Цели
занятия:
1)
провести комплексный анализ реакции Fe 3+ + NCS – с точки
зрения кинетики, механизма, строения продукта реакции и практической
значимости;
2) продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления,
правил научного общения;
3) провести качественное и полуколичественное определение Fe3+ в
нескольких средах; формирование умений наблюдать и объяснять химические
явления; развитие умений анализировать результат наблюдаемых опытов.
Оборудование:
растворы FeCl3, KNCS, KCl, K2SO4, NaCl, Na2SO4,
NaF, растворы солей магния, кальция, бария, алюминия, цинка, меди, хрома(III),
марганца(II), кобальта(II), никеля(II), свинца(II).
Эпиграф:
"Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал
никто”. А. Сент – Дьерди.
Ход
урока:
Учитель:
Вы уже обратили внимание на тему нашего урока "Бенефис качественной реакции”?
Вам знакомо слово "бенефис”? Что оно означает?
Бенефис – театрализованное
представление в честь одного из участников.
Учитель:
Почему такое необычное сочетание "бенефис качественной реакции”?
Химическая
реакция как процесс превращения веществ одна из основных составляющих предмета
химии. На каждом уроке мы наблюдаем, описываем и объясняем разнообразные
химические реакции. Поэтому и сегодня главным участником нашего занятия будет
химическая реакция. Но не обычная реакция, а качественная.
Что
мы называем качественной реакцией?
Качественная реакция – химическая
реакция, позволяющая определить состав вещества.
Учитель:
Итак, вот она – главная участница нашего бенефиса
Fe
3+ + NCS – =
Кстати,
слово "бенефис” произошло от французского "benefice” – барыш, прибыль, польза. И
это еще один повод назвать наш урок именно так, потому что польза для каждого
из нас очевидна:
1)
возможность совершенствовать навыки химического эксперимента;
2) определим содержание Fe3+ в различных источниках;
3) объясним сущность данного процесса.
Может
быть, кто-то из вас захочет продолжить исследование, начатое сегодня.
Действие
первое "чисто химическое”.
На
сцене появляется сама реакция.
Демонстрация
1.
На
демонстрационном столе стаканы с растворами солей железа(III), магния, кальция,
бария, алюминия, цинка, меди, хрома(III), марганца(II), кобальта(II),
никеля(II), свинца(II).
К
каждому раствору добавить 1 мл раствора тиоцианата калия.
Учитель:
Какие произошли изменения? Можно ли использовать взаимодействие солей
железа(III) с тиоцианатом калия как качественную реакцию на ионы Fe3+?
Только продукт взаимодействия ионов
железа Fe3+ с тиоцианат-ионом дает продукт кроваво-красного цвета,
следовательно реакция FeCl3 с KNCS является качественной на ионы Fe3+.
Таким
образом, с помощью тиоцианат-иона можно однозначно определить наличие ионов Fe3+
в исследуемом веществе.
Любая
качественная реакция имеет так называемый предел обнаружения – минимальную
концентрацию вещества, которая может быть обнаружена с помощью данного
реагента.
Каков
же предел обнаружения ионов Fe3+ с помощью тиоцианат-иона? Полный конспект урока скачивайте по ссылке вверху страницы.
|