Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 17:44:21
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [185]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Быт древних греков
18.01.2009, 21:05:15

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с бытом древних греков.
  2. Способствовать более яркому восприятию материальной культуры, условий жизни, быта и труда древних греков, акцентируя внимание обучающихся на таких деталях как: утварь, одежда, жилище.

Учебное оборудование: карта "Древняя Греция в V в. до н.э.”, ПК, мультимедиапроектор, магнитофон.

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

II. Переход к изучению новой темы.

Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией иллюстраций на экран через мультимедиапроектор.

Греция! Что влечёт туристов в эту горную страну? Её древняя история, её великое искусство. На высоком холме, ночью подсвеченном прожекторами, сияет над Афинами беломраморное чудо.

ПАРФЕНОН - главный храм города - крепости Акрополя. Его разрушали землетрясения и войны, его грабили жадные руки и всё равно ПАРФЕНОН великолепен. Удивительно стройны, изящны и величавы его колонны. Смотришь на них, и чудится: слышишь музыку.

(Фонограмма запись "Сертаки”).
Каждый день из каменоломен, откуда брали мрамор для ПАРФЕНОНА, грузовики привозят и рассыпают по Акрополю кусочки мрамора. Туристы подбирают их как драгоценные сувениры.

У подножия Акрополя – древний театр,

круглый как стадион, с каменными скамейками, купившему билет, выдавалась подушка. Вместо потолка – ночное, звёздное небо, но до зрителя доносилось каждое слово актёра. Так древние греки умели строить.

С уважением и благодарностью вспоминаем мы Древнюю Грецию в дни Олимпийских игр.

В какой бы стране не проводились современные Олимпийские игры, честь возглавить парад знаменосцев предоставляется делегации с бело-голубым греческим флагом. Огонь, который вспыхивает в чаше стадиона - огонь-путешественник. Его пылающий факел проносят лучшие спортсмены-бегуны. А зажигают его от солнечного луча на развалинах города Олимпии гречанка в старинной белой одежде. Здесь более двух с половиной тысяч лет тому назад были проведены первые Олимпийские игры – праздник мира, мужества и красоты.

Вопрос к классу: Датируйте первые Олимпийские игры.

Чтобы лучше узнать историю Древней Греции мы с вами тоже отправимся в путешествие в эту сказочную удивительную страну.

Работа с классом по карте.

Вопросы классу:

1. На каком полуострове находится Древняя Греция?

2. Из скольких частей она состоит?

3. Назовите их и покажите на карте?

4. Какие моря омывают Древнюю Грецию?

III. Изучение новой темы.

ПЛАН:

1. Античное жилище древних греков.

а) внешний вид;

б) планировка;

в) интерьер.

2. Мода в античную эпоху.

3. Трапеза греков.

На доске: тема урока, новые слова: АНДРОН, ГИНЕКЕЙ, СИМПОСИИ, КЛИНЕ, КАНДЕЛЯБРЫ, АМФОРЫ, ХИТОН, ГИМАТИЙ, ХЛАМИДА, ПИФОС, КРАТЕР, ОЙНОХОИ, КИАФ, ПОТЭРЫ, ЭНДРОМИДЫ, КРЕПИДЫ.

В ходе изложения нового материала учащиеся выполняют задания творческого характера по карточкам индивидуально:

I вариант

- Закончи предложения

Особенности планировки античного греческого дома:

  1. Фасад дома не являлся предметом …(Б)
  2. Климат помогал располагать помещения под …(Д)
  3. Все помещения были …(А)
  4. Передняя половина дома была обычно …(В), а задняя …(Е)
  5. Внутренняя сосредоточенность всех помещений дома позволяла говорить о …(Г)

Варианты ответов:

а) небольших размеров

б) забот греков

в) мужская,

г) рациональности планировки

д) открытым небом

е) женская

II вариант

- Подчеркни предложения соответствующие действительности КРАСНОЙ ЛИНИЕЙ, а не соответствующие действительности СИНЕЙ.

