Цели урока:
-
Познакомить учащихся со значением дыхания и ролью кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Выяснить особенности дыхания растений
-
Продолжить формирование работать с учебником, его текстом и рисунками, а также умения сравнивать и делать выводы
Организационный момент
Объяснение нового материала
На доске записаны вопросы:
-
Зачем мы дышим?
-
В чем сущность процесса дыхания?
-
А дышат ли растения?
-
Какова роль устьиц в дыхании растения?
-
Зачем рыхлить почву?
-
Учитель обращает внимание учащихся на вопросы и начинается работа.
Человек может прожить без пищи примерно 1- 1,5 месяца, без воды –несколько дней, а без воздуха всего несколько минут! У человека через 6 минут задержки дыхания начинаются необратимые процессы в головном мозге. А выражения «последний вздох» или «испустил дух» вообще ассоциируются смертью.
Для чего же мы дышим?
Выслушиваются ответы учащихся, и предлагается найти ответ в учебнике на странице 68. Отметить карандашом правильный ответ. Обсуждается правильный ответ.
Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего выделятся энергии. Таким образом, для поддержания жизни необходимо поступление кислорода, запасов же его организме нет!
В чем сущность процесса дыхания?
Дыхание - процесс газообмена между организмом и средой. Ответ оформляется в виде схемы:
Кислород человек Углекислый газ
Дыхание животных и человека – это «видимый» процесс. Видимость дыхания обеспечивается дыхательными движениями.
А дышат ли растения?
Если да, то какие органы растения обеспечивают его дыхание?
Что бы ответить на этот вопрос выслушаем результаты опытов двух учеников.
1 ученик:
Опыт проводился с комнатным растением «геранью зональной». Ученик ежедневно поливал растение большим количеством воды. Растение находилось на свету, при нормальной комнатной температуре. Через 6-7 суток стали наблюдаться признаки увядания растения, несмотря на обильный полив. Предположение ученика, проводившего опыт – растение погибает из-за недостатка кислорода в почве.
2 ученик:
Опыт проводился с комнатным растением «геранью зональной». Было взято 2 растения. У одного, на верхнюю сторону каждой листовой пластинки ученик нанес слой вазелина, а у второго – на нижнюю.
В течение нескольких дней он наблюдал за растениями, находящимися при благоприятных условиях. На 3 день наблюдений он обнаружил 2-го растения признаки вялости листьев, с каждым днем признаки увядания у второго растения становились все отчетливее. С первым растением ничего не происходило. Предположение ученика в том, что листья участвуют в дыхании растения, но процесс дыхания каким то образом связан с нижней стороной листьев.
Результаты опытов обсуждаются. По второму опыту. Повторяется вопрос об особенностях строения листа, роли устьиц в дыхании растений. Обсуждается месторасположение устьиц у различных растений. Почему у большинства растений устьица расположены только с нижней стороны, у каких только с верхней. Рассматривается роль чечевичек, на стеблях многолетних растений.
По первому опыту учитель приводит в качестве примера еще один опыт с растением гороха: корни гороха освобождают от почвы и помещают, а пробирку на 35-40 минут. Затем быстро удаляют кони из пробирки и опускают туда тлеющую лучинку. Она гаснет. Почему? Ответ в выделении углекислого газа во время дыхания корней. Подводится итог о использовании корнями кислорода для дыхания из воздуха между комочками почвы.
Зачем рыхлить почву?
Учащиеся дают ответ, а учитель спрашивает – как поступить правильно: полить и прихлопать почву или полить и взрыхлить? Ответы обсуждаются.
Рассматривается видоизменение корней – дыхательные корни у некоторых болотных и тропических растений. Работа с иллюстрацией на стр. 69 (монстера)
Особенности выращивания растения с помощью гидропоники обсуждаются также с позиции необходимости доступа кислорода к корням растения в вводно-минеральном растворе.
Закрепление
Можно использовать вопросы на классной доске.
Задания «Проверь свои знания» на стр. 73 (1,2);
«Какие утверждения верны» стр. 73 (1,2) + объясните почему?
У каких растений устьица расположены равномерно на листьях? (вопрос на смекалку)
Домашнее задание |