Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 12:22:49
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Вечер, посвященный первооткрывателям Америки: "Тебе, Колумб, тебе венец!"
08.02.2009, 15:16:07

Цели: содействие формированию у учащихся мотивационных установок на углубленное изучение истории Средних веков.

Задачи:

1. Систематизировать и закрепить знания учащихся по темам "Норманны”, "Географические открытия”.
2. Развивать кругозор, познавательные потребности и интеллектуальные способности учащихся.
3. Содействовать повышению досуговой культуры общения учащихся.

Оформление вечера:

Сцена оформлена в виде каравеллы с натянутыми парусами белого и голубого цветов с эпиграфом:

"Тебе, Колумб, тебе венец!
Чертеж земной ты, выполнивший смело,
И довершивший, наконец,
Судеб неконченое дело”.

Музыкальное оформление:

  • Музыка из оперы "Садко” Н. А.Римского-Корсакова;
  • "Патетическая соната” Л.Бетховена;
  • Театральные шумы - шум моря.

На фоне шума моря в записи звучат слова:

Тебе, Колумб, тебе венец!
Чертеж земной ты, выполнивший смело,
И довершивший, наконец,
Судеб неконченое дело.
Ты завесу расторг всесильной рукой,–
И новый мир, неведомый, нежданный,
Из беспредельности туманной
На божий свет ты вынес за собой.
Ты связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
Скажи заветное мне слово –
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос радостный его.

Ведущий:

Сначала было слово, но кончились слова,
Уже матросы землю населяли.
И ринулись они по сходням: вверх на острова
Для красоты назвав их кораблями.
Но цепко держит берег, надежней мертвой хватки
На родину вернутся назад, наверняка,
На кораблях морские, особые порядки,
На них хранят законы и честь материка.
Простит ли нас наука за эту параллель?
За вольность толкований и теорий?
И если уж сначала было слово на земле,
То, безусловно, слово - "море”!

X век н.э. шел по планете. Эйрик стоял на корме корабля.

Эйрик Рыжий:

Должна, должна же быть где-то земля! Мой товарищ Гунбьери рассказывал, что далеко на западе видел берег. Не может быть, чтобы ему показалось. Не в привычках норманнов рассказывать сказки.

Ведущий:

Снова он погрузился в мысли, вспоминая события самых последних дней. Поздняя ночь – хмельная и шумная, спор, возникший из-за мелочи, лязг мечей в яростной схватке, тела двух соперников, лежащие на земле. Потом – суд, приговор народного собрания –тинга: "Эйрик со своими людьми на три года должен покинуть Исландию”.

И это только его касается, куда он направит свои корабли. Суров, но справедлив суд норманнов.

Эйрик Рыжий:

Я осужден на скитания. Но это лучше, чем умереть в собственной постели от старости. Ни за что на свете я не согласился бы на такую постыдную смерть. Нет для норманнов смерти позорной, чем под кровом родного дома. Все чаще и чаще стали попадаться ледяные горы, но я умею ходить во льдах.

Но что это? Земля! Земля! Эй, гребцы, усильте удары. Впереди земля!

Ведущий:

Берег становится ближе и ближе, земля покрыта кое-где чахлой травой. Обнаженная почва и камни. Ни одного дерева на всем побережье. Только длинные белые языки ледников, сползавшие с гор. Нет, не о такой земле мечтали они… И все же это земля. Здесь можно жить. Эйрик направил дракона на юг и через некоторое время глазам открылся другой, более приветливый берег. Эйрик первым ступил на незнакомую землю.

Эйрик Рыжий:

Мне нравится эта земля, здесь мы и остановимся. Я даю этой земле имя – Гренландия, что значит – Зеленая земля. Мы пробудем здесь три года, потом вернемся в Исландию и привезем с собой всех, кто захочет пойти с нами.

Ведущий:

Эйрик не знал, что открыл самый большой остров Земли. Это случилось в конце первого тысячелетия.