  1. Греки заботились о внешней красоте дома.
  2. Климат не позволял располагать помещения под открытым небом.
  3. Все помещения были небольших размеров
  4. Передняя половина дома была женской, а задняя мужской.
  5. Внутренняя сосредоточенность всех помещений дома позволяет говорить о рациональности планировки.

1. Рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией иллюстраций.

Представьте себе, что мы находимся в древнегреческом городе на одной из его улиц. Что мы видим? Улицы кривые, пыльные, замусоренные. Они не замощены и не имеют тротуаров. Большинство улиц столь узкие, что по ним лишь с трудом могла проехать одна повозка. Они извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Дома обычно строились в один, два этажа. Вторые этажи и балконы в этих домах выступали над первыми. Строились дома из сырцового кирпича и булыжника. Античное жилище было особым замкнутым мирком, отгороженным от внешнего мира. Все помещения были обращены лицом к внутреннему дворику, а на улицу они выходили глухой стеной. Окон было не много, и они имели вид узких щелей, стёкол в них не было, и прикрывались они ставнями. Таким образом, вся жизнь античного дома была скрыта от посторонних. Вторая особенность греческого жилища, состояла в его расположении по отношению к солнцу, к источнику естественного тепла и света. Южная часть дома была обычно одноэтажной, а северная – двухэтажной. Таким образом, летом дом был защищён от палящих лучей солнца, а зимой, когда солнце ниже, лучи глубоко проникали в глубь жилища т.к. печей не было, и зимою греки спасались от холода переносными жаровнями.

Давайте заглянем в один из греческих домов.

Типичный греческий дом строился из сырцового кирпича или камня, стены домов обычно облицовывались штукатуркой и окрашивались. Входные двери имели замки, которые были довольно больших размеров. Дом имел посредине внутренний дворик, куда открывались двери комнат. Через эти двери дом освещался и проветривался. Окон комнаты первого этажа не имели. Это помогало сохранить в доме жарким днём прохладу, но придавало улице мрачный вид. Во дворике стоял алтарь, где молились члены семьи и иногда был разбит небольшой сад. Водопровода не было, и поэтому воду рабы приносили из колодца.

Греческий дом делился на две части: АНДРОН - помещение для мужчин и ГИНЕКЕЙ- помещение для женщин, где они проводили почти всё своё время, располагался на втором этаже. Здесь же размещались и спальни. Комнаты были очень скромно обставлены, за исключением столовой, где мужчины принимали гостей и устраивались пиры – СИМПОСИИ. Обстановка в греческих домах была простой и удобной. Кресла и стулья были различных типов, с изогнутыми спинками и перемычкой, табуреты с вогнутыми ножками и складные. На СИМПОСИИ – праздничном ужине, пиршестве устраивавшимся для мужчин, гости лежали на ложах – КЛИНЕ (они были без спинки, с невысоким изголовьем, или со спинкой как у дивана, украшались скульптурой) и наслаждались изысканной пищей.
Рабы подавали им кушанья, а танцоры, музыканты и акробаты развлекали их. Столы – ТРАПЕЗИДЫ, предназначались только для того, чтобы ставить на них посуду. Они были ниже, чем наши столы и стоили очень дорого. Для хранения утвари и одежды в Греции использовались лари и сундуки, а вот шкафы были редкостью. В домах были светильники - КАНДЕЛЯБРЫ, самой разной формы: в виде масок, человеческой головы, ног в сандалиях. Обычно их делали из глины, ставили на высокие бронзовые подставки. Горючим для светильников было оливковое масло. Посуда в основном, была глиняной и бронзовой (самовары, котелки, вёдра, кастрюли, сковороды). Позже стали использовать серебряную и стеклянную посуду. Для хранения вина и оливкового масла применялись большие двуручные остродонные сосуды – АМФОРЫ. Горлышко замазывалось смолой. Самый крупный сосуд – ПИФОС – большая глиняная бочка с плоским или заострённым дном. В пифосах держали вино и масло фиги, соления. Сосуд для смешивания вина с водой назывался КРАТЕР. Это выпуклая ваза с широким горлом, двумя ручками и подножкой. К нему полагались ОЙНОХОИ (кружки с одной ручкой и носиком для разливания напитка) и КИАФ – ковш с высокой ручкой. Особенным разнообразием отличались ПОТЭРЫ – сосуды для питья. ФИАЛЫ, СКИФОСЫ, КИЛИКИ, КАНФАРЫ и, наконец, РИТОНЫ.
 так мы познакомились с внешним видом, планировкой, интерьером античного греческого жилища.

