Тип урока: повторительно-обобщающее учебное занятие путем интеграции двух предметов физики и химии.
Цели для учителей:
- образовательная: повторить и обобщить знания о строении атома путем интеграции научных знаний, полученных на уроках физики и химии; установить уровень усвоения учебного материала по теме «Строение атома»; подготовить учащихся к освоению материала по следующей теме.
- развивающая: развивать умения применять имеющиеся знания на практике; развивать способности анализировать, делать выводы; логически рассуждать, а в конечном итоге – способствовать развитию интеллекта и творческих способностей, развитию внимания, памяти.
- воспитательная: формировать познавательный интерес к физике и химии; способствовать формированию у учащихся уважения к научному познанию и убеждения в ценности научных знаний для разных областей человеческой деятельности, для повседневной жизни человека; формировать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе; давать самооценку.
Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы и работы в группах.
Технология: традиционная, элементы личностно-ориентированного и проблемного обучения.
Оборудование:
- Компьютер;
- Экран;
- Видеопроектор;
- Компьютерная презентация;
- На дем. столе:
- штатив с пробирками, щелочью и раствором фенолфталеина;
- кисточка;
- два стакана с водой;
- таблица Менделеева;
- э/ф машина;
- электроскопы;
- эбонитовая палочка;
- металлическая спица;
- указка;
- цветные мелки;
- фломастеры.
- На столах у детей:
- номера групп;
- кисточки;
- таблицы Менделеева;
- штативы с пробирками, щелочью и раствором фенолфталеина;
- листы бумаги с нанесенным раствором щелочи;
- карточки – оценки;
- конверты с самоконтролем;
- «Детективам» - лист бумаги (А3), красный и зеленый маркеры;
- «Теоретикам» - планшет для создания модели атома;
- «Загадочным» - 3 конверта с фразами для расшифровки загадок.
Ход урока
I. Организационный этап
Приветствие учителей, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие учителем общих целей учебного занятия.
II. Мотивация
На этом этапе важно создать правильный эмоциональный настрой учащихся, дать им возможность определить внутреннюю значимость этого урока; осуществляется постановка проблемы.
Физик. Много веков длится процесс познания окружающего мира. Основную роль играют в этом физика и химия – важнейшие науки, изучающие глубины законов природы. И каждая из них имеет свой угол зрения на происходящие в микромире процессы. Но мир един! Сегодня мы объединим представления о строении микромира физиков и химиков. И поэтому необычный сегодняшний урок с вами проведут два учителя. И нам бы хотелось, чтобы вы воспринимали нас не как учителей двух разных предметов, а как учителей, несущих объединенные научные знания о целостной картине мара. А какова же тема сегодняшнего урока?
Химик. А пусть нам подскажут сами ребята! Дети, у вас на столах лежат волшебные листочки. В них химическим образом спрятана буква. Если все четыре буквы сложить – получится ключевое слово к теме урока. Буква написана раствором хим. вещества. Если кисточкой нанести по центру листа р-р индикатора фенолфталеина, то она проявится. Но прежде чем вы начнете работать, вспомним правила ТБ. Приступайте к работе! (Дети выполняют работу, а по завершении учителя собирают буквы.)
Химик (учителя держат буквы перед детьми). Какое же научное слово получилось? (Дети «АТОМ»).
Физик. Итак, тема нашего урока «Строение атома». (Открываю створку доски, на ней тема, цель и задачи). Запишите ее в своих тетрадях. Не забывайте вести записи в тетрадях в течение всего урока. (Далее озвучиваются цель и задачи для детей).
Целью нашего урока будет следующее: повторить и обобщить знания по теме «Строение атома».
Задачи:
- Повторить:
- элементарные частицы атома:
- положение элемента в таблице Д.И. Менделеева;
- физические свойства металлов.
- Продолжить учиться работать в группах.
