Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 04:19:58
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Биогеоценоз. Структурные и функциональные особенности биогеоценоза. Взаимосвязи организмов в биогеоценозе
19.02.2009, 11:02:40

У.Э.-0. Входной контроль.

Цель: Определить, как учащиеся усвоили тему "Общие законы зависимости организмов от экологических факторов. Приспособленность организмов к среде обитания”.

1.Фронтальная беседа по вопросам:

  • Дайте определение науке "экология”.
  • Назовите известные вам экологические факторы, приведите примеры.
  • Дайте определение закона оптимума, раскройте его суть.
  • Дайте определение закона ограничивающего фактора, раскройте его суть.
  • Приведите примеры приспособленности организмов к среде обитания.

2. Задание 1: Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

1.Нагрузка на опорную поверхность ног свыше 30 г/см2 сильно затрудняет передвижение животного по рыхлому снегу. У рыси она равна 42 г/см, а у лося – около 500 г/см. Для рыси полуметровый слой снега – фактор, ограничивающий активность, а для лося – нет. Как вы думаете почему?

2.В тропических районах океана, где много тепла и света, жизнь очень бедна. Эти районы называют океаническими пустынями. Как вы думаете, что ограничивает здесь размножение одноклеточных водорослей, от которых в свою очередь, зависят животные?

3.В теплице, где выращивалась рассада, и поддерживались оптимальные температура и влажность, прекратилась подача воды. Ремонт должен занять два дня. Агроном распорядился ограничить подачу тепла в теплицу. Правильно ли он сделал и почему?

3. Задание 2: К каким экологическим факторам относятся перечисленные ниже примеры? Распределите их по группам:

  1. абиотические факторы,
  2. биотические факторы,
  3. антропогенные факторы.

1. Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников.

2. Загрязнение атмосферы выхлопными газами.

3. Окунь поедает мальков.

4. Лягушка питается насекомыми.

5. Снижение урожая из-за нехватки урожая в почве.

6. Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти.

7. В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку.

8. Листопад.

9. Лишайник.

10. Клещи питаются только кровью животных.

11. Сосуществование белки и лося на одной территории.

12. Растения – эпифиты поселяются на деревьях, которые служат им местом прикрепления.

13. Волк поедает зайца.

14. Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов.

15. Осушение болот.

16. Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов.

17. Борьба хищников одного леса за пищу.

18. Загрязнение пригородного водоёма промышленными стоками.

19. Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах.

20. Искусственное орошение полей пшеницы.

У.Э.-1. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

Узнать:

1. Определения сообщества, биогеоценоза, экосистемы.

2. Функциональные группы организмов в сообществе: продуценты, консументы, редуценты.

3. Примеры экосистем.

4. Понятие о трофической цепи, сети. Цепи выедания. Цепи разложения.

Уметь:

1. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах.

2. Анализировать видовой состав биоценозов.

3. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

4. Составлять схемы трофических цепей биоценозов.

Ход урока.

 У.Э.2. Текстовой+рисуночный + табличный.

Цель: Сформировать понятие о сообществе, биогеоценозе, экосистеме.

1. Прочитайте текст в учебнике на странице 239-240, рассмотрите рисунок 95 "Биогеоценоз хвойного и смешанного лесов” на странице 240 учебника и таблицу на доске "Биогеоценоз дубравы”.

2. Прочитайте текст и рассмотрите схему

3. Выпишите в тетрадь определение понятий сообщество, биогеоценоз, экосистема.

4. Начертите схему приложения 1 в тетрадь и ответьте на вопросы:

  • Что называется экосистемой?
  • Кем был предложен термин "биогеоценоз”?
  • Какие сообщества живых организмов вам известны?
  • Как соотносятся понятия "экосистема” и "биогеоценоз”?

 У.Э.3. Текстовой + рисуночный.

Цель: Изучить функциональные группы организмов в сообществе, примеры экосистем.

1. Прочитайте статью в учебнике "Функциональные группы организмов в сообществе” на странице 240-241, два первых абзаца

2. Определите, какие функциональные группы организмов выделяют в сообществе?

3. Запишите в тетрадь определение продуцентов, консументов, редуцентов.

4. Прочитайте статью учебника "Примеры экосистем” на странице 241-242.

5. Запишите в тетрадь функциональные группы организмов листопадного леса и пруда, в виде следующей схемы:

Экосистема.

Листопадный лес.

      Пруд.

Функциональные группы:

Функциональные группы:

1. продуценты: ……….

1. продуценты: …………

2. консументы: ………….

2. консументы: …………..

3. редуценты: ……………

3. редуценты: ……………

У.Э.4. Текстовой + рисуночный.

Цель: Сформировать понятие о трофической цепи и трофической сети; определить цепи выедания и разложения.

1. Прочитайте статью в учебнике "Поток энергии” на странице 243-244.

