Преподавание физики в современной школе, с одной стороны, должно давать твердые основы знаний, которые можно использовать в жизни. В этом смысле учебный курс нужно построить на практическом материале даже больше, чем это было раньше. С другой стороны, мы должны давать учащимся правильное представление о физике, как об открытой науке, в которой имеется масса незавершенных и почти не начатых исследований,
А.П. Александров
Концепция профильного обучения одной из целей ставит создание условия для дифференциации содержания обучения с возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса, а оснований для этого достаточно. Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширила границы человеческого познания. Физика глубже других наук проникла в строение вещества, в микромир - расстояние до 10-25 м, что равно диаметру нуклона, и одновременно дальше других наук проникла в мегамир - до расстояний 2*1025 м, равных наибольшей удаленности от Земли видимых в телескоп галактик. Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. Физика является сейчас теоретическим фундаментом большинства основных направлений технического прогресса и областей практического использования технических знаний. Атомная энергетика и реактивная техника, инфракрасная и космическая техника, полупроводники и ультразвуковая техника, электронно-вычислительная техника и ускорители элементарных частиц - все перечисленное и многое другое имеет теоретической основой современную физику. Физика является теоретическим фундаментом электрификации страны. Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек - элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие.
В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем - естественникам и гуманитариям, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, развитию духовности.
Весь процесс обучения физике должен строиться на валеологических принципах. Сама жизнь способствовала интеграционной деятельности специалистов всех служб школы - педагогов, учителей, психологов, медиков для достижения генеральной цели обучения - через возрожденную духовность к наукам, развитию творческого потенциала личности, к здоровью, саморазвитию, профессиональному самоопределению.
Данная программа ориентирована на формирование здоровьеохранного пространства ученика.
Целью данной программы является знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на дополнительных занятиях на основе принципов здоровьесберегающей педагогики.
Следует отметить, что цели программы совпадают с целями человеческой деятельности и прежде всего сохранения своего физического и духовного здоровья.
Здоровье - это естественное состояние организма, которое является выражением его совершенной саморегуляции гармонического взаимодействия всех его органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой и проявляется в состоянии комфортного самочувствия.
Комфортное состояние человека, проживающего в регионах Севера, достигается прежде всего, путем нейтрализации неблагоприятных воздействий природно-климатических условий на его организм, т.е. учета особенностей проявления на Севере физических законов, а именно:
- механизму терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела;
- колебаниям напряженности магнитного поля;
- изменению атмосферного давления;
- сокращению продолжительности светового дня;
- вопросам зрения и слуха;
- дефициту светового и ультрафиолетового излучения;
- вопросам дизайна и т.д.
Задачи данной программы:
-
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-
овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов;
-
формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
-
подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии на основе принципов здоровьесберегающей педагогики;
-
формирование здорового образа жизни, основанного на знаниях физических процессов, происходящих в организме человека;
-
формирование гуманистического отношения к окружающему миру, воспитание духовности и нравственных основ личности.
Данная программа "Физика и здоровье” реализуется за счет школьного компонента и может выполнить несколько функций: дополнить содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся, выходящих за рамки профиля.
Программа также рассчитана и для основной школы с целью предпрофильной подготовки - оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах, а также к углубленному восприятию материала. В профильной школе курсы могут выполнять двоякую функцию:
Реализация данной программы позволит решить практические задачи связи физики с жизнью, проявить интерес к изучению естественнонаучных предметов.
Программа элективных курсов ориентирует на усвоение материала на уровне, необходимом и достаточном для развития интереса учащихся к предмету, их творческих способностей.
Практическим результатом программы должен быть выход на творческий экзамен в рамках школы и с перспективой выхода на конференцию "Шаг в будущее”.
Каждый элективный курс должен обеспечить подготовку учащихся к изучению данного раздела физики.
Задачи курсов ставятся:
-
развитие взглядов на изучаемый круг явлений с обсуждением проблем и противоречий в становлении соответствующих теорий;
-
выяснение роли знаний изучаемого раздела физики для формирования образованного человека;
-
раскрытие общих и специфических методов познания, свойственных данному разделу физики;
-
повторение знаний, необходимых для освоения нового материала.
