Цели урока:сравнить физические и химические свойства двух газов, способы их собирания и распознавания; способы получения газов в лаборатории и промышленности; уметь составлять уравнения горения простых и сложных веществ; знать области применения этих газов и распространения их в природе.
Оборудование: таблицы «Распространение кислорода в природе», «Применение кислорода и водорода», «Способы переливания и собирания газов».
План урока:
1.Открытие кислорода и водорода.
2. Сравнение физических свойств этих газов.
3. Распространение этих газов в природе.
4. Получение газов в лаборатории.
5. Химические свойства кислорода и водорода.
6.Решение расчётных задач по уравнениям реакций.
7. Применение кислорода и водорода.
Ход урока:
1.Учитель: Угадайте, о каком газе идёт речь в стихотворении:
Примерно века два назад открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад и он для нас не тайна.
Без газа этого на свете не жили б звери и народ.
Его б узнать могли бы дети, ведь это-кислород.
-Как вы догадались, что это кислород?
-Почему его так назвали?
-Кем и когда был открыт кислород?
А теперь строчки о водороде:
Я газ, легчайший и бесцветный, неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом, я для питья даю вам воду.
-Какие физические свойства газа описаны здесь?
-Почему водород носит такое название?
-Когда и кто его открыл?
2.Кодовый диктант(сравнение физических свойств газов)
Работа по вариантам. 1вариант пишет про кислород, 2- про водород. Если ребята согласны с утверждением, то ставится знак «+», если не согласны, то знак «-».
1.Газ без цвета и вкуса.
2. Газ имеет неприятный запах.
3.Газ легче воздуха.
4.Обладает самой высокой электропроводностью.
5.Малорастворимый газ в воде.
6.Этот газ хорошо поддерживает горение.
8.Выделяется в процессе фотосинтеза.
3.Рассказ о нахождении газов в природе (по таблице).
Водород Кислород
1) в космосе-92% 1) в воздухе-21%
2) в земной коре-1% 2) в земной коре-92%
3) в виде соединений на земле 3) в гидросфере-89%
4) в атмосфере-0,0005% 4) в живых организмах-65%.
4. Получение газов в лаборатории.
Работа у доски и в тетрадях. Дописать уравнения реакций получения газов:
1) KClO3 --t-- KCl + … 4) Zn + HCl --- ZnCl2 + …
2) … --Эл. ток-- H2 + O2 5) H2O2 --катализатор-- H2O + …
3) TiH2 --t-- Ti + … 6) …--t-- K2MnO4 + MnO2 +O2
- Подчеркните сложные вещества.
- Как проверить, какой газ выделяется?
- Как собрать выделяемый газ?
- Как перелить выделяемый газ из одного сосуда в другой?
5. Химические свойства кислорода и водорода.
Запишите уравнения реакций, о которых говориться в стихотворении:
Известно, что горят отлично в нём сера, фосфор, углерод,
Железо, магний, энергично сгорает даже водород.
-А как горят сложные вещества? Написать уравнения горения метана (СН4) и ацетилена (С2Н2)
- Как называются соединения элементов с кислородом?
-Дайте определение реакциям горения.
- Каков тепловой эффект реакций горения?
- Где используются реакции горения метана и ацетилена?
Осуществите цепочку превращений:
Н2--+WO3-- Н2О --ток -- Н2 ---НСl --- FeCl2 + …
- Какая реакция отражает восстановление металлов из их оксидов?
- Какие свойства при этом проявляет водород?
6. Решение расчетных задач по уравнениям реакций.
1) Сколько литров кислорода потребуется для окисления 1 моль кальция (н.у.)?
2) Какова масса оксида магния, полученного из 4 моль магния?
7. Применение кислорода и водорода (по таблице).
Водород Кислород
1.Получение удобрений. 1. Металлургия.
2. Получение химических веществ. 2. При сварке и резке металлов.
3.Ракетное горючее. 3. Химическое производство.
4. В сверхпроводниковой технике. 4. Производство взрывчатых веществ.
5. При сварке и резке металлов. 5. Окислитель ракетного топлива.
6. Получение тугоплавких металлов. 6. В медицине.
7. Гидрометеослужба. 7. В авиации и космической технике.
8. Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе по теме «Водород и кислород».
|