ЦЕЛЬ: 1. Обосновать на основе систематических представлений о давлении жидкости феномен выталкивающей силы, обосновать расчетную формулу, измерить выталкивающую силу.
2. Развить представление о давлении, его применении, подготовить к изучению закона Архимеда
3.Воспитательные возможности: самостоятельность при выполнении заданий, работа в паре, построение самоотчёта, показ новейших применений учебного материала (робототехника).
ОБОРУДОВАНИЕ: действующие модели поршневых насосов и центробежного насоса с электроприводом, гидропресса, подогреваемая колба в сосуде с водой, откачанная пробирка и др., руководство по выполнению практической работы на каждую пару учащихся, стаканчик с водой, динамометр, руководство по выполнению работы на каждого ученика, компьютерные программы «От плуга до лазера», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
ХОД УРОКА:
Iчасть.
- Постановка целей урока (планируемых результатов) для учащихся- 1 мин.
НА ТЕЛЕЭКРАНЕ ПОРТРЕТ Б.ПАСКАЛЯ
- Выполнение практической работы и составление отчёта по ней (работа с действующими моделями поршневых и центробежного с электроприводом насосов, гидропресса, жидкостным манометром и т.д. 5 мин.
- Устный отчёт о проделанной работе, параллельно решение на доске задач (сборник В.И. Лукашика, №№ 440(найти высоту подъёма жидкости по заданному давлению) и 278 (найти вес бензина). Делаем выводы по задачам. Обращаем внимание на выражение для нахождения веса тела, в том числе жидкости: F=rgV 5 мин.
- Сразу после окончания отчётов, возможно параллельно с решением задач, на доске демонстрируется компьютерное видео «Насос» через телевизор 2 мин.
- Демонстрация на мониторе « Роботы», рассказывает ученик, демонстрирует озвученное видео, в том числе «Обучение робота» (Программа «От плуга до лазера») 4 мин.
Итого 17-20 минут
IIчасть
- Постановка проблемы. Давление в жидкости и газе порождает целый ряд явлений, которые
на первый взгляд прямо не связаны с давлением: гидравлический удар, подъёмная сила
крыла самолёта, выталкивающая сила в жидкости и другие. Сегодня мы рассмотрим
действие жидкости и газа на погружённое в них тело. 1 мин.
2. Объяснение. Ученики открывают учебник на стр.115, рис. 136. Этот рисунок выводится на
телевизор (папка «Физика»). Обосновываем наличие выталкивающей силы. Обращаем ещё
раз внимание на выражение F=rgV, акцентируем внимание на том, что выталкивающая
сила обусловлена разностью давлений на верхнюю и нижнюю часть тела. Говорим о
выталкивающей силе в газе (уч-ся прочтут об опыте по учебнику дома, рис.138). Сообщаем
о том, что выталкивающая сила является причиной плавания тел, воздухоплавания, о том,
что объяснение выталкивающей силе дал в своё время Архимед, что формулировка и
опытное обоснование закона Архимеда будет предметом следующего урока 6 мин.
НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ АРХИМЕДА
- Лабораторно-практическая работа: «Измерение выталкивающей силы, действующей на
погружённое в жидкость тело» - выполняется по карточкам-заданиям, в которые и
записывается результат . 6 мин.
4. Работы собираются.
5. Компьютерная демонстрация на мониторе «Подводная лодка» - ученик 3-4 мин.
В это время проверяются выполненные работы, выставляются оценки, если времени не
хватает, показывается демонстрация «Воздухоплавание» Итого 16-20 минут
IIIчасть
- Подведение итогов (фронтально) Куда направлена выталкивающая сила? Сила тяжести? Что значит «вверх»? «Вниз»?
- Объявление оценок
Задание на дом:§ |