Цели урока:
-
охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны;
-
выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны;
-
привести примеры мужества и героизма советских воинов, проанализировать мероприятия, которые провело советское руководство в первые недели войны, показать периодизацию войны;
-
рассказать об основных событиях битвы под Москвой, Сталинградской битве, Курской дуге.
Учащиеся учатся слушать рассказ и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с мультимедийным учебником, документами, картой.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. ОРГ. МОМЕНТ.
Эпиграф:
Разглядеть, что истинно, что ложно, Может только беспристрастный суд: Осторожно с прошлым, осторожно, - Не разбейте глиняный сосуд. В. Высотский
II. ОПРОС.
Слово учителя: Сегодня мы продолжаем изучать раздел "Вторая мировая война”, вопросы д\з.
У вас на столах лежат ТЕСТЫ №1,вам деётся 5 минут, чтобы ответить на них.
ТЕСТЫ № 1
1. В чём состояла суть секретного протокола к советско-германскому договору от 23 августа 1939 года?
а) стороны договорились о дате нападения на Польшу.
б) стороны договорились о дате нападения СССР на Финляндию.
в) стороны договорились о разделе сфер влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе.
2. Как называлась главная линия укрепления Финляндии на Карельском перешейке?
а) линия Маннергейма.
б) линия Мажино.
в) Восточный вал.
3. Какие события стали причиной исключения СССР из Лиги наций?
а) ввод войск на территорию Польши.
б) нападение СССР на Финляндию.
в) заключение СССР 28. 09. 39г. договора о дружбе и границах с фашисткой Германией.
4. Какие изменения в трудовом законодательстве произошли в предвоенные годы?
а) было введено уголовное наказание за прогулы.
б) был введён 10-часовой рабочий день.
в) были отменены выходные дни.
г) была введёна 7-часовая рабочая неделя.
д) был введён 8-часовой рабочий день.
5. Какие выгоды получил СССР от заключения договора о ненападении с Германией?
а) СССР значительно укрепил свой международный авторитет.
б) СССР получил выигрыш во времени для укрепления обороны страны.
в) возможность восстановить Советское государство в границах, почти совпадающих с границами бывшей Российской империи.
6. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?
а) Западная Белоруссия.
б) Западная Украина.
в) Бесарабия.
г) Варшавское воеводство.
7. Какие территории вошли в состав СССР в 1940 году?
а) Бесарабия и Северная Буковина.
б) Литва.
в) Латвия.
г) Финляндия.
д) Эстония.
8. Кто руководил прорывом "Линии Маннергейма”?
а) К. Е. Ворошилов.
б) Г. К. Жуков.
в) С. К. Тимошенко.
9. Какие меры предприняло советское правительство для подготовки к войне с Германией?
а) разработка и производство новых образцов вооружения и военной техники.
б) увеличение бюджетных ассигнований на оборону.
в) укрепление трудовой дисциплины.
г) мобилизация и перевод соединений и частей на штаты военного времени.
10. Как назывался план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных "расово неполноценными”?
а) план "Тайфун”.
б) план "Ост”.
в) план "Барбаросса”
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работа с компьютерным \ мультимедиа\ учебником: Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов. История России ХХ век.
Слово учителя:
В истории нашей страны было немало тяжёлых и долгих войн, но только название последней - Великая Отечественная – пишется с большой буквы.
Сейчас очень много говорят и пишут о суровых 30-40-х годах. О том, как началось Великая Отечественная война, кто виноват в развязывании самой страшной войны ХХ века. Многое и сегодня остаётся неясным, многие вопросы остаются открытыми: знал ли Сталин о готовящемся наступлении, какую информацию докладывала ему советская разведка, почему советские войска так быстро и стремительно отступали в первые месяцы войны и т. д.
Историки и политики до сих пор ищут просчёты и поражения, вместо того чтобы акцентировать внимание на победах Советской Армии над фашизмом, хотя у Советского Союза гораздо больше, чем у любой другой страны участницы Второй мировой войны, прав заявить, что главный победитель в этой войне – Советский Союз.
Сейчас мы с вами посмотрим материал о вероломном нападении фашисткой Германии на Советский Союз, трагическом начале Великой Отечественной войны, битве под Москвой, создании антигитлеровской коалиции, Сталинградской битве, битве на Курской дуге.
Задание учащимся:
У вас на столах лежит лист с таблицей, часть кот. вы должны заполнить в ходе урока, а остальную часть на следующем уроке, это будет подготовка к итоговому контрольному уроку по теме " Вторая мировая война”.
ОСНОВНЫЕ ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Дата (год, месяц) |
Битвы, сражения |
Результаты, значение |
|
|
|
А также в конце урока вы должны назвать причины поражения Красной Армии летом 1941 года (можно писать в течение урока).
ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВОЙНЫ.
1.
2.
3.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
ТЕСТЫ № 2
1. Соотнесите события и даты.
30 июня 1941 года |
начало Великой Отечественной войны |
22 июня 1941 года |
создание ГКО |
5 августа – 16 октября 1941 года |
оборона Одессы |
10 июля – 10 сентября 1941 года |
Смоленское сражение |
сентябрь 1941 года |
оборонительный период битвы под Москвой |
30 сентября – 5 декабря 1941 года |
Московская конференция представителей трёх держав |
2. Соотнесите имена и факты.
П. М. Гаврилов |
уничтожение немецкой техники горящим самолётом |
Г. К. Жуков |
укрепление обороны Ленинграда |
Ф. С. Октябрьский |
героическая оборона Севастополя |
В. Г. Клочков |
героическая оборона Брестской Крепости |
Н. Ф. Гастелло |
отражение немецких танковых атак на подступах к Москве |
3. 16 августа 1941 года был издан приказ Ставки за № 270.
Каково было главное содержание приказа?
а) улучшить материальное обеспечение семей погибших воинов.
б) установление персональной ответственности командиров Красной Армии за большие людские потери.
в) объявление военнопленных изменниками Родины и введение жестких санкций к членам их семей.
4. Кто был назначен Верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 года?
а) И. В. Сталин.
б) Г. К. Жуков.
в) К. Е. Ворошилов.
5. Какие из ниже перечисленных утверждений не соответствуют исторической истине?
а) Советское руководство знало о дате нападения Германии на СССР.
б) все приграничные округа были оповещены о дате нападения и заблаговременно приведены в состояние повышенной боевой готовности.
в) правительство Англии и США приветствовали нападение Германии на СССР.
г) немецкий план нападения на Москву имел название " Тайфун”.
д) немецким войскам удалось сходу овладеть Севастополем.
6. Назовите причины поражения Красной Армии летом 1941 года.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Параграф 24, вопросы и задания, подготовить выступление о командующих Советской армии и немецкой армии.
|