Учитель. Образ Дмитрия Ивановича, его преданность служения родине, необыкновенное трудолюбие, целеустремленность и многогранность интересов – прекрасный пример для нас, подрастающего поколения. Гениальность данного человека заключается прежде всего в том, что с годами не стареют его пророчества и идеи. Уже сбылось его пророчество: "Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает”. Не потеряли актуальность в период перестройки идеи ученого о более тесной связи науки и промышленности, кратко им сформулированные в словах: "Наука и промышленность – вот мои мечты”.
Сменяются события, времена, общественные уклады, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе. До тех пор, пока человека помнят, он с нами. Весь мир знает и помнит гражданина России Дмитрия Ивановича Менделеева.
1-й ученик. "Твой папа вот какой: все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть все. такое впечатление он и производит. При нем вовсе не страшно, но всегда – неспокойно. Это оттого, что он все давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша. Твой папа, как всегда, решает все совершенно необыкновенно, своеобычно и гениально”, – прочла невеста Александра Блока Любовь Менделеева в его письме от 15 мая 1903 года. А.А.Блок не раз замечал, что Дмитрий Иванович – "это воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности”.
Учитель. Очень интересна и разнообразна была жизнь Дмитрия Ивановича Менделеева – гордости нашего края!
Редко кто из крупных выдающихся деятелей русской науки и особенно ученых-техников в литературе был показан как живой человек со всеми его привычками, вкусами, с повседневными заботами. Дмитрию Ивановичу Менделееву повезло. Клинский поэт Вадим Каменецкий светлой памяти великого ученого-энциклопедиста Д.И.Менделеева посвятил свое стихотворение "Российский богатырь”:
2-й ученик.
Кумир ученых и поэтов Глядит внимательно с портретов, Своих открытий зная ширь, С осанкой вечно молодою, С окладистою бородою, Былинный русский богатырь.
Все было в химии неясно, Порой запутано ужасно. Но вот вмешался в хаос он, И силой мудрого прозренья Открыл ценою озаренья Периодический закон.
Проник он мыслью дерзновенной И в микромир, И в глубь вселенной, Нас знанием вооружа. И элементы подравнялись, Могучей мысли подчиняясь И человечеству служа.
Науку русскую взлелеяв, В ней возвышался менделеев, Был, как блистательный пример. Не только химик, но геолог, Статистик, инженер, метролог, И агроном, и землемер.
Шагал прогресс, трещали троны, С тиранов падали короны, А он в двадцатый новый век ришел как новый ломоносов, Решить сумевший тьму вопросов – Природно русский человек.
Доброжелательный, веселый, Любил гармонию во всем он, Во всем глубокий смысл любил. Не потому ль, ценя природу, Стремясь к общению с народом, Усадьбу в боблове купил?
Толпою оживляла местность, Бурлила клинская окрестность, Спеша не пропустить момент, И шар воздушный поднимался, Когда им гений занимался, Чтоб провести эксперимент.
Сегодня мы воображаем, Как небывалым урожаем Крестьян сумел он поразить. А он работал и работал, Стыдиться не умея пота, – Работе трудно возразить.
Сегодня б нам его программу, Да б в дело воплотить упрямо. Но мы сегодня на мели. Завет забыли исполина, Что мыслил в боблове под клином О плодородии земли.
Всегда познанья сея семя, Иное он предвидел время: Не будет нищеты и зла… Обогатив трудом науку, Он нам протягивает руку И вдохновляет на дела.
Читая это стихотворение, я вижу действительно живого человека со своим характером, привычками, капризами; вижу его манеру говорить, выражение лица, даже слышу его голос.
В данном стихотворении прослеживается направленность научных изысканий Д.И.Менделеева: промышленности, технике, экономике, сельскому хозяйству. Им посвящено втрое больше работ, чем химии. Менделеев поражает нас обширностью своих знаний, а вместе с тем учит, что для того мы и учимся, чтобы потом нести свет знания нашей родине, разрабатывать ее несметные природные богатства, поднимать ее благосостояние и независимость. Автор стихотворения наиболее чутко уловил суть духовного облика Дмитрия Ивановича Менделеева. "Во все проник”… Не было в России XIX века мыслителя, хотя бы близко к нему стоящего по размаху деятельности. Не было естествоиспытателя, получившего столь же широчайшее признание научного мира Европы и Америки. Не было ученого, чей авторитет в деловых и правительственных кругах оказался бы столь же высок.
3-й ученик. Нам, клинчанам, он и вправду земляк, земляк не по праву рождения на нашей земле, а потому, что большая часть его жизни, 42 года, связана с клинской землей, потому что многие труды он написал на нашей земле, многие идеи вынашивал и разрабатывал в своем клинском доме в Боблове.
4-й ученик (на фоне слайдов). Село Боблово находится в 18 км от Клина Московской области. Менделеев купил имение в 1868 году случайно. Осматривая его, он уже не смог отказаться от той красоты, которая его поразила. Его жена Анна Ивановна Менделеева, так отозвалась о Боблове: "В бобловской местности есть что-то цельное, законченное…, как в произведении талантливого художника”.
