Целью курса является расширение программного материала по теме: "Агрегатные состояния вещества” и совершенствование практических навыков и умений по решению задач и проведения физического эксперимента.
Структура деятельности учащихся вытекает из требований к уровню подготовки:
1. Владеть методами научного познания.
1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
1.2. Представлять результаты наблюдений и измерений в виде таблиц и графиков, выявлять эмпирические закономерности.
-
Зависимость давления от температуры для реальных газов.
-
Зависимость агрегатных состояний от параметров (скорость, энергия, взаимодействие молекул).
-
Зависимость температуры кипения от давления.
-
Определять относительную влажность с помощью психрометра и конденсационного гигрометра.
-
Определять коэффициент поверхностного натяжения для жидкостей.
-
Выращивать кристаллы.
1.3. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов.
-
Образование дефектов в кристаллах.
-
Образование менисков при смачивании и несмачивании.
-
Изменение внутренней энергии при испарении и конденсации.
2. Владеть основными понятиями и законами физики.
2.1. Давать определения физических понятий и величин.
-
Испарение, конденсация, кристаллизация, плавление.
-
Температура кипения, плавления.
-
Парциальное давление, относительная влажность.
-
Коэффициент поверхностного натяжения.
-
Модуль Юнга.
2. 2. Знать физический смысл всех употребляемых величин.
3. Воспринимать, перерабатывать прочитанное, работать с дополнительной литературой.
3.1. Выделять главную мысль в изучаемом и уметь развивать её, используя дополнительную литературу.
3. 2. Приводить примеры практического использования изучаемого материала.
3. 3. Делать выводы по проведённым экспериментам, оформлять в виде таблиц и графиков.
3. 4. Определять относительную погрешность определяемых величин.
Элективный курс предусматривает прохождение материала в виде лекций, семинаров, практических и исследовательских занятий.
На практических занятиях при выполнении самостоятельных работ учащиеся смогут приобрести умения и навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, научиться выбирать оптимальный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение практических и экспериментальных заданий позволит учащимся применить приобретённые навыки в нестандартной обстановке, стать компетентным во многих практических вопросах.
Работы физического практикума посвящены совершенствованию практических умений и развитию творческого подхода к делу. Экспериментальные работы выполняются настолько самостоятельно, насколько желают и смогут ученики. С результатами исследований можно выступить перед одноклассниками или на заседании НОУ.
На лабораторных занятиях школьники научатся уверенно и безопасно использовать разнообразные физические приборы, приобретут практические умения, грамотно использовать их в бытовой практике, измерять влажность воздуха, кровяное давление, опыт практической работы с приборами окажет помощь ученику в обоснованном выборе будущей профессии.
Семинарские занятия способствуют развитию способностей самостоятельного приобретения знаний, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать мнение товарищей и конструктивно обсуждать их.
В ходе курса планируется проводить обучающие и контрольные тесты, которые позволят закрепить и проконтролировать полученные знания, хорошо подготовиться к итоговому тестированию.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с учётом результатов выполненных практических и исследовательских работ, участия в конференциях, семинарских занятиях и защиты своих творческих работ.
В результате изучения элективного курса ученик должен знать:
-
смысл понятий:реальные газы, фазовый переход, диффузия, агрегатные состояния вещества, тройная точка, насыщенный и ненасыщенный пар, точка росы, поверхностная энергия, поверхностное натяжение, смачивание и несмачивание, анизотропия, монокристаллы и поликристаллы, полиморфизм, деформация и напряжение, запас прочности, диаграмма состояний;
-
смысл физических величин: длина свободного пробега молекул, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, температура кипения и плавления, парциальное давление, давление насыщенного пара, коэффициент поверхностного натяжения, модуль Юнга;
уметь:
-
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов,броуновское движение, плавление и кристаллизацию, испарение и конденсацию, диаграмму состояний вещества, зависимость температуры кипения воды от давления, свойства поверхностного слоя жидкости, смачивание и несмачивание, механические свойства твёрдых тел;
-
приводить примеры опытов, иллюстрирующих,что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать ещё неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определённые границы применимости;
-
применять полученные знания для решения задач;
-
определятьхарактер физического процесса по графику, таблице, формуле;
-
измерять:влажность воздуха, удельную теплоту плавления льда, коэффициент поверхностного натяжения, модуль напряжения;
-
приводить примеры практического применения:влажности воздуха, поверхностного натяжения жидкостей, свойств кристаллических тел, жидких кристаллов;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно – популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);
-
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио – и телекоммуникационной связи;
-
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
-
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Учебный план.
Название разделов |
Всего часов |
Теория лекции |
Практическая часть |
I. Введение. |
1 |
1 |
|
II. Реальные газы. Фазовые превращения. |
3 |
2 |
1
Лабораторная работа № 1. |
III. Свойства жидкостей. |
12 |
4 |
8
Лабораторные работы № 2, № 3, № 4. |
IV. Свойства твёрдых тел. |
11 |
5 |
6
Лабораторные работы № 5,
№ 6, № 7,
№ 8, № 9. |
V. Практикум по решению задач на закон сохранения энергии в применении к тепловым процессам. |
6 |
|
|
VI. Итоговый семинар. |
2 |
2 |
|
Cодержание программы.