Эйрик Рыжий:

Трижды зима сменила короткое лето. Кончился срок изгнания. Я вернулся домой, но не навсегда, а только для того, чтобы рассказать соплеменникам об открытой земле и увезти с собой всех, кому было тесно в Исландии. Со мной пошли 25 кораблей. И теперь уже навсегда. Переселенцы взяли с собой – домашнюю утварь, разобранные дома, быков и коров. Но в Гренландию пришли далеко не все. Внезапно ударил шторм, корабли разметало, многие из них погрузились в пучину. Только 14 кораблей привел я в Гренландию. Мы так устали, что уже и не верили в спасение. Нас осталось несколько сот человек. Вместе со мной ступили на эту землю моя дочь Фрейдис и сыновья Турвальд, Торстейн, Лейв.

Ведущий:

Лейв Эрикссон… Это он за 500 лет до Колумба придет на землю Америки. Но сам так и не узнает, что открыл материк. Об этом следующая страница нашего рассказа.

Лейв:

Страну, куда привел своих соплеменников Эйрик Рыжий, только в насмешку можно назвать Зеленой страной - здесь короткое холодное лето и долгая суровая зима. А ведь есть, должны быть и воистину зеленые страны. И я найду их!

Ведущий:

Лейв купил у двоюродного брата корабль, над форштевнем его скалил зубы деревянный дракон. 35 человек ушли с Лейвом в поход. Корабль скоро достиг земли, но она напоминала Гренландию: валуны, ледники. И снова дракон закачал головой над волнами, и открылась земля. Как она не похожа на то, что они видели прежде.

Лейв:

Это чудесная земля: лес подходит к самому берегу, бухты выстланы белым песком. Ее я назвал Маркладом – Лесной землей.

И опять – море, и вскоре открылся перед драконом новый берег. Мы высадились. Неведомая земля расстилалась перед нами. Она оказалась богатой и щедрой. Лес обещал пищу, кров и тепло, пышные травы сулили беззаботную зиму, в озере плескалась крупная рыба. Поэтому я назвал эту землю Винландом – страной пастбищ. Здесь мы провели зиму. Повалили большие деревья, поставили дома, на всякий случай обнесли частоколом. Земля давала все: и птицу, и рыбу, и мясо диких животных. Весной мы вернулись домой. Я мечтал когда-нибудь вернуться сюда со всеми. Почему мы, норманны, должны жить среди холодных морей, когда есть такая страна, как Винланд?

Ведущий:

Шел 1000 год, возможно, 1001 год. Лейв открыл тот материк, к которому Колумб приведет свои каравеллы через 500 лет.

После Лейва норманны часто приходили к Винланду. Здесь погиб его брат Турвалд в жестокой схватке с скрелингами – местными жителями. Они не знали, что несут им эти светловолосые, голубоглазые люди. А позже и брат Лайва Торстейн, и его сестра Фрейдис побывали там. Но потом эта дорога оказалась забытой. И не только дорога, но и сам материк. Лишь в исландских сагах осталась память о Винланланде и сыне Эрика Рыжего – Лейве-Счастливчике.

Заказана погода нам удачею самой,
Довольно футов нам под киль обещано,
И небо поделилось с океаном синевой
Две синевы у горизонта скрещены.
Служение стихиям не терпит суеты,
К двум полюсам ведет меридиан,
Благословенна вечная волна,
Благословен великий океан.
Нам сам великий случай – брат, везение – сестра.
Хотя на всякий случай мы встревожены
На суше пожелали нам ни пуха, ни пера,
Созвездья к нам прекрасно расположены.

