Ход урока.
Задачи:
-
создать условие для формирования знаний о значении деления клетки, для размножения, роста и развития организмов; о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза; о механизме,обеспечивающим постоянства числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками;
-
способствовать формированию интеллектуальных умений: выделять главное, подвести к выводу о материальном единстве органического мира, о необходимости охраны природной среды от загрязнения мутагенами;
-
содействовать профилактике утомляемости, используя специальные приемы поддерживания работоспособности.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: педагогическое ателье.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная и в группах.
Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельные на компьютере.
Оборудование: таблицы по общей биологии, модель апликация "Деление клетки", компьютер (составление слайдов), выставка книг об охране окружающей среды, карточки для индивидуальной работы, учебное пособие, выполненное учащимся, микроскоп, тесты.
План урока.
-
Организационный момент.
-
Индукция.
-
Работа с материалом.
-
"Социализация".
-
"Афиширование".
-
"Разрыв".
-
"Рефлексия".
Ход урока.
I. Организационный момент: проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих, постановка задачи.
В чем биологический смысл процессов, происходящих при делении клеток?
II. Индукция.
Записать органоиды клетки: оболочка, ядро, цитоплазма. Выделить органоид с которого начинается деление клетки.
Ядро:
-
Ядерн. сок
-
Ядрышко
-
Ядерн. оболочка
-
Хромосомы
III. Работа с материалом.
На магнитной доске вывешены рисунки: бактерий, грибов, растений, животных.
Как размножаются бактерии, грибы, растения, животные? (Бактерии - деление пополам).
Вывешивается тема урока и план для учащихся.
-
Деление бактерий, грибов, растений, животных.
-
Интерфаза.
-
Деление клетки - митоз.
-
Биологическое значение митоза.
Учитель отмечает выполнение первого пункта плана.
Работа в группах.
Зимняков, Поляков |
Климова, Омелина, Воронин, Гимальдинова |
Щербакова, Хоритонова, Назарова, Сударев |
Ермолаева, Богатеева, Гимальдинов, Котенков |
Составить презентацию статьи: "Деление клетки" |
Изучить материал и уметь объяснить по ученическому пособию. |
Изучить материал и уметь объяснить по учебному пособию (вышивка). |
Изучить материал и уметь объяснить по рисункам, по аппликации. |
В многоклеточном организме клетки специализированы, т.е. имеют строго определенное строение и функции. Например: нервные и мышечные клетки после завершения эмбрионального развития перестают делиться и функционируют на протяжении всей жизни организма. Клетки костного мозга, эпидермиса, эпитилия тонкого кишечника - быстро погибают, и поэтому в этих тканях клетки непрерывно размножаются.
Используя учебник ответить на вопрос: в чем сущность жизненного цикла клетки? (стр. 167)
Что называется митотическим циклом? (стр.167)
Учитель: в тканях костного мозга жизненный цикл совпадает с митотическим циклом.
На доске появляется слово - интерфаза.
Выписать особенности интерфазы в тетрадь, после того как обсудили ответ.
Учитель выборочно проверяет работы.
Работа с дополнительным материалом и с текстом учебника.
Сам. работа на компьютере |
Охарактеризовать ферменты в процессе синтеза ДНК (полимераза) |
Чем грозит нарушение структуры ДНК? |
Под влиянием каких факторов может нарушаться ДНК? |
IV. Социализация.
Устные ответы учащихся "Социализация".
Какие подготовительные процессы необходимы для митоза?
а) удвоение ДНК
б) синтез белков
в) удвоение центриолей
г) завершение роста
д) накопление энергии в виде АТФ
Работа с материалом: выделить фазы митоза.
На доске появляются термины: профазы, метофаза, анофаза, телофаза.
Изучить особенности фаз митоза. Работа по рисункам учебника и ученическим пособиям.
Учитель контролирует работу в группах, задавая вспомогательные вопросы.
V. Афиширование.
Деление клетки. Устные ответы перед всем классом.
телофаза |
профаза |
метофаза |
анофаза |
В чем биологический смысл процессов, происходящих при делении клеток?
VI. Разрыв.
Учащиеся делают вывод и записывают в тетрадь.
Митоз - способ деления клетки, заключающийся в точном распределении генетического материала между дочерними клетками. В результате митоза обе дочерние клетки получают диплоидный набор хромосом.
Задание на дом: уметь объяснить деление клеток. Знать особенности каждой фазы митоза.
Творческое задание: составить слайды по теме "Деление клетки".
VII. Рефлекия.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
Отвечают за партой на тесты |
Охарактеризовать интерфазу |
Отвечают на тесты по компьютеру |
Опорные точки стр.174 |
Оценки за урок: анализ ответов учителем и учащимися. Ответы краткие. Уметь использовать полученные знания для объяснения в новых ситуациях. |