В содержание курсов внесены вопросы интегративного характера, раскрывающий мировоззренческий характер, экологический и практический аспекты изучаемого раздела физики на принципе природосообразности и здоровьесбережения.
Здесь наиболее эффективным является использование нетрадиционных форм проведения учебных занятий (конференций, дидактических и ролевых игр, спектаклей и т.п.). При подготовке к этим занятиям представляется возможность учесть самые разнообразные интересы учащихся, что позволяет не только повысить заинтересованность в изучении физики, но и развивать познавательный интерес как личностное качество.
Раздел физики |
Названия элективных курсов |
Примерное содержание курса (тематическое планирование занятий) |
Механика |
Механика в спорте и искусстве |
- Рычаги в теле человека
- Опорно-двигательный аппарат
- Физическое развитие человека
- Механика сердечного импульса
- Трение и учет на практике
|
Механика в космонавтике и воздухоплавании |
- Развитие аэротехники и космонавтики
- Реактивное движение
- Влияние гравитации на человека
- Состояние невесомости. Перегрузки и их влияние на человека
- Структура вселенной
|
Механика в транспорте и строительных сооружениях |
- Устойчивость сооружений и строительных конструкций
- Эволюция источников энергии
- Физика современного автомобиля
- НТП и охрана окружающей среды
|
Мир звука. Физика и музыка |
- Музыкальные инструменты как источники звука
- Акустика помещении
- Стереозвучание
- Виды записи звука (знакомство с механической, магнитной, лазерной и другими видами записи звука)
- Громкость звука, высота, тона, тембр как субъективные характеристики звука.
- Вопросы слуха человека
|
Механика глазами писателей и художников |
- Развитие человеческой цивилизации
|
Основы молекулярной физики и термодинамика |
Физика температур |
- Влияние температурных условий на жизнь человека
- Физика холода
- Использование холодильных установок в промышленности и домашних условиях
- Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека
- Роль влажности и ее регулирование в промышленных и домашних условиях
- Влажность и погода
- Изменений свойств наиболее распространенного вещества (воды) при переходе из одного состояния в другое и использование их в жизнедеятельности человека
- Механизм терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела
|
Физика твердых тел |
- Использование кристаллов в науке и технике. Способы повышения прочности кристаллических тел
- Использование кристаллов в драгоценных украшениях
- Жидкие кристаллы и их применение в современной технике
- Тепловое расширение жидких и твердых тел. Необходимость учета этого явления в технике, быту, строительстве, в ювелирном деле и др.
- Симметрия и асимметрия в природе
- Симметрия в физике, химии, биологии
|
Физика и экология |
- Экологические проблемы и охрана окружающей среды
- Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.)
- Парниковый эффект и загрязнение атмосферы
- Разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.)
- Возможные изменения климата в результате деятельности человека
- Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в решении экологических проблем
- Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки
- Проблемы воздействия человека на биосферу
- О ноосфере - сфере разума
- О мозге человека
- Вода и жизнь
- Солнце и жизнь
- Физика в сельском хозяйстве
|
Электродинамика |
Электростатика |
- Электростатические явления в жизни и технике
- Учет электростатических явлений в производственных условиях
- Вред электростатических явлений
|
Электромагнитные явления |
- Тайны намагниченной Земли
- Природа шаровой молнии
- Электромагнитные явления в природе и живых организмах
- О роли полей в живых организмах
- Электрические и магнитные явления в медицине
- Электричество в квартире
- Электричество в медицине
- Электричество в информационной службе
- Электричество как помощник музыкантам и художникам
- Широкое использование электромагнитных явлений в криминалистике, библиотечной технике, торговле и т.д.
- Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования
|
Колебания и волны |
Средства связи |
- Телефонная связь и ее роль в работе предприятий и развитии предпринимательских отношений
- Значение телефонной связи в повседневной жизни
- Перспективы в развитии телефонной связи
- Автоматические устройства на основе использования полупроводниковых приборов и их роль в повышении производительности труда, обеспечении безопасности людей и др.
- История развития радиосвязи и телевидения
- Совершенствование и перспективы развития бытовой радиоэлектронной аппаратуры
- Использование электромагнитных волн в медицине, авиации, военной технике и т.д.