Апрель 1506 года. Вальядолид жил радостным ожиданием: недавно овдовевший король Испании, Фердинанд, женился. А в большом безобразном доме под №7 на кровати лежал пожилой человек, с желтым лицом, изрезанным глубокими морщинами. Это был Колумб. Его седые волосы в беспорядке рассыпались по подушке. Он медленно поднимал тяжелые веки, и в его глазах проступала годами копившаяся печаль и усталость. Он понимал, что уходит из жизни, и чуда больше не ждал. Ему было 55 лет, почти столько же, сколько и королю. Один – женился, другой – умирал. Тот, кто умирал, проложил дорогу через океан и открыл новые земли. Постоянная боль иссушила Колумба. Многое бы он отдал за то, чтобы хоть последние дни не ощущать этой боли. Но все в воле всевышнего, а он оставил его. Говорят, когда человек умирает, перед его взором проносится жизнь. Дурное, счастливое – все…

Старая Генуя. Родной дом у ворот Сан-Андреа. Усталые корабли, нашедшие приют в гавани. Мальчишкой он бегал в гавань и часами глядел на корабли. Отец хотел, чтобы его старший сын Христофор стал, как и он, ремесленником – чесальщиком шерсти.

Но не по душе ему была эта работа. И вот он впервые на палубе судна. Уже через два года избороздил вдоль и поперек Средиземное море. А в 1476 году настоящее морское крещение: бой с пиратами вблизи берегов Португалии. Его корабль затонул, раненый Колумб едва добрался до берега. Еще немного и открывать путь в Индию пришлось бы другому.

Но он никогда не сомневался в том, что судьбе было угодно сделать его своим счастливым избранником. И пусть жизнь была тяжела, порою мучительной, пусть несправедливыми оказывались люди, в главном он не ошибся и совершил предначертанное.

Потом был Лиссабон, семья, сын Диего. Но прежде всего - идея. Задумал найти западный путь в Индию. Надо только решиться – и путь этот будет открыт, и тогда в Европу хлынут индийские пряности, драгоценные камни и золото. Снова и снова читал он книгу Марко Поло, где говорилось о несметных сокровищах Индии.

Как Колумб ошибался тогда… Нет, западный путь существует, он все же нашел его, но богатств не нашел. Многие разбогатели в землях, которые он открывал, и король в том числе, но не он.

Прошло семь лет мытарств в поисках людей, которые помогут снарядить экспедицию. Никто не хотел рисковать. Король Португалии Жуан II, умный и дальновидный политик, отклонил проект. Визит к королю закончился неудачей. В семью Колумба пришло горе: умерла жена, он остался один с маленьким сыном. Денег нет. Весь в долгах. Но за эти годы он стал настоящим морским волком, и у него была идея, у него был Диего. Из Португалии он едет в Испанию, с большим трудом добивается аудиенции у королевы Кастилии Изабеллы и короля Арагона Фердинанда. Пять месяцев он ждет приема.

(Сцена. Король и королева сидят на тронах.
Колумб входит и приближается, склонив голову,
целует руку Изабеллы, потом Фердинанда. Встает на колени)

Колумб:

Ваши величества, недостойный Христофор Колумб благодарит вас за счастье видеть вас.

Королева:

Встаньте, встаньте, Колумб. Мы знаем, о чем вы просите.

Король:

И нам кажется, что вы просите слишком много.

Колумб:

Но, ваше величество, я и дам вам очень много.

Король:

Это только слова. Никто не может обещать вашу победу.

Колумб:

И что же, ваше величество, вам показалось слишком большим требованием?

Королева:

Мы согласны дать вам титул адмирала, но титул вице-короля всех земель,… не слишком ли это высокая должность для вас?

Колумб:

Ну что ж, ваше величество, прошу прощения за мою назойливость. Придется мне сделать подобные предложения другому двору.

Королева:

Не горячитесь, Колумб. Мы подумали и решили принять все ваши условия.

Король:

Тем более, что неизвестно, чем все кончится.

Королева:

Итак, герольд, объявите условия договора испанской короны и Христофора Колумба.

Герольд:

"Их величества королева Кастилии Изабелла и король Арагона Фердинанд посылают Христофора Колумба в плавание для открытия нового пути в Индию. В случае, если этот новый путь будет открыт, все новые земли становятся собственностью Испанской короны.За это мы жалуем ему, Христофору Колумбу, навечно титул Адмирала Моря–Океана и вице-короля всех земель, которые ему посчастливится открыть. Адмиральский титул переходит к его наследникам. Со всего, что будет добыто в новых землях, Адмирал должен будет получать десятую часть и восьмую долю прибылей от торговли с этими землями. Адмиралу предоставляется также право разбора всех тяжб, он также возводится в дворянское звание и может именовать себя доном Христофором Колумбом.

