Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 08.05.2024, 13:10:42
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Дмитрий Иванович Менделеев в поэзии
14.05.2009, 11:49:38

Учитель. Образ Дмитрия Ивановича, его преданность служения родине, необыкновенное трудолюбие, целеустремленность и многогранность интересов – прекрасный пример для нас, подрастающего поколения. Гениальность данного человека заключается прежде всего в том, что с годами не стареют его пророчества и идеи. Уже сбылось его пророчество: "Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает”. Не потеряли актуальность в период перестройки идеи ученого о более тесной связи науки и промышленности, кратко им сформулированные в словах: "Наука и промышленность – вот мои мечты”.

Сменяются события, времена, общественные уклады, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе. До тех пор, пока человека помнят, он с нами. Весь мир знает и помнит гражданина России Дмитрия Ивановича Менделеева.

1-й ученик. "Твой папа вот какой: все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть все. такое впечатление он и производит. При нем вовсе не страшно, но всегда – неспокойно. Это оттого, что он все давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша. Твой папа, как всегда, решает все совершенно необыкновенно, своеобычно и гениально”, – прочла невеста Александра Блока Любовь Менделеева в его письме от 15 мая 1903 года. А.А.Блок не раз замечал, что Дмитрий Иванович – "это воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности”.

Учитель. Очень интересна и разнообразна была жизнь Дмитрия Ивановича Менделеева – гордости нашего края!

Редко кто из крупных выдающихся деятелей русской науки и особенно ученых-техников в литературе был показан как живой человек со всеми его привычками, вкусами, с повседневными заботами. Дмитрию Ивановичу Менделееву повезло. Клинский поэт Вадим Каменецкий светлой памяти великого ученого-энциклопедиста Д.И.Менделеева посвятил свое стихотворение "Российский богатырь”:

2-й ученик.

Кумир ученых и поэтов
Глядит внимательно с портретов,
Своих открытий зная ширь,
С осанкой вечно молодою,
С окладистою бородою,
Былинный русский богатырь.

Все было в химии неясно,
Порой запутано ужасно.
Но вот вмешался в хаос он,
И силой мудрого прозренья
Открыл ценою озаренья
Периодический закон.

Проник он мыслью дерзновенной
И в микромир,
И в глубь вселенной,
Нас знанием вооружа.
И элементы подравнялись,
Могучей мысли подчиняясь
И человечеству служа.

Науку русскую взлелеяв,
В ней возвышался менделеев,
Был, как блистательный пример.
Не только химик, но геолог,
Статистик, инженер, метролог,
И агроном, и землемер.

Шагал прогресс, трещали троны,
С тиранов падали короны,
А он в двадцатый новый век
ришел как новый ломоносов,
Решить сумевший тьму вопросов –
Природно русский человек.

Доброжелательный, веселый,
Любил гармонию во всем он,
Во всем глубокий смысл любил.
Не потому ль, ценя природу,
Стремясь к общению с народом,
Усадьбу в боблове купил?

Толпою оживляла местность,
Бурлила клинская окрестность,
Спеша не пропустить момент,
И шар воздушный поднимался,
Когда им гений занимался,
Чтоб провести эксперимент.

Сегодня мы воображаем,
Как небывалым урожаем
Крестьян сумел он поразить.
А он работал и работал,
Стыдиться не умея пота, –
Работе трудно возразить.

Сегодня б нам его программу,
Да б в дело воплотить упрямо.
Но мы сегодня на мели.
Завет забыли исполина,
Что мыслил в боблове под клином
О плодородии земли.

Всегда познанья сея семя,
Иное он предвидел время:
Не будет нищеты и зла…
Обогатив трудом науку,
Он нам протягивает руку
И вдохновляет на дела.

Читая это стихотворение, я вижу действительно живого человека со своим характером, привычками, капризами; вижу его манеру говорить, выражение лица, даже слышу его голос.