- Линии оптоэлектронной связи
|
Световые явления |
- Свет как источник информации человека об окружающем мире
- Источники света (естественные и искусственные)
- Оптические приборы
- Физика и химия в фотографии (фотовыставка физико-химических явлений)
- Вопросы зрения
- Свет и цвет в изобразительном искусстве. Их место в дизайне, архитектуре, театре
- Роль освещения в производственных и домашних условиях
- Световое и цветовое оформление реклам, витрин, декораций
- Использование особенностей восприятия цвета модельерами, ювелирами, конструкторами
- Негативное влияние на организм человека сокращения светового Дня на Севере
|
Квантовая физика |
Достижения и проблемы физики |
- Квантовая и релятивистские теории - основа современной физики
- Современная научная картина мира
- Научный поиск продолжается
- Физика как основа технического прогресса
- Использование идей квантовой физики в технике (лазеры, атомные станции, методы спектрального анализа, методы использования радиоактивных изотопов и др.)
- Будущее энергетики, электроники, космонавтики, аэронавтики и других транспортных средств
- Проблемы современной энергетики
|
Физика атома и атомного ядра |
- Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления
- Дозиметры
- Биологическая допустимая доза облучения
- Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий на атомных предприятиях
- Последствия падения ракет на территорию Республики Саха
- Ответственность человека за сохранение жизни на Земле
- Дефицит светового и ультрафиолетового излучения на Севере
- Влияние различных излучений на живые организмы
|
В приложении приведены примеры элективных курсов.
Приложение 1
Элективный спецкурс углубленного изучения раздела основного курса "Волшебный мир магнетизма”. Автор: Школкина Л.А.
|
Тема занятий |
Кол-во часов |
1 |
История магнетизма |
1 |
2 |
Магнитное поле Земли |
1 |
3 |
Магнитные свойства вещества |
2 |
4 |
Искусственные магниты |
1 |
5 |
Использование магнитов |
1 |
6 |
Биомагнетизм |
1 |
7 |
Влияние магнитов на жизнь человека |
2 |
8 |
Применение магнитов для здоровья человека |
2 |
Элективный курс "Механизм терморегуляции и теплоотдача человеческого организма”. Автор: Павлова А.В.
1 |
Теплообмен человека с окружающей средой
- Виды теплопередачи, теплоотдача
- Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека
- Теплообмен человека с окружающей средой
|
Лекция
Семинар
Самостоятельная работа |
1
1
1 |
2 |
Примеры теплопередачи в организме человека
- Строение и функции кожи
- Роль кожи в терморегуляции
- Первая помощь при перегревании, ожогах, обморожении
- Гигиена кожи, закаливание
- Взаимосвязь систем органов в процессе жизнедеятельности организма
|
Лекция
Лекция
Практическое занятие
Семинар
Проверочная работа |
1
1
1
1
1 |
3 |
Одежда
- Гигиенические требования к одежде
- Спецодежда
- Старинная одежда якутов
- Национальный костюм народов Республики Саха
- Древние технологии коренных народов Якутии в современном костюме
- Моделирование одежды
|
Лекция
Лекция
Практическое занятие
Семинар
Самостоятельная работа
Практическая работа |
1
1
1
1
1 |
4 |
Обувь
- Гигиена обуви
- Обувь народов Саха
|
Лекция
Практическое занятие |
1
1 |
5 |
Создание новых материалов
- История изобретения бумаги
- Изобретение материалов с заданными свойствами
- Исследование окружающего пространства на наличие искусственных материалов
|
Лекция
Лекция
Практическое занятие |
1
1
1 |
Элективный курс "Мир звука. Физика и музыка”. Автор: Зараменская Э.П.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
"А это – звука волшебство…” |
1 |
2 |
Откуда берется голос? |
2 |
3 |
Лечение голосовых расстройств. |
2 |
4 |
Мир звуков и красок |
1 |
5 |
"Отбитый” слух |
1 |
6 |
Старинные музыкальные инструменты |
1 |
7 |
Из истории современных музыкальных инструментов |
4 |
8 |
Хомус, поднимающий дух |
2 |
9 |
Колокола и колокольный звон |
2 |
10 |
Подведение итогов |
1 |
|