Бобловская местность гористая, там три горы – бобловская, спасская, дорошевская и между ними в долине извивается река лутосня с лугами и лесами. Усадьба Менделеева стояла наверху бобловской горы в парке. К ней вели две аллеи, с одной стороны – вязовая, с другой – березовая. Обширный парк состоял из вековых дубов, кленов, развесистых берез и высоких старых елей.
3-й ученик. В Боблове Д.И.Менделеев не только работал, но и отдыхал. Сюда к нему приезжали художники И.Е.Репин, А.И.Куинджи, Н.А.Ярошенко. В Боблово часто бывал зять Дмитрия Ивановича известный поэт Александр Блок.
4-й ученик. После смерти Дмитрия Ивановича в бобловскую усадьбу по-прежнему приезжали члены его семьи и жили здесь.
Сын Иван Дмитриевич мечтал построить в Боблове дом отдыха для престарелых ученых. Сам Иван Дмитриевич с 1918 по 1924 год работал директором школы и преподавателем математики в близлежащих школах.
Дочь Дмитрия Ивановича – Мария Дмитриевна работала зоотехником в Клинском районе. К сожалению, дом в Боблове в 1919 году по неизвестной причине сгорел.
Память о тех местах хранит музей-усадьба Д.И.Менделеева "Боблово” и ряд стихотворений клинских поэтов, вот некоторые из них.
5-й ученик.
Боблово
О, эти дивные места, Где синь от края и до края, Вся местность солнцем залита, Там уголок земного рая. В лугах по пояс там трава, Речушка средь кустов струится, В лесах полянки-острова, Дорога меж холмов кружится.
Там торжествует тишина Душа свободна там, как птица, И жизнь понятна и скромна, Не надо ей там суетиться. Там прошлое всегда живет В музее, в парке и в аллее, Пусть время свою сеть плетет, С годами боблово милее. В.Славкин
6-й ученик (на фоне слайдов "Бобловская местность”).
Боблово
Немало разных славных мест В российской дали, Но посмотри окрест – Их много в нашем крае.
Радищев клин наш посетил Танеев жил в демьянове, Уезд чайковский полюбил, Реку и парк в Майданове.
Татищев болдино нашел, Шахматово-Бекетов, А Менделеев приобрел Свой рай в краю рассветов.
Ученый летом проводил Там опыты в полях, Он Боблово боготворил, Любил гулять в лесах.
А что за чудный вид с холма, Где неба ширь и синь, Деревни, рощи и луга – Куда свой взгляд не кинь.
И помнят здешние места, Как летом на заре Поэт с улыбкой на устах Въезжал в парк на коне.
Не раз звучал там тихий смех, Признания в любви; В спектаклях блок имел успех, Когда читал стихи.
Уходят в прошлое века, Но парк не одинок, Стремится в боблово душа, В наш клинский уголок. Вячеслав Пернавский
7-й ученик. "Дмитрий Иванович был очень прост в общении, очень любил русские народные песни, особенно песню "Пошли девки на работу”. Идут, бывало, молодые крестьянки на сенокос, а он им деньги бросает и просит: "Ну, раскрасавицы, спойте мою любимую!..”, – из воспоминаний Антонины Васильевны Зориной, дочери горничной в семье Менделеевых.
8-й ученик. Имя Менделеева навеки вписано в науку. Знаете ли вы, что он произвел переворот в химии, знаете ли вы, что он открыл периодическую систему элементов? Что такое периодическая система? Давайте вместе прочитаем. (Чтение стихотворения С.Щипачева "Читая Менделеева”.)
9-й ученик. Сам Менделеев считал химию наукой о химических элементах, и это определение имеет "Права гражданства”. Но пока элементы являли собой хаотическое множество, а не были должным образом упорядочены, сведены в стройную систему, химия не могла приобрести той целостности, какую она приобрела благодаря менделеевскому учению о периодичности.
В книге Л.Ю.Аликберовой читаем "Парад химических элементов”.
(Л.Ю.Аликберова. Занимательная химия. – М.: "Аст-пресс”, 1999, с. 45.)
10-й ученик. Д.И.Менделеев в первые годы жизни в Боблове провел большие сельскохозяйственные работы. На бобловских полях ввел практику многополья, травосеяния, применения различных удобрений, использование сельскохозяйственных машин.
За несколько лет ведения хозяйства урожайность всех культур удвоидись, а само имение стало образцовым.
Свои знания менделеев передавал студентам, которых сюда привозили К.А.Тимирязев, В.В.Докучаев, а также местным крестьянам. Об этом можно прочитать в стихотворении В.Старикова "Менделеевская рожь”:
Менделеевская рожь
Приходил человек бородатый на поле. Был участок земли не велик и не мал. Человек сыпал в землю ученые соли, До соленых потов над землей колдовал.
На рассвете вставал поля этого ради. Щупал тощих суглинков он каждую пядь. Говорили крестьяне, на опыты глядя: – Что-то Дмитрий Иваныч затеял опять!
Солнце вешнее почву до дна прогревало. В бороздах подсыхала весенняя грязь. И парилась земля, и натужно вздыхала. И зелеными всходами вдруг взорвалась.
