Цели урока:
-
На основе кейс-технологии проанализировать цели, содержание мероприятий и результаты выхода из «Великой депрессии» (экономического кризиса) 1930-х годов в США, Германии и Франции.
-
Сделать выводы о уроках Великой депрессии применительно к сегодняшнему дню.
-
Развивать учебно-информационные компетентности: умения анализа, работы с текстом, создания авторского продукта; социальных компетентностей; умения самостоятельной работы и работы в группе, коммуникативные навыки, презентационные умения.
-
Формирование уважения к ценностям либеральной демократии и непринятия фашистской, националистической идеологии, ценностей тоталитарного государства.
Подготовка:
Учащимся дается опережающее домашнее задание:
-
3 группы представляют политику:
-
Фашистской партии в Германии;
-
Правительства Народного фронта во Франции;
-
«Нового курса» Рузвельта в США.
-
Группа аналитиков - анализ путей выхода из кризиса.
-
Группа экспертов - изучают историю Великой депрессии, готовят вопросы к группам.
План урока:
-
Великая депрессия: особенности, причины, последствия.
-
Политика фашисткой партии в Германии по выходу из кризиса (выступление группы).
-
«Новый курс» Рузвельта в США (выступление группы).
-
Деятельность Народного фронта во Франции (выступление группы).
-
Уроки «Великой депрессии».
-
Рефлексия.
Великая депрессия: особенности, причины, последствия.
Осенним днем 1929 года Джон Пирпонт Морган, банкир и финансист, остановился напротив уличного чистильщика обуви, чтобы привести в порядок штиблеты. — Кстати, как там фондовый рынок? — поинтересовался чистильщик, работая щетками. — Я недавно прикупил акции одной железнодорожной компании, можно ли рассчитывать на рост? Морган промолчал. А придя в свой банк, отдал распоряжение брокерам: «Продавайте всё. На рынке, куда пришел чистильщик обуви, мне делать нечего». Спустя всего несколько недель американский рынок полетел вниз, разоряя чистильщиков, банкиров, кинозвезд и простых клерков. 28 октября 1929 года, с «черной пятницы» на фондовом рынке, начался самый тяжелый экономический кризис ХХ века — Великая депрессия.
Кризисы - обычное явление в условиях рыночной экономики, но этот имел свои особенности:
-
МАСШТАБ – глобальный (роль США в мировой экономике после 1 мир. войны) - диаграмма «Роль США в мировом промышленном производстве». На Нью-Йоркской фондовой бирже в 1920-е годы воцарилась невиданная горячка: искусственное повышение курса акций в спекулятивных целях, а также «отмывание денег», полученных криминальным путем (сухой закон), привело к тому, что цены на акции достигли запредельных высот и в «черный вторник» начался обвальное падение курсов акций. Затрещала вся финансовая система США, а затем и финансы всего мира. Денег в обращении становилось все меньше, экономическая активность все ниже.
-
ГЛУБИНА: промышленное производство = началу века, 1/3-1/5- безработных; обострение выше обычного социальных проблем (встал вопрос- кто должен решать социальные проблемы, какой механизм для этого запустить).
-
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: спад 1929-1932, но восстановление экономики продолжалось до второй мировой войны.
Это показало, что традиционный рыночный механизм выхода из кризиса не работает, необходимо запустить какой-то иной механизм.
-
Определите, что мы должны выяснить сегодня на уроке, исходя из темы урока, какие проблемы проанализировать? (формулирование вместе с учащимися цели урока)
-
Установите причины мирового экономического кризиса (работа в интерактивном режиме, 3 минуты учащиеся 3-х групп выводят причины кризиса, записывают маркерами на листах формата А3 и затем представляют классу).
Выведены следующие черты:
-
рост роли США в мировой экономике после 1 мировой войны;
-
спекулятивные операции на биржах;
-
банки не вкладывали капиталы в реальное производство;
-
слабость рыночной экономики свободной конкуренции, характерной для XIX в.;
-
массовое производство не получило массового потребителя.
На каких сферах отразился мировой экономический кризис (последствия)? Перед обсуждением - просмотр фотохроники (работа в интерактивном режиме, 3 минуты учащиеся 3-х групп выводят последствия кризиса, записывают маркерами на листах формата А3 и затем представляют классу)
Выведены следующие последствия:
-
экономические - падение цен, разорение предприятий, сокращение объемов промышленного производства (на 50-60 %);
-
социальные - безработица - 10 миллионов безработных только в США (пособий по безработице практически нигде не было), массовая бедность, разочарование в существующих порядках, пессимизм, отчаяние;
-
политическая - разочарование в существующих политических режимах, усиление роли коммунистических и фашистских партий.
Какой путь из кризиса выбрать?
Политика фашистской партии в Германии по выходу из кризиса
выступление группы План выступления:
-
Особенности кризиса в Германии.
-
Цели фашистского правительства.
-
Основные мероприятия по выходу из кризиса и стабилизации положения в стране (экономические, социальные, политические).
-
Результаты реализации политики.
После презентации группы, «эксперты» задают вопросы по сущности и результативности политики фашистского правительства.
Приложение 2.
«Новый курс» Рузвельта в США
выступление группы План выступления:
-
Особенности кризиса в США.
-
Цели правительства Рузвельта, сущность идеологии кейнсианства.
-
Основные мероприятия «нового курса» по выходу из кризиса и стабилизации положения в стране (экономические, социальные).
-
Результаты реализации политики «нового курса».
После презентации группы, «эксперты» задают вопросы по сущности и результативности «нового курса».
Приложение 3.
Деятельность Народного фронта во Франции (выступление группы)
выступление группы План выступления:
-
Особенности кризиса во Франции.
-
Партийный состав и цели правительства Народного фронта.
-
Основные мероприятия правительства Народного фронта по выходу из кризиса и стабилизации положения в стране (экономические, социальные, политические).
-
Результаты деятельности Народного фронта.
После презентации группы, «эксперты» задают вопросы по сущности и результативности политики Народного фронта
Приложение 4.
Уроки «Великой депрессии»
Выступление аналитиков:
-
Какой путь выхода из кризиса:
-
оказался более эффективным;
-
более социальноориентированным;
-
способствовал развитию и совершенствованию экономики страны;
-
был ценен для международного опыта.
-
Чьим интересам отвечала политика Рузвельта, Гитлера, Народного фронта?
-
Что общего можно увидеть во всех трех вариантах выхода из кризиса? Какие изменения претерпела либеральная рыночная экономка после кризиса 1930-х гг?
-
Какие уроки можно извлечь сегодня, в условиях мирового экономического кризиса, политикам из опыта Великой депрессии? (роль США в мир. экономике)
(работа в интерактивном режиме, 3 минуты учащиеся 3-х групп выводят уроки Великой депрессии, записывают маркерами на листах формата А3 и затем представляют классу)
Рефлексия
Проанализировать, как мы реализовали цели урока, чего достигли? Смогли ли ответить на все поставленные вопросы? Предложения. Анализ по формуле «Я», «Мы», «Дело».
Домашнее задание
письмо о политике фашистской партии в 1930-е гг.:
-
от имени одного из лидеров НСДАП;
-
от имени профессора Берлинского университета;
-
от имени врача-еврея, проживающего в Германии;
-
выбрать своего героя (очевидца событий).
В письме необходимо:
-
привести достоверные факты,
-
использовать прием стилизации,
-
выразить отношение «автора» письма к происходящим события. |