Вопрос для учащихся: Что поразило, удивило вас в доме грека по сравнению с вашим домом?

2. В процессе изучения внешнего вида древних греков учащиеся заполняют таблицу.

Страна Нижняя одежда Верхняя одежда Головные уборы Обувь
Древняя Греция Хитон Гиматион, хламида, пеплос. шляпа Крепиды, сандалии, эндромиды

А также выполняют задание:

Укажите термины, соответствующие следующим определениям:

  1. Женская одежда греков, состоявшая из прямоугольного куска ткани жёлтого, голубого или фиолетового цвета с поясом. (Б)
  2. Верхняя одежда у греков; представляла собой отрез ткани, которым оборачивали тело, скрепляя её пряжкой на правом предплечье или же под шеей. (В)
  3. Накидка у греков, которую использовали как плащ: женщины надевали на пеплос или хитон, а мужчины на голое тело или хитон. (Г)
  4. Женская и мужская нижняя одежда, тип рубахи из шерсти или льна. Он перепоясывался в талии и имел рукава или рукавные прорехи. (А)

А) Хитон;

Б) Пеплос;

В) Хламида;

Г) Гематий.

Рассказ учителя:

Афинская толпа представляла собой чрезвычайно красочную картину. Одежда греков была драпированной, в основном шерстяной. Кроме шерсти греки вырабатывали льняные ткани, а хлопчатобумажные и шелка привозили из стран Востока. Одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной и синей. Жёлтого цвета мужчины не признавали, он считался приличным только для женщин. Но белый цвет считался самым красивым и нарядным. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой.

Мужская одежда.
Основной частью мужской одежды был ХИТОН. Его надевали прямо на тело. Это кусок ткани с отверстиями для рук. Верхние концы скреплялись на плече пряжкой. Длина хитона была различной в разные периоды. Первоначально его носили очень длинным, позднее стали подбирать пояском так, что он доходил только до колен. Иногда к хитону приделывались рукава. Хитоны для рабов, слуг, ремесленников и воинов имели только одно отверстие, для левой руки, а правое плечо оставалось обнаженным.
Поверх хитона набрасывали ГИМАТИЙ – нечто вроде плаща. Один край гиматия укреплялся на груди под левым плечом, затем ткань закидывалась за левое плечо на спину, проходя под правой рукой или над ней, и вновь закидывалась на левое плечо так, чтобы другой конец её падал на спину. Приличный гиматий должен был спускаться ниже колен, но не доходить до лодыжек.

Существовал ещё другой вид плаща короткий, скреплявшийся на шее пряжкой и свободно падавший на спину и плечи. Этот плащ назывался ХЛАМИДОЙ и применялся на войне, на Охоте, в дороге. В Афинах хламида была обычной одеждой юношей.

Голова оставалась непокрытой. Греки носили шляпы только за городом. На улицах можно было встретить в шляпе только путешественника или инвалида.

Волосы греков были густыми и пышными. Стригли их так, чтобы они падали на шею, не доходя до плеч. Щёголи носили длинные, тщательно причёсанные волосы, Атлеты напротив, стриглись коротко. Кроме франтов длинные волосы носили философы.

