Модуль №1. Человек. Природное и социальное.
І. Человек выделился из природы. Его биологическое развитие как вида закончилось на стадии питекантропа, далее начинается развитие социальное.
Одна из самых интереснейших проблем человекознания, как соотносятся в человеке две его природы - животная и общественная.
Практическая работа:
Ситуация: повседневная жизнь, обычный день (заполните таблицу).
Инстинкты и эмоции |
Разум и общественные нормы поведения. |
|
|
Из людей неспособных контролировать свои эмоции, вырастают маньяки.
Определяющие факторы становления личности.
- Общественное воспитание (социум) - это окружающие человека материальные условия.
- Индивидуальные качества личности.
Социальные нормы, спасшие первобытный род от физического вырождения и вымирания:
- Агамия - это абсолютный запрет (табу) на все половые отношения между членами данного рода. Агамия сопутствовала экзогамия - требование вступать в брак только с представителями других родов.
- Талион - правило нравственности, регулирующее отношения между родами. Выражается в виде "око за око, зуб за зуб”.
Индивид- это особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества.
Отличие индивида от других живых существ:
Социальное |
Биологическое |
А) Агамия, талион.
Б) Индивидуальность. |
А) Отсутствие клыков.
Б) Большая свобода движений челюстей (основное условие членораздельной речи).
В) Коэффициент цефализации - соотношение между массой тела и объемом мозга. |
Модуль №2. Сущность человека.
Сущность человека - сложный философский вопрос. В разные исторические эпохи он трактовался по-своему.
- Врожденные природные качества (гуманисты эпохи Возрождения).
- Ансамбль общественных отношений (марксизм).
- Образ и подобие Божие (религия).
-
Уникальность и неповторимость "Я” (Зигмунд Фрейд).
На человека "Я” с одной стороны давит сила инстинктов "ОНО” в диапазоне от инстинкта жизни "Эроса” - полового инстинкта, до инстинкта смерти "Танатоса”, а с другой стороны - тяжесть социальных ограничений: религиозные запреты, семейные обязанности и т.д.
Делема:подавлять инстинкты и страдать самому или давать им выход, причиняя страдания другим.
Каждому индивиду приходится искать золотую середину (управлять своими страстями).
Задание:
1) Я больше всего на свете люблю…..,
но это противоречит ….,
поэтому я вынужден……
Таким образом, как вы думаете, в чем различие понятий личность и индивидуальность?
Личность |
Индивидуальность |
Зависимость от воспитания, образования.
Духовная уникальность и неповторимость каждого человека, его способность к рефлексии (самопознание). |
Зависимость от природы.
Мы индивиды, благодаря
- неповторимому сочетанию генов,
- уникальности ДНК
- отпечаткам пальцев
- радужной оболочке глаз
Т е. это биологический дар природы. |
Практическая работа по самопознанию проводится при помощи использования пособия И.В. Крушельницкого "О тебе и для тебя”. Определяется индивидуальный образ мышления ("художник” или "мыслитель”) и тип темперамента конкретной личности.
Итогом практической работы является характеристика отдельной личности и описание отдельного индивида.
Вывод: исторически личность возникает с разложением первобытнообщинного строя, где
талион (око за око…) регулирует отношения между родами, затем ему на смену приходит "золотое правило нравственности” в двух формах:
- "Не делай человеку того, чего не пожелаешь себе”.
- "Поступай по отношению к другим так, чтобы правило твоего поведения стало всеобщим”.
Модуль №3. Личность.
Под личностью понимается индивид, рассматриваемый как член той или иной социальной группы и взятый в совокупности своих качеств.
Когда речь идет о личности, то имеются в виду социально-культурные качества человека, которые не даны ему от рождения, а формируются в ходе активного включения в духовно-практическую деятельность. Личность - это социальное в человеке, его духовный мир.
Анализируя личность, мы пытаемся ответить на вопросы:
- Что является сущностью человека?
- В чем состоит смысл жизни?
-
Как определить человеческие качества?
Разный смысл Добра: для мусульман многоженство - добро, а для христиан многоженство - прелюбодеяние, блуд.
Для мусульман вино - грех, а наркотик - норма; для европейцев …
Красота: африканские наряды пестрые, а европеец - гармония одежды (от связи с окружающим миром).
Особенности русской души:
- Русский человек - человек противоречий (антиполий).
- Тип человека - эсхатологический (встретил препятствие - конец света, поэтому, как следствие, большой процент самоубийств).
- Самоуничижение.
Бердяев, характеризуя будущий век, говорил, что это век страданий для русского человека. При этом у русских сформируется качество, без которого не возможно дальнейшее развитие. Это качество - САМОСОЗНАНИЕ.
"По мере развития цивилизаций духовность свертывается”.
К XX веку человечество в кризисе:
а) экологический кризис: "нам осталось существовать 40-60 лет, если не изменим отношения к природе”. (Римский экологический клуб).
б) медицинский: сердечно-сосудистые заболевания, онкология.
Причины кризисов: состояние иммунной системы, а от душевного состояния зависит состояние иммунной системы человека.
РАЗУМ (интеллект) - устойчивая умственная способность. Это инструмент для ориентации живых существ в пространстве, во времени, в среде.
Различают четыре разновидности интеллекта:
- Мировой разум - высший интеллект, существующий помимо нас.
- Человеческий интеллект - производное от мирового разума (наиболее близок к мировому разуму детский интеллект до 7 лет, повторяется история развития человечества).
- Компьютерный или машинный разум.
- Инородный интеллект: ученые допускают, что помимо мирового разума , человечество испытывает влияние из вне.
Человеческий интеллект бывает:
а) личностный;
б) локальный - интеллект семьи, школы;
в) региональный, основанный на исторических корнях;
г) общественный, который имеет закон развития креотивно-стереотипный (созидание) волны.
Период волны 100 лет, верхняя точка - крео - 33 года, нижняя точка - 33 года.
Личностный интеллект имеет 7 типов: 1) язык; 2)логика; 3) пространственное отношение; 4) музыкальный; 5) мышечно-двигательный; 6) межличностный (коммуникативный); 7) самопознание. Все в сумме дают гармонично развитую личность.
Смысл жизни личности рассматривается в зависимости от понимания человеческой сущности.
При всей несхожести им свойственна одна общая черта: человек рассматривается в ней как противоречивая фигура.
І. Религиозные мыслители противопоставляют душу и тело. Душа - сущность человека, а смысл жизни заключается в спасении души, к которому ведет соблюдение правил поведения, данные человеку свыше. Телесные побуждения, если человек им поддается, заставляют отступать от Божественных предписаний. Т о. человек оказывается перед выбором между спасением души и голосом плоти.
ІІ. Рационалисты считают, что разум является не только главным инструментом познания мира и критерием истины, но и определяющим началом бытия человека, его сущностью. А смысл жизни состоит в том, чтобы во всех ситуациях следовать велению разума.
Декарт: "Достаточно правильно судить, чтобы хорошо поступать”.
Осмысленная жизнь предполагает такое поведение, за которое человека нельзя упрекнуть в неразумности. Добиться этого не очень просто, т к. у человека есть чувства, иногда подсказывающее ложное решение.
ІІІ. Марксисты. Личность имеет биологические характеристики (цвет кожи, темперамент) и социальные свойства (мораль, мировоззрение).
Социальные свойства являются результатом воздействия общества на человека и выражают его сущность. Смысл жизни в этом случае заключается в изменении окружающего мира.
ІV. Экзистенциалисты считают, что сущность человека заключается в уникальности его бытия как такового, видя смысл жизни в переходе от неподлинного существования к подлинному. |