ЦЕЛЬ УРОКА: углубить и расширить знания учащихся о витаминах, их значении в обмене веществ, участие в биохимических реакциях клетки, нарушениях при их отсутствии в организме, обеспечить активную позицию учеников на уроке, воспитывать в них сознательное отношение к своему здоровью. ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением продуктов, содержащих витамины, вырезанные буквы – названия витаминов, выставка литературы и витаминах, выставка витаминосодержащих препаратов, муляжи овощей и фруктов, упаковки от витаминных чаев, стаканы с витаминным морсом, этикетки с названием станций, поливитаминные карты, рецепты витаминных чаев и напитков. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: игра с перевоплощением: деловая игра (пресс-конференция), сюжетно-ролевая, имитационная, ситуативная.
ХОД УРОКА:
На доске – тема урока «Путешествие в страну Витаминию», маршрут путешествия, биологические термины: витамины, «vita» - жизнь, «amin» - аминогруппа, поливитамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. На другой половине доски размещаются цветные картинки с изображением продуктов, содержащих витамины, плакат «Суточная норма витаминов». Парты расставляются таким образом, чтобы не заслонять обозрение. Ученики рассаживаются по группам
. Вступительное слово учителя: Сегодня мы заканчиваем изучать раздел «Обмен веществ и энергии» темой «Витамины». Для полноценного питания человеку нужны не только белки, жиры, углеводы, но и витамины, минеральные соли. В организме человека витамины почти не вырабатываются. Они поступают вместе с пищей и нужны нам в ничтожно малых дозах, в мг. Несмотря на это, витамины оказывают сильное воздействие на организм человека. Ученые установили, что витамины участвуют в образовании ферментов, а их отсутствие нарушает биохимические реакции в клетках, что приводит к серьезным нарушениям, болезням. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я выбрала русскую поговорку «Мал золотник, да дорог». Наша задача – познакомиться с витаминами и определить их роль в жизнедеятельности человека. А для этого мы совершим путешествие в страну Витаминию. Вы готовились к этому путешествию, вот и посмотрим, насколько оно будет успешным. Итак, поехали… Станция «Библиотека» : Опережающее задание: подобрать литературу о витаминах, найти в словаре определение понятия «витамины», из литературы узнать об истории открытия витаминов и сделать сообщения о наблюдениях Эйкмана болезни бери-бери, о заболевании мореплавателей цингой, об опытах Г.Функа и Н.И.Лунина и открытии витаминов. Станция «Аптека»: Опережающее задание: посетить аптеки, собрать упаковки, проспекты и рекламки витаминов, прорекламировать некоторые из них, рассказать о суточной норме, гипервитаминозе, растениях – кладовых поливитаминов. Станция «Поликлиника»: За столом сидят ученики, выступающие в роли врачей. На прием к «врачу» можно попасть, предварительно приготовив вопросы, связанные с влиянием витаминов на зрение, рост, состояние кожи, ногтей и т.д. Станция «Академия медицинских наук»: Этот фрагмент проводится в форме деловой игры. Мы попадаем на пресс-конференцию, на которой обсуждаются вопросы питания. На ней присутствуют «кандидат медицинских наук», «ученый Института радиологии», «научный сотрудник Института питания», «санитарный врач», «врач-диетолог». Журналисты, в роли которых выступает другая группа учеников заранее готовят вопросы, которые их интересуют. Станция «Фитобар»: - Вы, видимо, притомились уже, пора нам немного повысить работоспособность. Давайте заглянем в фитобар. Бармены рассказывают о содержании витаминов в дикорастущих растениях, плодах и ягодах. Готовят и угощают всех клюквенным морсом, а также предлагают рецепты витаминных чаев, отваров, напитков и т.д. Станция «Помоги себе сам»: - Вы знаете, ребята, что приближается эпидемия гриппа. Как в домашних условиях проводить профилактику гриппа? А сейчас давайте проверим, насколько вы были внимательны на уроке и проведем небольшой тест. Ключ записывается на доске, после выполнения задания ребята обмениваются ответами и проверяют правильность выполнения задания. 1в: б; в; а; а, в; 2в: а; а; г; в; г. Поднимите соответствующий знак, который будет свидетельствовать о том, достигли мы цели или нет. Заключительное слово учителя: - Сейчас трудно найти человека, не слышавшего слова «витамины». Хочу вам напомнить о том, что не следует увлекаться витаминами, это не конфеты, а биохимические весьма активные вещества. Постоянное употребление витаминов «приучает» организм к работе при повышенном их количестве. Поэтому прекращать прием их надо постепенно – сначала снизив ежедневную порцию на 1 горошину (3-4 дня), затем еще на одну (3-4 дня), затем по горошине через день и т.д. Домашнее задание: Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Как подготовит настой из трав? 2. Если часто болит голова, какими народными средствами можно помочь? 3. Какие витамины находятся в моркови, картофеле, помидорах, капусте? 4. Какие витамины находятся в яблоках, апельсине, шиповнике?
