте на вопрос: как называется приказ, о котором идет речь?
"…В тот приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того приказу подъячие с послами в государства … и в войну с воеводами для того, что послы…много чинят не к чести своему государю… а воеводы в полках неправды чинят над ратными людьми, и те подьячие за послами и воеводами подсматривают и царю, приехав, сказывают, и… послы или воеводы… тех подъячих дарят и почитают выше их меры, чтобы они… их выславляли, а худым не поносили”.
7. Кто из указанных лиц был современником царя Алексея Михайловича?
-
И.Волоцкий.
-
Патриарх Никон.
-
Ммитрополит Макарий.
-
Сергий Радонежский.
8. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников?
-
Монастырь.
-
Посад.
-
Скит.
-
Хутор.
9. Какое название получило восстание в Москве в 1662 г.?
-
Смута.
-
Медный бунт.
-
"Поход за зипунами”.
-
Чумной бунт.
Домашнее задание: завершить опорную схему по теме, § 6, 7 (Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII –XIX века.Ч.2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений., М.: "Русское слово”, 2006.), составить характеристику царя Алексея Михайловича Романова по плану.
|