Афинский цирюльник мог похвастаться обширной и разносторонней практикой. Мужчины, как и женщины, красили волосы – или чтобы сделать их белокурыми, или чтобы скрыть седину. Недаром Аристофан укоряет какую-то особу в следующих выражениях:

Черна же ты, как зелье Лисикратово,
Которым он обычно красит волосы.
Для ращения волос применяли масло, смешанное с благовониями. Мужчины, носившие в VI в длинные волосы, стали стричь их после Марафона. После Александра стали брить бороду и усы. Никогда греки не носили усов без бороды. Затем цирюльник делал клиенту маникюр, а окончив – подавал ему зеркало.

На ноги надевали сандалии, прикреплявшиеся ремнями, но существовали и другие виды обуви вроде сапог, полусапог, башмаков разного цвета – белые, чёрные или красные, часто очень нарядные, если шли в гости. Именно обувь была той частью одежды, в которой изощряли свою фантазию франты. Делали обувь обычно из кожи,

но иногда и из войлока, подобно шляпам. Некоторые украшали обувь золотом или серебром.

В период эллинизма стало модно делать на подошвах надписи, которые отпечатывались в пыли. Наиболее частой была надпись "Следуй за мной”. Дома греки ходили босиком, Улицы же были в том состоянии, что защищать ноги было необходимо. Впрочем, выносливые люди старой школы вроде Сократа ходили босиком и по улицам. Сократ – даже зимой.

Наряд дополнялся перстнем и палкой. Перстни с печатью служили украшением и для того, чтобы пользоваться печатью. Палка считалась совершенно обязательной. Для почтенного человека было совершенно немыслимо идти по улице без палки.

Женский костюм того времени надо было не столько кроить, сколько драпировать на себе. Как и мужская , женская одежда разделялась на две основные части – легкое нижнее платье и более плотное верхнее одеяние – ПЕПЛОС. Для выхода на улицу надевали ПЕПЛОС - кусок ткани шириной около полутора метров и длиной 3- 4 метра, которым гречанки драпировались с бесконечным разнообразием складок. Иногда краем этого куска закутывали голову, если не надевали отдельное покрывало.

Нижний ХИТОН делался гораздо длиннее мужского. Это длинное свободное одеяние, подхваченное поясом, который замужние женщины носили под грудью, а девушки – на талии или на бёдрах. Иногда к хитону приделывались закрытые и открытые рукава. Обычно хитон скреплялся на правом плече пряжкой или перекрещивался на груди и отделывался каймой. ХИТОН – домашний костюм.

Для женских одежд применялась шерсть, полотно и прозрачная ткань, происхождение которой неизвестно. Из цветов предпочитали шафрановый, пурпурный, зелёный, серо-голубой, золотисто-коричневый и белый. Любили ткани в рисунок, яркие каймы и узоры для отделки.
В городе женщины носили шляпы, за городом же надевали круглые почти плоские шляпы с остроконечным верхом. На ноги надевали сандалии, белые или желтые туфли и высокие ботинки. Выходя на улицу, брали зонтик и веер из павлиньих перьев или деревянный в форме лотоса. Наряд дополнялся украшениями – золотыми серьгами в форме спирали или с подвесками, золотыми ожерельями, диадемами браслетами на верхней части руки, кольцами и золотыми обручами на лодыжках.

Необходимейшим предметом в жизни женщины было зеркало. Его делали из полированного металла, прикреплённым к ручке, более или менее богато отделанной.

У женщин были длинные густые волосы. Волосы завивались, скреплялись шпильками повязками, укладывались различными фигурами и локонами.

Короткие волосы у свободной женщины означали траур или признанную старость. Рабыням же полагалось стричься.

Применялись белила, румяна, краска для бровей и ресниц. Щёки и губы раскрашивались палочками из свинцового сурика. Брови красились сажей или толчёной сурьмой. Веки оттенялись углем. Ресницы темнили, а затем закрепляли микстурой из белка с аммиачной камедью. Духами злоупотребляли и мужчины.

Закрепление: проверка правильности заполнения таблицы учащимися, проверка задания.

3. В ходе изучения нового материала по третьему пункту плана, "Трапеза древних греков”, и на основе имеющихся знаний учащиеся выполняют следующее задание:

а) Сделайте выводы об основных занятиях древних греков и запишите их в первую колонку таблицы.

