Общая цель урока: обобщить сведения о строении атома, изотопах, дать
современное определение понятия "химический элемент”, выявить причины изменения
свойств элементов в периодах и группах на основе строения их атомов, закрепить
умение находить относительную молекулярную массу вещества и массовых долей
элементов в этих веществах, вспомнить механизм образования химических связей.
Внимание! Все записи на уроке ведите
в протоколе к уроку. Оформите его.
УЭ – 1. РАЗМИНКА. Знаки химических элементов, формулы веществ.
Цель:
вспомнить знаки химических
элементов, отработать навык записи формул веществ на слух.
РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ.
Задание
1.
- Под диктовку учителя запишите в
строчку знаки химических элементов и формулы веществ.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Задание
2.
- Выполните задание по карточке.
УЭ – 2. Строение атома
Цель:
вспомнить элементарные частицы
атома, их обозначение, заряд, массу, нахождение в атоме.
РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ.
Задание
1. Ответьте на вопросы учителя и
заполните таблицу.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Задание
2. Выполните тест.
- В ядре атома алюминия протонов …
а)
26; б) 13; в) 27.
а)
26; б) 13; в) 27.
- Электронов в атоме алюминия …
а)
26; б) 13; в) 14.
- Нейтронов в атоме алюминия …
а)
27; б) 13; в) 14.
- Энергетических уровней в атоме алюминия …
а) три; б) два; в) четыре.
УЭ – 3. Изотопы.
Цель:
дать современное определение понятия
"химический элемент”.
РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ. РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ.
Почему относительную атомную массу
хлора при расчетах берём равную 35,5 в отличие от других элементов, массу
которых округляем до целых единиц?
1
этап. Рассмотрите примеры некоторых
изотопов, встречающихся в природе:
7Li, 6Li;
12C, 13C, 14C; 16O, 17O,
18O; 35Cl, 37Cl.
2
этап. Ответьте на вопросы: чем отличаются
между собой изотопы лития, углерода, кислорода, хлора; почему в расчетах
применяем относительные атомные массы лития – 7, углерода – 12, кислорода – 16,
а у хлора – 35,5?
3
этап. Делаем расчёты:
В природе изотопов 35Cl -
75% или в долях от единицы 0,75, а изотопов 37Cl – 25% или в долях
от единицы 0,25.
Рассчитайте 35 · 0,75 + 37 · 0,25 =
Выводы:
- Изотопы имеют одинаковое число протонов в ядре и разное
число нейтронов, поэтому у них разная масса;
- Химический элемент – совокупность атомов с одинаковым
зарядом ядра, т.е совокупность изотопов;
- Химические свойства изотопов одного и того же элемента
одинаковые, т.к. они имеют один и тот же заряд ядра (число протонов),
одинаковое число электронов, в том числе и на внешнем уровне.
УЭ – 4. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в
молекуле вещества
Цель:
отработать умение вычислять
относительную молекулярную массу вещества и массовые доли элементов.
РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ. Полный текст конспекта урока скачивайте по ссылке вверху страницы.
|