Всегда хотелось найти универсальный способ решения задач, но, наверное, его просто не существует. Однако, можно составить рекомендации для решения отдельных групп задач (что я и делал, решая различные задачи), при этом я постоянно изучал методическую литературу (задачники для поступающих в ВУЗы, методические пособия для учителей, учебные пособия для студентов и др.) и понял, что не нужно "изобретать велосипед”, ведь уже давно составлены такие схемы.
В предлагаемом вам материале собраны схемы (алгоритмы, если точнее, то предписания алгоритмического типа) предложенные разными авторами. По возможности мной были сохранены схемы в том виде, в каком они приводились в первоисточнике. Те же, кто желает более детально ознакомиться с приведенными в материале схемами, может обратиться к первоисточникам, ссылки на которые указаны возле каждой схемы.
Как искать решение?
-
Понять предложенную задачу.
-
Найти путь от неизвестного к данным, если нужно, рассмотрев промежуточные задачи ("анализ”).
-
Реализовать найденную идею решения ("синтез”).
-
Решение проверить и оценить критически.
Кинематика материальной точки. [
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Выбрать систему отсчета (это предполагает выбор тела отсчета, начала системы координат, положительного направления осей, момента времени, принимаемого за начальный).
-
Определить вид движения вдоль каждой из осей и написать кинематические уравнения движения вдоль каждой оси – уравнения для координат и для скорости (если тел несколько, уравнения пишутся для каждого тела).
-
Определить начальные условия (координаты и проекции скоростей в начальный момент времени), а также проекции ускорения на оси и подставить эти величины в уравнения движения.
-
Определить дополнительные условия, т.е. координаты или скорости для каких-либо моментов времени (для каких-либо точек траектории), и написать кинематические уравнения движения для выбранных моментов времени (т.е. подставить эти значения координат и скорости).
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Динамика материальной точки. [
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Выбрать систему отсчета.
-
Найти все силы, действующие на тело, и изобразить их на чертеже. Определить (или предположить) направление ускорения и изобразить его на чертеже.
-
Записать уравнение второго закона Ньютона в векторной форме и перейти к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на оси координат.
-
Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.
-
Если в задаче требуется определить положение или скорость точки, то к полученным уравнениям динамики добавить кинетические уравнения.
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Статика.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Выбрать систему отсчета.
-
Найти все силы, приложенные к находящемуся в равновесии телу.
-
Написать уравнение, выражающее первое условие равновесия (Fi = 0), в векторной форме и перейти к скалярной его записи.
-
Выбрать ось, относительно которой целесообразно определять момент сил.
-
Определить плечи сил и написать уравнение, выражающее второе условие равновесия (Mi = 0).
-
Исходя из природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Закон сохранения импульса.
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Выбрать систему отсчета.
-
Выделить систему взаимодействующих тел и выяснить, какие силы для нее являются внутренними, а какие – внешними.
-
Определить импульсы всех тел системы до и после взаимодействия.
-
Если в целом система незамкнутая, сумма проекций сил на одну из осей равна нулю, то следует написать закон сохранения лишь в проекциях на эту ось.
-
Если внешние силы пренебрежительно малы в сравнении с внутренними (как в случае удара тел), то следует написать закон сохранения суммарного импульса (p = 0) в векторной форме и перейти к скалярной.
-
Если на тела системы действуют внешние силы и ими нельзя пренебречь, то следует написать закон изменения импульса (p = Ft) в векторной форме и перейти к скалярной.
-
Записать математически все вспомогательные условия.
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Закон сохранения механической энергии.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Выбрать систему отсчета.
-
Выделить два или более таких состояний тел системы, чтобы в число их параметров входили как известные, так и искомые величины.
-
Выбрать нулевой уровень отсчета потенциальной энергии.
-
Определить, какие силы действуют на тела системы – потенциальные или непотенциальные.
-
Если на тела системы действуют только потенциальные силы, написать закон сохранения механической энергии в виде: Е1 = Е2.
-
Раскрыть значение энергии в каждом состоянии и, подставить их в уравнение закона сохранения энергии.
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Теплота (первое начало термодинамики Q = U + A).
Задачи об изменении внутренней энергии тел можно разделить на три группы.
В задачах первой группы рассматривают такие явления, где в изолированной системе при взаимодействии тел изменяется лишь их внутренняя энергия без совершения работы над внешней средой.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Определить изолированную систему.
-
Установить у каких тел внутренняя энергия уменьшается, а у каких – возрастает.
-
Составить уравнение теплового баланса (U = 0), при записи которого в выражении cm(t2 – t1), для изменения внутренней энергии, нужно вычитать из конечной температуры тела начальную и суммировать члены с учетом получающегося знака.
-
Полученное уравнение решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
В задачах второй группы рассматриваются явления, связанные с превращением одного вида энергии в другой при взаимодействии двух тел. Результат такого взаимодействия – изменение внутренней энергии одного тела в следствие совершенной им или над ним работы.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Следует убедиться, что в процессе взаимодействия тел теплота извне к ним не подводится, т.е. действительно ли Q = 0.
-
Установить у какого из двух взаимодействующих тел изменяется внутренняя энергия и что является причиной этого изменения – работа, совершенная самим телом, или работа, совершенная над телом.
-
Записать уравнение 0 = U + A для тела, у которого изменяется внутренняя энергия, учитывая знак перед А и к.п.д. рассматриваемого процесса.
-
Если работа совершается за счет уменьшения внутренней энергии одного из тел, то А=U, а если внутренняя энергия тела увеличивается за счет работы, совершенной над телом, то А = U.
-
Найти выражения для U и A.
-
Подставляя в исходное уравнение вместо U и A их выражения, получим окончательное соотношение для определения искомой величины.
