Цели:
Образовательная:вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; формирование навыков по исследовательской деятельности.
Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы
Развивающая: развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к экспериментальной физике.
Оборудование:стакан, открытка, бутылка с водой, колба, пробка с подключенной трубкой, насос, пол литровые банки (3 шт), газета, огарок свечи, две пробирки, входящие друг в друга, пластиковые бутылки, спиртовка, шило или спица, кусок оконного стекла, воронка, вантуз или присоска, стеклянная трубка с поршнем, фанерная дощечка 10х10 см, волейбольная камера, кнопки, или зажимы, спички, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо.
Видеофильм "Вес воздуха” "Раздувание шарика под колоколом воздушного насоса”
ХОД УРОКА.
1-й этап. Погружение в проект
Урок начинается с видеофильма "Вес воздуха”. Нашу Землю окружает газовая оболочка, называемая атмосферой. А так как воздух имеет вес, то он должен оказывать давление.
(слайд №1) Впервые это давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком Эванджелисто Торричелли. Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполнил ее полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку со ртутью (слайд №2). К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь не большая часть ртути. В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему впервые пришла эта мысль.
(слайд №3) Чтобы наглядно продемонстрировать это давление, в 1654 году был проведен знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. В нем, из плотно прижатых друг к другу металлических полусфер был откачан воздух. Атмосферное давление настолько сильно сжимало их снаружи, что снова разделить полушария не смогли даже 16 лошадей (восемь пар) лошадей, тянущих полушария в разные стороны. Проведен этот эксперимент немецким физиком, бургомистром Магдебурга Отто фон Герике.
(Cлайд №4) Эксперименты, которые мы с вами рассмотрели, очень трудно проделать: Ртуть для нас ядовита, лошади мы даже одной не найдем, поэтому я предлагаю каждой группе выполнить проект.
Задача проекта:выполнить эксперимент, наглядно демонстрирующий наличие атмосферного давления.
В процессе работы над проектом вы должны:
Эксперименты должны быть наглядными, простыми и доступными.
2-й этап. Организация деятельности
Учащиеся разбиваются на группы, распределяют роли в группе, выбирают из литературы, какой эксперимент они будут показывать. (перечень экспериментов)
3-й этап. Осуществление деятельности
Учащиеся работают активно, самостоятельно, сообща и каждый в соответствии со своим амплуа. Выбирают нужные приборы, изготавливают самодельные конструкции. Пробуют провести эксперимент. По необходимости консультируются с учителем.
4-й этап. Презентация
Ученики демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и оценивают результат своей работы, а так же работу других групп. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности. Результаты само- и взаимооценки заносят в оценочный лист и обсуждаются.
|