Цель урока: «Раскрыть особенности дыхания животных, одноклеточных и многоклеточных, связь с окружающей средой. Повторить тему питания животных и растений».
Оборудование:таблицы : класс «Рыбы», класс «Млекопитающих», класс «Птиц» , макеты «Рыб», «Млекопитающих», «Птиц», слайды, фрагменты фильмов о жизнедеятельности животных в разных средах, диск с голосами птиц.
Ход урока:
1.Приветствие. Организационный вопрос. а) Раскрытие темы урока, цели урока: повторить материал по питанию и приступить к знакомству с очень важным свойством дыханием. б) Сообщение плана урока : 1)фронтальная беседа с карточками; 2)тест и работа по карточкам; 3)у доски по опросу; 4)новый материал с закреплением. в) Фронтальная беседа с применением 2-х цветных специальных карточек. Я задаю вопрос – вы поднимаете руку, кто знает ответ, я спрашиваю- слушаем ответ. Если вы согласны с ответом - жёлтая карточка, если нет -зелёная. г)Откройте 1-ую страничку тетради, поставьте число... За правильный ответ «+». В конце уроков - подсчёт на оценку.
2. Фронтальная беседа: 1. Как называется процесс получения организмами веществ и энергии.(питание) 2. Что является источником энергии для растений на земле. (солнце) 3. Имеют ли растения специальную пищеварительную систему. (нет) 4. Какие 2 вида питания характерны для растений. (почвенное и воздушное) 5. Как называется процесс образования органических веществ в зелёных листьях растения под действием солнечной энергии. (фотосинтез) 6. Как называют животных ,которые питаются растительной пищей –(растительноядными). 7. Как называют животных , которые питаются трупами. (трупоядными) 8. Как называют организмы , которые питаются сообща с пользой друг для друга. (симбионты) 9. Как называют животных, которые питаются за счёт организма хозяина, приносят вред. ( паразиты) 10. Как называют вещества, которые обеспечивают переваривание пищи, выделяется пищеварительной железой. (ферменты) 11. На предложенных макетах животных указать различия в строении пищеварительных систем. Подсчёт плюсиков. У кого есть 3 плюсика? Получают «5». У кого 2 плюсика? Оставьте, работаем в течении урока, в конце - оценка, или остается на следующем уроке доработать .
3. Опрос у доски. На основе слайдов показать сравнительную характеристику по питанию различных классов животных.
4. Опрос на местах: I. Вариант - тест. Работает по вопросам на слайдах. II. Вариант - даёт определения на листочках. III. Вариант - работает по карточкам по вопросам изученных предыдущих тем. Пример работы с тестом. Проставить 5 цифр в столбик: если согласны «да», если не согласны «нет». Тест: (да)1.Животные получают готовые органические вещества. (да)2. Процесс поглощения корнем из почвы воды и минеральных солей называется – почвенным. (нет)3.Только среди животных , встречаются паразиты. (нет)4. При фотосинтезе образуются органические вещества и выделяется углекислый газ. (да)5.Фотосинтез - есть воздушное питание. Проверка теста. (У трёх консультантов, которым потом можно доверить проверку остальных тестов). Физ.-пауза: 5 упражнений.
5.Объяснение нового материала. а) Дыхание- процесс поступления в организм кислорода и выделение углекислого газа. Фрагменты фильмов по дыханию различных животных в разных средах. б) Клеточное дыхание. Показ слайдов. в) Жаберное дыхание. г) Дыхание у лягушки и млекопитающих . д) Дыхание у птиц. Фрагменты жизни птиц с прослушиванием их голосов. е) Экология Краснодарского края. Фрагменты фильма. Знакомство с несколькими животными из Красной книги Краснодарского края.
6. Закрепление материала. а) В процессе объяснения. б) По рисунку в книге стр. 70-71. в) По работе в тетради упр. №55 ,стр. 24;упр. №53, стр. 24. Подсчёт «+ ». Вывод по уроку.
7. Домашнее задание ... .
|