Ее величество королева Кастилии Изабелла.
Его величество король Арагона Фердинанд”.

Ведущий:

Это была победа! Но какой же ценой она досталась ему. За те 7 лет, отданных для ее достижения, Колумб совершенно измучился и вконец обнищал.

Шел январь 1492 года. Все ближе и ближе день, когда он направит свои корабли в океан. Денег, которые на экспедицию ссудила казна, не хватало, и ему пришлось добывать их самому. Полмиллиона мараведи – для него колоссальная сумма. А потом новые неожиданные осложнения. Были уже корабли – 2 легкие каравеллы "Нинья” и "Пинта” да "Санта-Мария” – судно побольше. Назначены капитаны. Но не было ни одного человека команды. С трудом удалось набрать 87 моряков, ему повезло – каждый из моряков умел что-то делать: кто-то столярничать, плотничать, кто-то был пушкарем, были и корабельных дел мастера.

И вот та пятница 3 августа 1492 года. Подняты все паруса. Маленькая флотилия вышла в открытое море. Через 6 дней корабли подошли к Канарским островам. Здесь трюмы пополнили запасами мяса, свежей воды, отремонтировали "Пинту”, и 6 сентября вышли в океан, взяв курс на запад. Началось великое плавание.

Лишь в склянке кончится песок–
И время вахты минет,
Мы доплывем, хоть путь далек,
Господь нас не покинет.

Он верил, что доплывет. На 10-ый день плавания им стала попадаться свежая зеленая трава. Она бы завяла, если бы долго плавала в море. Значит, где-то поблизости берег.

Все думали: вот и конец пути. Еще немного, и откроется берег. Но рано. До земли было еще далеко.

Только через 20 дней кончилось это проклятое зеленое море, которое люди возненавидели так же быстро, как и полюбили. На "Санта-Марии”, за спиной адмирала, назревал мятеж.

Колумб чувствовал, что происходит что-то неладное, но не представлял себе, сколь велика была степень опасности. Все чаще замечал он недовольство в глазах. Доверенный человек сообщил, что матросы готовы взяться за оружие, а самого адмирала бросить за борт. Он собрал капитанов и обещал, что если через 3 дня не увидят землю, то корабли повернут назад.

Это были тяжелые дни. В конце третьей ночи адмирал и Перо Гутьерес увидели вспышку. Что это? И вдруг громкий крик с носа корабля "Пинты”: "Тьерра! Тьерра!”. Родриго де Триана первым увидел землю. Это был остров. Утром, едва рассвело, корабли обогнули скалистый мыс и вошли в глубокую бухту. Поникли усталые паруса, рухнули в воду якоря.

Колумб:

Я сошел на землю первым. На берегу увидел островитян. Они оказались людьми доверчивыми, добрыми. Свой остров они назвали Гуанахани. Единственное оружие, которое у них было, – деревянная дубинка и дротики с акульими зубами. Они не знали, что такое железо, и, дотронувшись до лезвия моей шпаги, обрезались. Островитяне думали, что мы спустились прямо с небес на своих быстрокрылых лодках. Они были бедны, но несли все, что у них было: лепешки, плоды, рыбу, свежую воду. Но золота у них не было. Я не мог вернуться без него. Вождь рассказал, что неподалеку лежит большой остров Куба, и там, может быть, есть золото. Он дал 7 подданных, семь индейцев, как их стал называть Колумб, чтобы они показали дорогу. Один из них привязался к Адмиралу, стал его переводчиком, но остальные позже погибнут.

Ведущий:

Высадившись на землю, они увидели зеленые деревья с разнообразными плодами.

Колумб:

Эй, капитаны, все, кто высадился, нотариус Родриго, быстрее ко мне! Приказываю засвидетельствовать под присягой, что я, Адмирал Колумб, первым сошел на эту землю и вступил во владение этим островом от имени короля и королевы. Даю ему христианское имя - Сан-Сальвадор – святой Спаситель.

