Цель урока. Изучить строение, местообитание, размножение и значение торфяного мха сфагнума. Урок провести в виде игры, сделать остановки на станциях: «Географическая», «Исследовательская», «Историческая», «Промышленная» и «Экологическая».
Образовательные задачи. Обеспечить учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями применять их в практической деятельности, способствовать формированию научного мировоззрения, взаимосвязи организма со средой, эволюции, многоуровневой организации, влияния деятельности человека на живую природу и её охрану, связи с другими естественными науками.
Развивающие задачи. На уроке использовать метод беседы, активизировать весь класс, побуждать учащихся к творческой познавательной деятельности (помогает развивать речь, мышление, восприятие увиденного).
Воспитательные задачи. Формировать у учащихся ответственное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ. Физическая карта Беларуси, на которой обозначены болотистые местности; таблицы с изображением различных видов мхов; гербарные образцы сфагнума и кукушкина льна (на каждый стол); коллекция «Что получают из торфа?»; диафильм «Мхи и папоротники»; пять лепестков ромашки, выполненных из бумаги типа ватман (на обратной стороне лепестка написаны контрольные вопросы, составленные по материалу данного урока).
Ход урока
Сообщение о цели путешествия и названиях станций, где предстоит сделать остановки.
На экране проецируется кадр из диафильма «Мхи и лишайники» с изображением заболоченной местности.
Учитель обращается к классу с вопросами: «Кто из вас бывал на таких болотах? Опишите свои впечатления. Есть ли в окрестностях нашего города такие болота? А мох сфагнум? Назовите условия для произрастания мхов».
Учитель. Я дополню ваши знания о местах, где образуются болота.
Из рассказа учителя ребята узнают, что болота образуются в низинах, котловинах, где залегают грунтовые воды, из зарастающих озёр, медленно текущих рек, что сфагновые болота называются верховыми, так как получают воду лишь из атмосферы (дождь, снег), торфяной слой в таких болотах может достигнуть 6-10 м.
Учитель. Следующая станция «Исследовательская». Я предлагаю выполнить небольшую самостоятельную работу по изучению строения сфагнума. Используя учебник, гербарные экземпляры растений сфагнума и кукушкина льна, таблицы, ответьте на вопросы:
1. Чем отличается сфагнум от кукушкина льна п внешнему виду?
2. Какое строение имеет лист сфагнума?
3. В чём проявляется взаимосвязь его строения и выполняемой функции?
4. Как размножается сфагнум?
По итогам работы предлагаю составить опорный конспект.
На станции «Историческая» ученик, который заранее готовил материал, сообщает, что все предметы, попавшие в торф, образованный в основном отмершим сфагнумом, сохраняются почти без изменений многие века: торт хорошо консервирует органические остатки, которые долго в нём не гниют. Так в Австрии, на Лайахском болоте, были обнаружены остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, и момента с изображением императора Тиберия Клавдия, датированная 41 г.н.э. В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода.
Наибольший интерес для науки представляют сохранившиеся в торфе пыльца деревьев и кустарников, споры мхов и папаратников. Распознав под микроскопом эти споры и пыльцу, можно определить какая растительность окружала болото в различные периоды его жизни и какая пришла ей на смену. По данным, полученным учёными с помощью анализа пыльцы, наиболее старые торфяники европейской территории России имеют возраст от 5 до 8 тыс.лет. Таким образом наши болота являются как бы летописной книгой, на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох.
Учитель. Станция «Промышленная».
Несколько учеников рассказывают о значении торфа, используя коллекцию «Что получают из торфа?» и сведения из книги «Хрестоматия по ботанике».
Учитель. Последняя остановка путешественников – станция «Экологическая». На этой станции мы попадём в лабораторию охраны окружающей среды одного из ведущих научно-исследовательских институтов страны.
Здесь из сообщений специалистов института (отдельных учащихся) и в ходе беседы с ними школьники узнают о роли мхов, в том числе и сфагновых, в природе:
1. Выделяют кислород;
2. Участвуют в круговороте веществ и энергии на Земле;
3. Входят в состав биоценозов, мохообразные тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействие этих растений и животных и сами оказывают на них влияние;
4. Сфагновые болота – места обитания многих, в том числе промысловых животных, и не используемые пока в должной мере ягодные угодья.
На вопрос «Роль болот как резервуаров пресной воды и регуляяторов гидрологического режима территории» ребята отвечают, используя дополнительные источники знаний.
|