ЦЕЛЬ: Использовать факты, полученые на уроках, для обоснования выводов о многообразии рыб, о значении рыб и необходимости их охраны. Применять полученные знания в различных ситуациях. Экономическое и нравственно-эстетическое воспитание. ПОДГОТОВКА К УРОКУ. Учащиеся делятся на 5 групп /по 5 человек в группе/.Каждая группа выбирает отряд рыб, который она изучает более подробно и глубоко. ЧЛЕНЫ ЖЮРИ: завуч школы, учителя смежных предметов, члены биологического кружка. Работа оценивается как группы в целом, так и ученика в отдельности. КОНКУРС I. "Знаете ли вы отличительные признаки рыб класса хрящевых и костных!" На доске выписаны признаки рыб и названия отрядов в определенном порядке:
1/жаберные крышки отсутствуют 2/имеется плавательный пузырь 3/отряд карпообразные 4/скелет хрящевой 5/отсутствует плавательный пузырь 6/отряд Скаты 7/скелет костный 8/жабры прикрыты жаберными крышками
Ученики имеет набор цифр от I до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята показывают цифру, которой он обозначен.
ТЕКСТ: "У животных класса хрящевые, скелет ..... ,у костных ...... У хрящевых жаберных крышки ..... , а у костных... . У рыб класса хрящевые плавательный пузырь.... , а у класса костных ..... К классу хрящевые относится отряд..., а к классу костные.. ОТВЕТ: 4.7.1.8.5.2.6.3.
КОНКУРС 2. "Найди ошибку". Перед каждым участникам лежит пронумерованный конверт в котором находятся карточки со схемами, отражающими систематическое положение видов рыб, однако схемы эти содержат ошибки. Задача ребят -найти ошибки и нарисовать схему правильно. Пример: СХЕМА: ОТВЕТ: Царство: Животные Царство: Животные Тип: Хордовые Тип: Ходовые Класс: Хрящевые Класс: Костные Отряд: Осетровые Отряд: Осетровые Вид: Осетр Вид: Осетр
КОНКУРС 2. "Почему? Почему?" Учитель зачитывает 5 вопросов. По одному для каждой команды. Когда у команды нет ответа, отвечает другая.
1/ Как объяснить, что атлантическая макрель, пойманная в сеть, быстро гибнет даже в воде? 2/ Как определить возраст карпа или другой рыбы. 3/ На Байкале встречается прозрачная рыба голомянка. Чем объяснить прозрачность тела этой рыбы? 4/ Какую рыбу используют в борьбе с малярией и почему? Как называется такой метод борьбы? 5/ В одном из районов Колумбии в борьбе с насекомыми, вредящими лесам, многократно применялись сильнейшие ядохимикаты. И вдруг оказалось что в ближайших рай реках полностью исчезли лососи. Какова связь между упомянутыми фактами?
ОТВЕТЫ:1. Это связано с биологией рыб, которая всю жизнь проводит в быстром движении. Если прекратить движение макрели, жабры перестают снабжать ее кислородом, который усваивает рыба лишь тогда, когда через жабры проходит вода с большой скоростью. 2. Рыба как и растения в умеренных широтах бурно растет весной и летом и прекращает рост осенью и зимой. В результате таких ежегодных перерывов в роту, на чешуе и костях рыбы появляются годичные кольца. По этим кольцам определяют возраст рыбы. З.Тело голомянки имеет много бесцветного жира, поэтому она прозрачна. 4.В борьбе с малярией помогает маленькая рыба - обыкновенная гамбузия длиной 3,5-7,5 см. Гамбузия способна поедать огромное число личинок и куколок комаров, в особенности в негусто заросших мелких стоячих водоемах. Это биологический метод борьбы с комарами. 5.Ядохимикаты уничтожали беспозвоночных животных, которыми питались рыбы, в том числе и лососи.
КОНКУРС 4. "Немного о разном." 1/ Какая содержащаяся в аквариуме рыба может предсказывать плохую погоду./вьюн мечется и высовывается на поверхность/ 2.Какие рыбы носят название небесных светил /рыба-луна/. 3.Какие рыбы путешествуют на других рыбах /рыбы-прилипалы/. 4.Рыба название которой схоже с названием насекомоядного /еж/. 5. Название рыбы сходное с названием вегетативного органа растения осуществляющего фотосинтез / лист/.
КОНКУРС 5. "Четвертый лишний". Каждой группе учащихся раздаются карточки где написаны по четыре вида рыб, объединенных по одному какому-то признаку. Вычеркнуть лишний вид. ПРИМЕР: 1.Большерот 2.Топорик 3.Судак 4.Рыба-мешкоглот
Пока жюри подводит итоги работы групп, классу предлагается провести поэтическую пятиминутку, подготовить которую помогает учитель литературы.
|