Нотариус:

Господа, прошу быть свидетелями и под присягою подтвердить, что Колумб открыл эту землю и вступает во владение ею 12 октября 1492 года.

(Выходят дикари с фруктами и цветами, с интересом смотрят на сабли, ружья.
Их тела разрисованы, они с длинными волосами.)

Ведущий:

А кругом толпились нагие, доверчивые, беззащитные островитяне. Они жили в соломенных хижинах, рыхлили землю острыми кольями, не зная ни железа, ни пороха, ни костров аутодафе.

В этот день никто, даже Адмирал, не могли предвидеть, к каким последствиям приведет эта встреча двух миров, и сколь горькими будут судьбы обитателей Нового Света, простодушных "индейцев”, о которых он сам сказал: "Они так радушны, что кажется, будто дарят свои сердца”.

Но золота на этом острове не было. Адмирал решил отправиться на поиски более богатых островов.

Колумб:

Две недели мы курсировали в водах Багамского архипелага, двигаясь на юг, я нанес на карту острова Санта-Мария, Фернандина, Изабелла. Все они напоминали остров Сан-Сальвадор, и обитатели там такие же доверчивые, приветливые. Но на каждом острове были неожиданности. На Фернандине мы открыли "висячие постели”–гамаки; трубки "тобако”, зелье "кохибой”; удивительные растения - юкка, бататы, деревья, дающие воск, благовонные смолы. Здесь не водились наши звери, и аборигены понятия не имели о лошадях, овцах, быках, кошках. Собаки были маленькие, смирные и немые, лаять они не умели. Но самое странное: эти люди не знали колеса.

Но все это было не то, что я искал. Нигде не было золота, а возвращаться без него было нельзя. Где, где золото?

Ведущий:

В поисках золота адмирал круто повернул на юго-запад, и через 3 дня корабли отдали якорь у дивных берегов. В море стекала широкая река, в ее долине росли пальмы с огромными листьями и множество деревьев с неведомыми плодами. Это была Куба. До сих пор Колумб встречал лишь небольшие острова. Теперь перед ним лежала необъятная земля, она тянулась на сотни миль. Куба… Адмирал уже не сомневался: он дошел до владений Великого хана.

Колумб:

Наконец-то. Наконец-то появились утешительные признаки: все больше и больше золотых украшений на индейцах. Я был все еще уверен, что это Китай или Индия, и отправил в глубь острова посольство к Хубилай-хану. Но послы его не нашли.

И я снова поплыл за золотом. 5 декабря мы подошли к очень большому острову. Я назвал его Эспаньолой – Испанской землей. О, что это была за земля: райские берега, утопающие в сочной зелени, вечная весна!

Ведущий:

На этом острове жило 300 тыс. индейцев. И никто из них не знал, что через несколько лет их останется 16 тысяч. Такова цена открытия Колумба. Но и сам он поплатился. Его корабль "Санта-Мария” налетел на рифы и разбился. Положение создалось тяжелое, остался 1 корабль "Нинья”, и на нем теснилось более 70 человек. Вернуться на нем с таким количеством людей было невозможно. И Колумб решил оставить 39 человек на Эспаньоле, построив для них крепость.

Дорога назад была трудной. Дважды попали в шторм и думали, что это уже конец, но бог помог, и через 225 дней корабль вернулся домой. Колумб выполнил обещание: принес Испании земли и золото. Но сам он теперь королю Испании был уже не нужен. И умирал в нищете, забытый всеми.

Ни боли, ни досады,
Прощаться мне не надо,–
Я – вот он весь.
Да дело и не в этом, -
Идем по всем приметам
В последний рейс.
Маяк кровавым глазом
Мигнул, забезобразил,
Завыл норд-вест.
Качаются постели,
Дешевый крест на теле
И Южный крест.

В завершении можно провести викторину "Географические открытия”.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: учителю истории, урок истории, конспект урока, история средних веков, История Украины, скачать бесплатно
Просмотров: 990 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0