- Научиться применять знания о строении атома в жизненных ситуациях
А эпиграфом к нашему уроку пусть будет отрывок из стихотворения Валерия Брюсова: (открываю створку доски).
«… Быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет. Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет».
III. Этап повторения и обобщения полученных знаний.
Химик. Ну, что ж, приступим.
- Что такое атом?
- (Работаем в тетрадях) Какое строение он имеет?
- Каково строение ядра и электронной оболочки? (здесь же физик дает новую информацию о существовании других элементарных частиц – пионов, кварков, фотонов и т.п.)
- Где же сосредоточена основная масса атома?
- Как связаны понятия «атом» и «химический элемент»?
- Что такое изотопы?
- Сколько видов атомов вы знаете и где о них можно получить информацию?
- На примере конкретного атома покажите его элементарный состав. (Ученик выходит к доске).
- На основе таблицы Менделеева схематично покажите строение атома натрия, его электронную форму. (Попутно: что такое s, p, d).
- Что такое ионы и чем они отличаются по свойствам от атомов? (Здесь же идет новая информация учителя).
- Физик. Как происходит превращение атома в ион?
- Давайте вспомним явление электризации. Что мы называем проводниками и диэлектриками?
- (Опыт). Даны два электроскопа – один заряжен, другой нет. Какой предмет мне нужно использовать – эбонитовую палочку и стальную проволоку, чтобы передать заряд от одного к другому?
- Химик. Какова особенность строения металлов, позволяющая проводить электрический заряд?
- Физик. Почему диэлектрики не проводят электрический заряд?
- Т.к. металлы обладают хорошей электропроводностью, они требуют к себе очень аккуратного отношения с соблюдением правил безопасности жизнедеятельности. Между телами, обладающими большими разноименными зарядами, очень часто возникает искра, опасная для жизни человека. Не попадайте в область ее действия!
1. В классе таким источником является э/ф машина. (Опыт). 2. В природе – искровой разряд молнии. Что является надежной защитой от молнии в помещении?
Химик. Молодцы, ребята! Вы показываете хорошие знания о строении атома. Мы с вами убедились еще раз, что невозможно разделить представления физиков и химиков в этой области, что обе эти науки в единстве формируют объективную картину микромира. (Раздается шум, треск, взрыв…)
Физик. Что за шум за дверью? (Далее – театрализованный момент – сценка «Машина времени», позволяющая перейти к работе в группах).
Гость из будущего. Что ты наделал? Ты какую кнопку нажал?
Гость из прошлого. Я нажал? Да это ты … «как слон в посудной лавке»! Что теперь будем делать?
Б. Тише ты… Куда это мы попали? Здравствуйте!
П. Здравствуйте! А какой это век?
Физик. Двадцать первый век! А что происходит?
Б. О! Да это же сто лет после открытия строения атома! Мы спасены!
П. Помогите нам! У нас произошел сбой в работе машины времени на ядерном уровне.
Б. Помогите ее настроить. Тогда мы сможем попасть домой: он – в прошлое, а я – в будущее!
П. Иначе случится катастрофа – нарушится ход времени!
Физик. А как же настроить вашу машину?
Б и П. Вот наша настроечная панель.
Б. В своем путешествии мы должны пройти 4 сетевых портала в определенной последовательности.
П. На каждом из них оставить сообщение – ответ на вопрос.
Б. Вопросы у нас остались, а вот ответы – испарились. Одна надежда на вас, ребята. Ответьте на эти вопросы!
Физик. Ну что, выручим этих бедолаг, ребята. Поможем им продолжить путешествие? (Дети – да!). А вы, гости, ждите наши ответы по электронной почте. (Учителя снимают и раздают задания по группам, при этом озвучивая название порталов: исторический, теоретический, детективный, загадочный).
Химик. Кажется, вы, ребята, немного подустали! Проведем небольшую физкультминутку. (Учителя предлагают повторять за детьми несложные движения: наклоны головой влево-вправо, круговые движения плечами, руками упражнение «ножницы».)
