Цели и задачи:
- Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия.
- Сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий.
- Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию.
- Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками и литературой.
- Продолжить формировать умение ребят работать в группах.
Необходимые ресурсы, материалы:
1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint. 2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран, магнитофон. 3. Материалы: мультимедийные презентации учителя и учеников.
Структура урока:
Этапы |
Формы и методы |
Время |
Подготовительный. |
Подготовка учащимися сообщений и мултимедийных презентаций по теме: «Мировые религии». |
Дополнительно дома. |
Введение. |
Постановка целей и задач урока.
Вводное слово учителя. |
1–2 мин.
3 мин. |
Основная часть:
1 этап. Повторение изученного материала |
Работа учащихся по вопросам с показом слайдов. |
5 мин. |
2 этап. Изучение материалов урока. |
Выступление учащихся с выбранными сообщениями с показом презентаций. Работа класса над заполнением таблицы. |
15 мин. |
3 этап. Групповая работа с документами. |
Работа с документами в группах сопровождаемая ответами на поставленные вопросы. |
7–10 мин. |
4 этап. Обобщение и закрепление. |
Ответы на обобщающие вопросы. |
3 мин. |
Заключение. |
Подведение итогов. Выводы. |
2 мин. |
Вопросы урока:
1. Что такое религия? 2. Какую роль и функции она выполняет? 3. Какие виды религий известны человечеству? 4. Что такое МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ? 5. Какие права и свободы, в области религиозных мировоззрений гарантированы гражданам демократических государств?
Основные понятия: Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, свобода совести.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, Библия, Коран, иконы, другие предметы религиозных культов, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.
ХОД УРОКА
I. Введение
1. Учитель поясняет цели, задачи урока, ставит основные вопросы урока.
Слайды №1, 2
2. Вводное слово учителя.
РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). Происхождение этого слова связывают с латинским глаголом «относиться с уважением», а по другой версии «связывать» (небо и землю, божество и человека… Рассказ о роли религии.
Слайды № 3, 4.
II. Основная часть
1. Этап. Повторение изученного.
Вопросы для учащихся сопровождаются картинками на слайдах.
- Какие основные функции имеет религия?
- На какие виды подразделяются религии?
- Глядя на слайды определите о каких религиях идёт речь?
Слайды № 5. 6, 7.
Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. (ТОТЕМИЗМ)
Слайды № 8, 9.
(от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы. (ФЕТИШИЗМ)
Слайд № 10, 11.
(от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. ( АНИМИЗМ)
- Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?
- Что вам известно о религиях в современном мире?
2 этап. Изучение материалов урока.
Слово предоставляется группам экспертов учащихся, подготовивших сообщения о мировых религиях. Каждая из групп показывает свою слайдовую презентацию. См. варианты презентаций учащихся Буддизм, Христианство, Ислам.
По ходу сообщений класс заносит необходимую информацию в информационную таблицу, которая остаётся у учеников и вклеивается в рабочую тетрадь. (таблица 1, распечатывается заранее и раздаётся уч-ся).
3 этап. Работа с документами
Класс делится на группы для изучения отрывков из источников мировых религий: Корана, Библии, наставлений Будды. Далее предлагается обобщить только что полученнуюинформацию по вопросам, предложенным к документам. Изучение документов проходит под духовную музыку русских композиторов.
Пояснения к отрывку из Библии:
Слово – ЛОГОС (греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом : логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме — эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы.
4 этап: Закрепление и обобщение:
После изучения документов класс отвечает на вопросы:
1. Почему данные религии названы мировыми? 2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий? 3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий? 4. Каковы между ними различия? 5. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?
III. Заключение
Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу повопросам:
– Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке? – Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?
Домашнее задание: параграф 20, вопросы и задания.
Приложения:
1. Таблица №1(заполняется учащимися в ходе изучения материала). 2. Евангелие от Иоанна. Евангелие от Матфея (отрывки). 3. Коран (отрывки). 4.«Дхаммапада» (Ранний буддистский источник) – Vв.до н.э (отрывок). 5. Дополнительные материалы для учащихся
Список использованной литературы:
1. Энциклопедия для детей. Том 6.Религии мира. Часть 1–2. М. «Аванта +»,1996 г. 2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. А. Мень. История религии 4. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Обществознание. 9 класс. М., 2004 г. |