Потянулись ростки, понацелились в небо. Разговор многозвучный, сгустясь, повели, Неизбежным предвестьем великого хлеба Неуемная сила рвалась из земли!
Летом гром грохотал, с неба рушились ливни. Тонкий стебель, беспомощен с виду и мал, Как атлант, в неотступном порыве счастливом Грузный колос над полем с трудом поднимал.
Был отборным зерном каждый колос наполнен. Разливалась по полю стозвонная медь. Изо всех волостей в августовские полдни Мужики приходили на хлеб поглядеть.
Удивлялись крестьяне ржаной этой силе. Наприкидку сощуря наметанный глаз. И руками, назад отойдя, разводили: – Что наука-то делает нынче у нас!
Крепко руки им жал человек бородатый. Мужики с ним подолгу беседы вели. Уходила наука к сердцам благодатным Настоящих хозяев российской земли. В.И.Стариков, 1964
11-й ученик. Д.И.Менделееву была свойственна черта подлинных гуманистов: в самые трудные для себя дни оставаться добрым по отношению к другим людям, смотреть на жизнь светло, оптимистично, не брюзжать, не чувствовать себя обиженным .ее мы находим у русских классиков, как поэтов, так и ученых.
Жизнь Д.И.Менделеева – прекрасный пример разносторонних интересов настоящего ученого.
Бобловские посиделки
Однажды мне выпадает счастье большое – Смогу я побыть в тишине. Я в боблово еду с открытой душою, Где все улыбается мне.
Там звездами лик небосвода усыпан. Там каждой я веточке свой. Там самое доброе дерево-липа Меня укрывает листвой.
Там спят незабудки у каждой аллеи В лирическом нежном строю. Там тихой тропою идет Менделеев И думает думу свою.
В березовой роще, как в давние годы, Мы молча с тобой постоим. И наши печали, и наши невзгоды, Наверно, растают, как дым.
Там вспомним все истины наши простые. Так будем ценить этот дом, Где родина наша – родная Россия Тебя укрывала крылом. Валентин Стариков
Учитель. Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые стихотворения о Дмитрии Ивановиче Менделееве, чтобы каждый слушатель захотел взять книги и прочитать о нем. Читая их, чувствуешь великого ученого. И будете вознаграждены: вы почувствоваете себя современником великого ученого, почувствоваете себя его коллегой, учеником, другом, товарищем, земляком. Менделеев – наш земляк, и нам надо знать о нем все.
12-й ученик. Имя Д.И.Менделеева вписано золотыми буквами в историю человечества. В 1964 году на доске почета науки в американском бриджпортском университете появилась русская фамилия: к перечисленным там гениям из гениев – евклиду, архимеду, копернику, галилею, ньютону, лавуазье – добавилось имя Д.И.Менделеева. Этот человек воплотил в себе гениальность ученого, широту разнообразных интересов, простоту, чуткость доступного для всех человека. Менделеев любил Россию и русский народ всей душой; это был патриот своей родины, он говорил: "И надобно иметь фонарь науки, чтобы осветить эти глубины, увидеть в этой темноте, и если вы этот фонарь знания внесете в россию, вы сделаете в самом деле то, чего… ожидает Россия, от чего зависит богатство или бедность ее народа, ее международная свобода. (Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная, воображаемая)”.
13-й ученик. Д.И.Менделеев своим трудом внес "Фонарь науки”, озарив им науку всего мира.
Менделеев верил в силу россии и ее народа, он писал: "Народ смутно, но решительно, по здравому инстинкту, познает, что идя помаленьку, мы никогда не догоним соседей, а надо не только догнать, но и перегнать, и, значит, нужно идти быстро и идти напролом, сметая все препятствия”. Пророческие слова Менделеева сбылись.
Только так, уважая собственную культуру и пользуясь достижениями собственной науки и техники, мы сможем возродить новую, процветающую россию, о которой мечтали наши великие предки и особенно один из них – светила российской науки Дмитрий Иванович Менделеев.
14-й ученик. Дмитрий Иванович писал: "Чего я только не делывал в своей научной жизни! Начав с учительства в симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет родине и науке.
Плоды моих трудов прежде всего в научной известности, составляющей гордость – не одну мою личную, но и общую русскую…лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство…
Третья служба моя родине…это служба на пользу роста русской промышленности”.
15-й ученик. Три службы родине. Всегда и везде Дмитрий Иванович трудился на благо родной страны, хотел, чтобы о России говорили с уважением, чтобы в стране ценили достижения своих ученых, поэтов, писателей. он был истинным гражданином России. "Я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благославляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств”.
Учитель. Вся жизнь Д.И.Менделеева – подвиг во имя процветания России, отечественной науки и промышленности. Это пример того, как ученый может и должен служить родине. Имя его – символ национальной гордости и славы. Главный секрет жизни он раскрыл всем будущим поколениям: "Один человек – ноль, вместе – только люди. Удовольствие пролетит, оно только для себя. А труд оставит след долгой радости, он – для других. Будет неудача – не беда. Сохраняйте спокойствие и внутреннее самообладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим”. |