2. Запишите в тетрадь определение биомассы.

3. Используя текст прочитанной статьи, рассмотрите, как происходит поток энергии через экосистему, изучив и закончив заполнение ниже предложенной таблицы:

Функциональные группы экосистемы

Поток энергии I. продуценты

Растения

II.Консументы

животные

III.Редуценты

 

 

Грибы, бактерии.

1. Источник энергии. Солнечная энергия

аккумулируется в

процессе фотосинтеза

в образующихся

органических веществах.

Получают энергию

из биомассы, создан-

ной продуцентами, а

хищники из биомассы

консументов

1 порядка.

Пища состоящая из

растительного и

животного опада

(трупы+ экстременты).

2. Расход энергии. - рассеивается в

процессе дыхания;

- запасается в биомассе

- теряется в виде

растительного опада;

- передается

консуметам.

- …………………

- …………………

- …………………

- …………………

- …………………

- …………………

Редуценты отмирают-

клетки разлагаются-

органические в-ва

поступают в почву и

минерализуются.

Вывод: Энергия, аккумулированная продуцентами, проходит через экосистему, определенная её часть используется каждым живым существом системы.

4. Прочитайте статью в учебнике "Цепи питания” на странице 244-246, текст, рассмотрите схему простой пищевой цепи в биогеоценозе, изображенную на рисунке 2.

5. Определите и запишите в тетрадь следующие понятия: трофическая цепь, цепь выедания, цепь разложения, трофическая сеть.

6. Приведите примеры трофических цепей. Какой тип цепей преобладает в биогеоценозах суши? Какой тип цепей преобладает в водных сообществах? Подумаете, почему?

7. Составьте схему простой пищевой цепи в биегеоценозе, используя рисунок приложения 2.

Молодцы!!! Вы успешно завершили работу!!!

Настало время подвести итоги.

 У.Э.-5. Выходной контроль.

Цель: Закрепить знания о структурных и функциональных особенностях биогеоценозовя,

о взаимосвязи организмов в биогеоценозе.

1. Фронтальная беседа по вопросам:

  • Что называется экосистемой?
  • Кем был предложен термин "биогеоценоз”?
  • Какие сообщества живых организмов вам известны?
  • Как соотносятся понятия "экосистема” и "биогеоценоз”?
  • Какие функциональные группы организмов выделяют в сообществе?
  • Какие функции в сообществе они выполняют?
  • Как осуществляется поток энергии в экосистеме?
  • Дайте определение трофической цепи? Какие типы цепей выделяют в сообществе?
  • Что называется пищевой сетью?

Составить и объяснить составить и объяснить схему простой пищевой цепи в биогеоценозе.

Домашнее задание:

    Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: биология в школе, урок биологии, зоология, учителю биологии, конспект урока, ботаника, скачать бесплатно
    Просмотров: 2289 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
    » Поиск
    » АСТРОНОМИЯ

    УДИВИТЕЛЬНАЯ
      АСТРОНОМИЯ


    ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
      СИСТЕМА


    АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
      ОТВЕТАХ


    УДИВИТЕЛЬНАЯ
      КОСМОЛОГИЯ


    КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

    » ИНФОРМАТИКА

    ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
      ИНФОРМАТИКА


    К УРОКАМ
      ИНФОРМАТИКИ


    СПРАВОЧНИК ПО
      ИНФОРМАТИКЕ


    ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

    КРОССВОРДЫ ПО
      ИНФОРМАТИКЕ

    » ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

    РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
      УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


    ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

    САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
      РАБОТЫ. 9 КЛАСС


    КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
      ФОРМАТЕ ЕГЭ


    ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
       ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

    » ХИМИЯ
    » ОБЖ

    ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

    РЕКОРДЫ СТИХИИ

    РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
      УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


    ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
      ОБЖ


    ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

    КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

    » МХК И ИЗО

    СОВРЕМЕННАЯ
      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


    ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

    САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
      ПАМЯТНИКИ


    МУЗЕЕВ МИРА

    ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

    СОКРОВИЩА РОССИИ

    ИЗО-СТУДИЯ

    КРОССВОРДЫ ПО МХК

    » ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

    ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
      УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


    УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
      ЗЕМЛИ


    ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

    ВЕЛИЧАЙШИЕ
      АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


    УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
      УЧЕНЫХ


    РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
      И ОПЫТЫ ПО
      ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


    САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
      НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

    » ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
      (на русск.яз.)


    УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

    УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

    » ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
    » УЧИТЕЛЬСКАЯ
    » МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

    ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

    СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
      МОСКОВИИ


    ПРОГУЛКИ ПО
      ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


    МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

    БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

    » ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
    » ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

    ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

    УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

    ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
      ПСИХОЛОГИЯ


    МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
      КАМНИ


    УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

    ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

    » БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

    МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

    МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

    НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

    » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    » Вход на сайт

    » Друзья сайта
    Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0