-
Полученное уравнение решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Задачи третьей группы объединяют в себе две предыдущие.
Тепловое расширение твердых и жидких тел.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Для каждого теплового состояния каждого тела записать соответствующую формулу теплового расширения.
-
Если в задаче наряду с расширением тел рассматриваются другие процессы, сопутствующие расширению, – теплообмен, изменение гидростатического давления жидкости или выталкивающей силы, то к уравнениям теплового расширения надо добавить формулы калориметрии и гидростатики.
-
Синтез (получить результат).
-
Решить полученную систему уравнений относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Газы.
По условию задачи даны два или несколько состояний газа и при переходе газа из одного состояния в другое его масса не меняется.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Представить какой газ участвует в том или ином процессе.
-
Определить параметры p,V и T, характеризующие каждое состояние газа.
-
Записать уравнение объединенного газового закона Клапейрона для данных состояний.
-
Если один из трех параметров остается неизменным, уравнение Клапейрона автоматически переходит в одно из трех уравнений: закон Бойля – Мариотта, Гей-Люссака или Шарля.
-
Записать математически все вспомогательные условия.
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
По условию задачи дано только одно состояние газа, и требуется определить какой либо параметр этого состояния или же даны два состояния с разной массой газа.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Установить, какие газы участвуют в рассматриваемых процессах.
-
Определить параметры p,V и T, характеризующие каждое состояние газа.
-
Для каждого состояния каждого газа (если их несколько) составить уравнение Менделеева – Клапейрона. Если дана смесь газов, то это уравнение записывается для каждого компонента. Связь между значениями давлений отдельных газов и результирующим давлением смеси устанавливается законом Дальтона.
-
Записать математически дополнительные условия задачи
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Насыщающие и ненасыщающие пары. Влажность.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Установить число состояний газа, рассматриваемых в условии задачи, обратить особое внимание на то, дается ли чистый пар жидкости или смесь пара с сухим воздухом.
-
Для каждого состояния пара записать уравнение Менделеева – Клапейрона и формулу относительной влажности, если о последней что-либо сказано в условии. Составить уравнение Менделеева – Клапейрона для каждого состояния сухого воздуха (если дана смесь пара с воздухом). В тех случаях, когда при переходах из одного состояния в другое масса пара не меняется, вместо уравнения Менделеева – Клапейрона можно использовать сразу объединенный газовый закон.
-
Записать математически все вспомогательные условия
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Электростатика.
Решение задачи о точечных зарядах и системах, сводящихся к ним, основано на применении законов механики с учетом закона Кулона и вытекающих из него следствий.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Расставить силы, действующие на точечный заряд, помещенный в электрическое поле, и записать для него уравнение равновесия или основное уравнение динамики материальной точки.
-
Выразить силы электрического взаимодействия через заряды и поля и подставить эти выражения в исходное уравнение.
-
Если при взаимодействии заряженных тел между ними происходит перераспределение зарядов, к составленному уравнению добавляют уравнение закона сохранения зарядов.
-
Записать математически все вспомогательные условия
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Постоянный ток.
Задачи на определение силы тока, напряжения или сопротивления на участке цепи.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Начертить схему и указать на ней все элементы.
-
Установить, какие элементы цепи включены последовательно, какие – параллельно.
-
Расставить токи и напряжения на каждом участке цепи и записать для каждой точки разветвления (если они есть) уравнения токов и уравнения, связывающие напряжения на участках цепи.
-
Используя закон Ома, установить связь между токами, напряжениями и э.д.с.
-
Если в схеме делают какие-либо переключения сопротивлений или источников, уравнения составляют для каждого режима работы цепи.
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Электромагнетизм.
Задачи о силовом действии магнитного поля на проводники с током.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Сделать схематический чертеж, на котором указать контур с током и направление силовых линий поля. Отметить углы между направлением поля и отдельными элементами контура.
-
Используя правило левой руки, определить направление сил поля (сила Ампера), действующих на каждый элемент контура, и проставить векторы этих сил на чертеже.
-
Указать все остальные силы, действующие на контур.
-
Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Задачи о силовом действии магнитного поля на заряженные частицы.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Нужно сделать чертеж, указать на нем силовые линии магнитного и электрического полей, проставить вектор начальной скорости частицы и отметить знак ее заряда.
-
Изобразить силы, действующие на заряженную частицу.
-
Определить вид траектории частицы.
-
Разложить силы, действующие на заряженную частицу, вдоль направления магнитного поля и по направлению, ему перпендикулярному.
-
Составить основное уравнение динамики материальной точки по каждому из направлений разложения сил.
-
Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Задачи на закон электромагнитной индукции.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Установить причины изменения магнитного потока, связанного с контуром, и определить какая из величин В, S или , входящих в выражение для Ф, изменяется с течением времени.
-
Записать формулу закона электромагнитной индукции.
-
Выражение для Ф представить в развернутом виде (Ф) и подставить в исходную формулу закона электромагнитной индукции.
-
Записать математически все вспомогательные условия.
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Преломление света.
Задачи о преломлении света на плоской границе раздела двух сред.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Установить переходит ли луч из оптически менее плотной среды в более плотную или наоборот.
-
Сделать чертеж, где указать ход лучей, идущих из одной среды в другую.
-
В точке падения луча на границу раздела сред провести нормаль и отметить углы падения и преломления.
-
Записать формулу закона преломления для каждого перехода луча из одной среды в другую.
-
Составить вспомогательные уравнения, связывающие углы и расстояния, используемые в задаче.
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Разумеется, в статье приведены не все схемы, да и это, наверное, невозможно, ведь "сколько существует задач, столько же и алгоритмов” ([4] стр. 11) их решения (все же найти универсальный способ решения очень хочется!!!).
|