б) "Накройте стол” древнего грека (вторая колонка).

Основные занятия Стол древнего грека
1 2
  1. Земледелие (наиболее распространённая культура ячмень).
  2. Скотоводство (разводили баранов, коз, свиней).
  3. Овощеводство (выращивали капусту, репу, петрушку, огурцы, чеснок, тыкву, сельдерей, лук, бобовые, салат-латук и др.)
  4. Садоводство (выращивали груши, яблоки, виноград, гранаты, маслины, инжир, миндаль).
  5. Пчеловодство (мёд).
  6. Рыболовство (ловили угрей, тунцов, скатов, крабов, морскую рыбку мембраду, морских полипов и др.).
  7. Виноделие (вина различали по цвету: жёлтые, белые, тёмные).
Первый завтрак (греки съедали обычно на заре). Трапеза состояла обычно из несколько кусочков хлеба намоченных в вине.

Второй завтрак

Меню:

  1. Гороховая похлёбка.
  2. Белый хлеб.
  3. Козий сыр.
  4. Оливки.
  5. Белое вино (разбавленное водой).

Обед состоял из трёх блюд:

  1. Салат.
  2. Баранина в соусе.
  3. Десерт (фрукты, лакомства).

Симпосий.

Меню:

  1. Каша из бобов.
  2. Зажаренный фазан, приправленный соусом и пряностями.
  3. Фрукты.
  4. Виноградное вино.

Рассказ учителя о распорядке трапез.

Первый завтрак греки обычно съедали на заре. Трапеза состояла из нескольких кусочков хлеба, намоченных в вине. Второй завтрак был более плотным; после возвращения хозяина с рынка, в кругу семьи, в крытом портике или во внутреннем дворике ели похлёбку, гороховую или чечевичную, белый хлеб, козий сыр, оливки; запивали второй завтрак вином, разбавленным водой.

Основной пищей бедняков были ячменная похлёбка, лепёшки, каша из бобов, солёная рыба, дешевое вино, овощи. После завтрака греки отдыхают, читают. В их библиотеке есть Гомер, есть известные поэты; на отдельной полке лежат речи ораторов, философов, исторические сочинения. Обед среднего грека состоял из 3-х блюд: растительная пища, затем следовали мясное кушанье и десерт. Обед обычно ели вечером; торжественный обед назывался симпосий. Сначала подавали плетёные корзины с хлебом, кравчий разрезал мясо; порции раздавали сотрапезникам. Пищу брали руками, вытирая их затем хлебным мякишем или особым тестом. Чтобы почерпнуть соус, лепёшку складывали наподобие ложки. Ложками ели яйца и моллюсков. Супа не подавали. Рыбу и птицу ели с приправами из зелени, уксуса и масла; предпочитали зажаренных голубей, воробьёв, жаворонков, фазанов, перепёлок, приправленных оливковым маслом, уксусом, соусами и пряностями. Подавали также сыр. Из растительных блюд за обедом ели стручковые плоды (бобы, горох), лук салат, капусту. На десерт подавали груши, яблоки, виноград, гранаты, маслины, инжир, миндаль, пирожки. Пили вино (обычно одну чашу за здоровье, вторую – за удовольствие, третью – за сон). Пить допьяна считалось не приличным.

Закрепление: учащееся зачитывают меню древних греков.

IV. Закрепление изученного на уроке.

Беседа с учащимися.

- Что нового вы узнали о жизни древних греков?

Творческое задание "Найди ошибку”

Перед учащимися ставится корзина с фруктами и овощами. Учащиеся должны выбрать те, которых в Греции не было.

V. Задание на дом.

На выбор:

  1. Написать сочинение на одну из предложенных тем "В гостях у древнего грека”, "На званном симпосиуме”.
  2. Предложить (нарисовать или сшить) собственные модели одежды (прически) древней гречанки или древнего грека.
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: учителю истории, урок истории, конспект урока, история средних веков, История Украины, скачать бесплатно
Просмотров: 4733 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0