Физик. Продолжаем! Ребята! Помните, что на выполнение задания отводится 5 минут. Представитель от группы должен озвучить ваш ответ. Приступайте. (Ученики выполняют работу в группах, а учителя выступают в роли консультантов.)
Химик. Итак, отчет первой группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет. Читайте задание, ваше решение. (Ученик отвечает, опираясь на плакат в кабинете).
Физик. Как показывает программа, первый портал успешно пройден!
Химик. Итак, отчет второй группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет. Читайте задание, ваше решение. (Ученик отвечает, демонстрируя сконструированную модель).
Физик. Как показывает программа, второй портал успешно пройден!
Химик. Итак, отчет третьей группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет. Читайте задание, ваше решение. (Ученик отвечает, дополняя свой ответ необходимыми записями.)
Физик. Как показывает программа, третий портал успешно пройден!
Химик. Итак, отчет четвертой группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет. Читайте задание, ваше решение. (Ученики зачитывают полученные загадки и сообщают отгадки)
Физик. Как показывает программа, четвертый портал успешно пройден! Машина отправляется в путешествие во времени! Я думаю, ребята, что наши гости уже в пути. А мы с вами продолжаем работать.
IV. Этап рефлексии.
Физик. Мы хотим убедиться в том, что ваши знания прочные. Вам предлагаем 8 утверждений для самопроверки. Если утверждение верно – поставьте «+», если утверждение не верно – «минус». Вам дается 2 минуты. Приступаем. (Учащиеся выполняют работу, после этого сверяют свои ответы с правильными).
Физик. Подсчитайте правильные ответы и выставьте себе отметку. (У ребят на столе лежат заранее подготовленные карточки с цифрами «3», «4», «5»). У вас на столе лежат цифры. Поднимите соответствующую. Молодцы, мы видим, что в основном вы хорошо усвоили тему «Строение атома», а значит главную задачу, которую мы поставили перед вами, вы решили. Что вам помогло справиться с предложенным заданием? (главная мысль: мы объединили знания, полученные на уроках химии и физики).
Физик. Мы завершаем сегодняшний урок составлением синквейна в рабочих тетрадях. Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.
- Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
- Подберите к этому слову 2 прилагательных
- Подберите к этому слову 3 глагола
- Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
- Подберите синоним к этому слову
(Ученики записывают последнее слово и зачитывают результат.)
Химик. Пришло время подводить итоги.
Физик. Да, собственно, результаты самоконтроля и замечательно составленный синквейн говорят о том, что цель и задачи, поставленные в начале урока, реализованы.
Химик. И не мало важную роль в этом сыграла интеграция двух наук, двух взглядов на происходящие в микромире процессы. Ведь мир един, а в нем – одни и те же законы, явления, под каким бы углом мы их не рассматривали на уроках физики и химии.
Физик. А д/з будет следующим (другой учитель раздает заготовки). Каждому будет дана таблица с химическими элементами. Нужно будет заполнить эту таблицу. Задание понятно?
Химик. Мы благодарим вас за урок и те знания, которые вы сегодня показали. И пусть по жизни вас ведет мудрая русская поговорка: «Не стыдно не знать, стыдно не учить». Урок окончен. До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Он бежит по проводам, Он бывает тут и там. Если в атом он попал – То, считай, почти пропал: Он с утра и до утра. Носится вокруг ядра. (Электрон)
Очень положительный, С массою внушительной, А такой, как он, отряд Создаёт в ядре заряд, Лучший друг его – нейтрон. Догадались? Он – .. .(протон)
Зарядом я похвастать не могу, А потому сижу в ядре и ни гу-гу! А то еще подумают: шпион ... А я нейтральный и зовусь ... (протон).
К УРОКУ ПРИЛАГАЕТСЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ, НЕ ЗАБУДЬТЕ СКАЧАТЬ!!!
|