1. Введение.
2. Реальные газы. Фазовые превращения. Реальные газы. Уравнение Ван-Дер-Ваальса. Средняя длина свободного пробега. Агрегатные состояния и фазовые переходы.
Свойства жидкостей.
3. Насыщенные, ненасыщенные пары. Зависимость давления плотности насыщенного пара от температуры. Критическая температура. Критические состояния вещества. Диаграмма состояния вещества. Конденсация и испарение. Процессы испарения и конденсации в природе и технике. Получение сжиженного газа, его свойства и применение. Влажность воздуха. Точка росы. Психрометр. Гигрометр. Свойства поверхности жидкостей. Поверхностная энергия. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления.
Свойства твёрдых тел.
-
Строение кристаллов. Анизотропия кристаллов. Полиморфизм. Монокристаллы. Поликристаллы. Плотная упаковка частиц в кристаллах. Пространственная решётка. Образование кристаллов в природе и получение их в технике. Способы управления механическими свойствами твёрдых тел. Понятие о жидких кристаллах. Кристаллы и жизнь. Аморфные тела. Деформация. Напряжение. Механические свойства твёрдых тел: упругость, прочность, пластичность, хрупкость. Диаграмма растяжения. Создание материалов с необходимыми техническими свойствами.
-
Практикум по решению задач на закон сохранения энергии в примение к тепловым процессам.
-
Итоговый семинар: "Практическое использование газов, жидкостей и твёрдых тел”.
Учебно – тематический план.
1/1 Вводная лекция. – 1 ч.
Реальные газы. Фазовые превращения. – 3 ч.
1/2 Реальные газы.
2/3 Фазовые превращения.
3/4 Лабораторная работа № 1.
Свойства жидкостей. – 11 ч.
1/5 Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары.
2/6 Зависимость давления и плотности насыщенного пара от температуры.
3/7 Влажность воздуха.
4/8 Лабораторная работа № 2.
5/9 Получение сжиженных газов, их свойства и применение.
6/10 Поверхностное натяжение жидкости.
7/11 Решение задач.
8/12 Лабораторная работа № 3.
9/13 Лабораторная работа № 4.
10/14 Капиллярные явления.
11/15 Решение задач.
Свойства твёрдых тел. – 10 ч.
1/17 Кристаллические тела.
2/18 Лабораторная работа № 5.
3/19 Лабораторная работа № 6.
4/20 Лабораторная работа № 7.
5/21 Плавление и кристаллизация. Кристаллы и жизнь.
6/22 Лабораторная работа № 8.
7/23 Лабораторная работа № 9.
8/24 Аморфные тела.
9/25 Жидкие кристаллы.
10/26 Механические свойства твёрдых тел. Создание материалов с необходимыми техническими свойствами.
1 – 7/27 – 33 Решение задач на закон сохранения энергии в применении к тепловым процесса.
1 – 2/34 – 35 Итоговый семинар.
Лабораторные работы.
-
Расчёт и измерение давления воздуха.
-
Измерение относительной влажности воздуха.
-
Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости методом отрыва.
-
Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости.
-
Выращивание кристаллов.
-
Определение скорости роста кристаллов.
-
Определение удельной теплоты плавления парафина.
-
Исследование зависимости величины силы упругости от деформации растяжения стали.
-
Определение предела прочности стали на разрыв с помощью гидравлического пресса.
Список литературы.
-
Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения: Пособие для учителей. – 4 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 432 с., ил.
-
Ванеев, Дубицкая, Ярунина. Преподавание физики в 10 классе./ Ванеев, Дубицкая, Ярунина. – М.: Просвещение, 1988.
-
Волькенштейн В. С. Сборник задач по общему курсу физики. – М.:Наука, 1973. – 464 с., ил.
-
Глазунов. Техника в курсе физики средней школы./ Глазунова. – М.: Просвещение, 1977.
-
Зайцева. Задачник – практикум по общей физике./ Зайцева. – М.: Просвещение, 1972.
-
Кабардин, Орлова. Методика факультативных занятий по физике. /Кабардин, Орлова. Глава V,VII. – 125, 227 – 236.
-
Касьянов В. А. Физика. 10 класс: Тетрадь для лабораторных работ/ В. А. Касьянов, В. А. Коровин. – 2 – е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2003. – 48 с.
-
Лонгвинов. Методика ознакомления учащихся с аморфным и кристаллическим строением вещества./ Лонгвинов. – 1971.
-
Методика преподавания физики в средней школе. – Тюмень, 1971.
-
Пинский А. А. Физика 10 класс. М.: Просвещение. – 2003.
-
Практикум по физике в средней школе. Дидакт. Материал. Под. Ред. А. А. Покровского. М.: Просвещение, 1977.
-
Советская энциклопедия. – 1983.
-
Физический энциклопедический словарь.
-
Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: 10 – 11 кл./ Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов и др.; Под ред. Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2002. – 157 с.: ил.
|