Литература: В.Владиславский. «О твоем питании, человек» Мн., «Вышэйшая школа», 1982 М.Гурвич. «Диетолог отвечает на вопросы» М.., «Медицина», 1988 Л.Дурейко. «Детская энциклопедия. Здоровье», Мн., «Бел. Энкикл.», 2001 А.Дорофеев. «Биологический словарь школьника» Мн., «Народная асвета», 1993 Напиток брусничный с медом 100 г ягод брусники, 150 г меда, 1л воды. Промытые ягоды размять деревянным пестиком и отжать сок. Мезгу залить горячей водой и кипятить 5 мин. Отвар отделить, довести до кипения с медом, охладить и смешать с отжатым соком. Выдерживать 1-2 дня. Напиток «Утро» 1 стакан брусничного морса , 1ч. ложка кофе растворимого, 1 ч.л. сахарного песка. В брусничным морсе растворить сахар и кофе, довести до кипени и падать в горячем виде. Чай из зверобоя 1 стакан измельченного сушеного зверобоя, 2,5 стакана сушеной душицы, 0,5 стакана плодов шиповника. Все компоненты перемешать и использовать как чайную заварку. Чай из зверобоя с листом смородины Сушеные зверобой и лист смородины перемешать в равных количествах. Использовать как заварку. Напиток из зверобоя с клюквой 1 стакан сушеного зверобоя, 1 стакан клюквы, 1 стакан сахара. Отварить зверобой в 2л воды, охладить. Отжать сок из ягод клюквы, мезгу отварить в 2 стаканах воды. Сок клюквы, процеженный отвар зверобоя и мезги соединить, добавить сахар, перемешать, охладить и выдержать 10-12 часов. Клюквенный морс 1 стакан клюквы, 0,5 стакана сахара, 1л воды. Отобранную и промытую клюкву кипятить в воде 5-10 мин., процедить отвар, добавить в него сахар, довести до кипения, остудить. Чай сборный с мелиссой 1 часть сушеного зверобоя, 1 часть сушеных цветов липы, 1 часть сушеной мелисы. Все измельчить, перемешать и использовать для заварки. Чай сборный из мяты, душицы и зверобоя 100 г сушеной мяты, 100г сушеной душицы, 100г зверобоя. Высушенные на воздухе мяту, душицу, зверобой соединить, перемешать. Хранить в закрытой посуде в сухом месте. Напиток из мяты 20г мяты, 50г сахара, 1 ст. ложка клюквы, 1 л воды. Мяту заварить кипятком, через 5 мин процедить через сито. В отвар добавить сахар и сок клюквы. Подавать в охлажденном виде.
Тема: Рефлексия. 1 вариант 1. Витамин А относят к: а) водорастворимым; б) жирорастворимым; 2. Заболевание, связанное с недостатком витамина Д: а) цинга; б) «бери-бери»; в) рахит; г) «куриная слепота» 3. Источники витамина С: а) плоды черной смородины, настой из плодов шиповника, квашеная капуста; б) печень, дрожжи, хлеб, гречка, овсянка; в) морковь, плоды облепихи; г) сливочное масло, рыбий жир, яичный желток; 4. Недостаток витаминов вызывает; а) гиповитаминоз; б) гипервитаминоз; в) авитаминоз; 5. Заболевание, связанное с недостатком Витамина В1: а) цинга; б) «бери-бери»; в) рахит; г) «куриная слепота»
Тема: Рефлексия 2 вариант
1. Витамины В относят к: а) водорастворимым; б) жирорастворимым; 2. Заболевание, связанное с недостатком витамина С: а) цинга; б) «бери-бери»; в) рахит; г) «куриная слепота» 3. Источники витамина Д: а) плоды черной смородины, настой из плодов шиповника, квашеная капуста; б) печень, дрожжи, хлеб, гречиха овсянка; в) морковь, плоды облепихи; г) сливочное масло, рыбий жир, яичный желток; 4. Основоположник науки витаминологии: а) Эйкман б) Лунин в) Функ 5. Заболевание, связанное с недостатком витамина А: а) цинга; б) «бери-бери»; в) рахит; г) «куриная слепота»
|