В данном стихотворении прослеживается направленность научных изысканий Д.И.Менделеева: промышленности, технике, экономике, сельскому хозяйству. Им посвящено втрое больше работ, чем химии. Менделеев поражает нас обширностью своих знаний, а вместе с тем учит, что для того мы и учимся, чтобы потом нести свет знания нашей родине, разрабатывать ее несметные природные богатства, поднимать ее благосостояние и независимость. Автор стихотворения наиболее чутко уловил суть духовного облика Дмитрия Ивановича Менделеева. "Во все проник”… Не было в России XIX века мыслителя, хотя бы близко к нему стоящего по размаху деятельности. Не было естествоиспытателя, получившего столь же широчайшее признание научного мира Европы и Америки. Не было ученого, чей авторитет в деловых и правительственных кругах оказался бы столь же высок.

3-й ученик. Нам, клинчанам, он и вправду земляк, земляк не по праву рождения на нашей земле, а потому, что большая часть его жизни, 42 года, связана с клинской землей, потому что многие труды он написал на нашей земле, многие идеи вынашивал и разрабатывал в своем клинском доме в Боблове.

4-й ученик (на фоне слайдов). Село Боблово находится в 18 км от Клина Московской области. Менделеев купил имение в 1868 году случайно. Осматривая его, он уже не смог отказаться от той красоты, которая его поразила. Его жена Анна Ивановна Менделеева, так отозвалась о Боблове: "В бобловской местности есть что-то цельное, законченное…, как в произведении талантливого художника”.

Бобловская местность гористая, там три горы – бобловская, спасская, дорошевская и между ними в долине извивается река лутосня с лугами и лесами. Усадьба Менделеева стояла наверху бобловской горы в парке. К ней вели две аллеи, с одной стороны – вязовая, с другой – березовая. Обширный парк состоял из вековых дубов, кленов, развесистых берез и высоких старых елей.

3-й ученик. В Боблове Д.И.Менделеев не только работал, но и отдыхал. Сюда к нему приезжали художники И.Е.Репин, А.И.Куинджи, Н.А.Ярошенко. В Боблово часто бывал зять Дмитрия Ивановича известный поэт Александр Блок.

4-й ученик. После смерти Дмитрия Ивановича в бобловскую усадьбу по-прежнему приезжали члены его семьи и жили здесь.

Сын Иван Дмитриевич мечтал построить в Боблове дом отдыха для престарелых ученых. Сам Иван Дмитриевич с 1918 по 1924 год работал директором школы и преподавателем математики в близлежащих школах.

Дочь Дмитрия Ивановича – Мария Дмитриевна работала зоотехником в Клинском районе. К сожалению, дом в Боблове в 1919 году по неизвестной причине сгорел.

Память о тех местах хранит музей-усадьба Д.И.Менделеева "Боблово” и ряд стихотворений клинских поэтов, вот некоторые из них.

5-й ученик.

Боблово

О, эти дивные места,
Где синь от края и до края,
Вся местность солнцем залита,
Там уголок земного рая.
В лугах по пояс там трава,
Речушка средь кустов струится,
В лесах полянки-острова,
Дорога меж холмов кружится.

Там торжествует тишина
Душа свободна там, как птица,
И жизнь понятна и скромна,
Не надо ей там суетиться.
Там прошлое всегда живет
В музее, в парке и в аллее,
Пусть время свою сеть плетет,
С годами боблово милее.
В.Славкин

6-й ученик (на фоне слайдов "Бобловская местность”).

Боблово

Немало разных славных мест
В российской дали,
Но посмотри окрест –
Их много в нашем крае.

Радищев клин наш посетил
Танеев жил в демьянове,
Уезд чайковский полюбил,
Реку и парк в Майданове.

Татищев болдино нашел,
Шахматово-Бекетов,
А Менделеев приобрел
Свой рай в краю рассветов.

Ученый летом проводил
Там опыты в полях,
Он Боблово боготворил,
Любил гулять в лесах.

А что за чудный вид с холма,
Где неба ширь и синь,
Деревни, рощи и луга –
Куда свой взгляд не кинь.

И помнят здешние места,
Как летом на заре
Поэт с улыбкой на устах
Въезжал в парк на коне.

Не раз звучал там тихий смех,
Признания в любви;
В спектаклях блок имел успех,
Когда читал стихи.

Уходят в прошлое века,
Но парк не одинок,
Стремится в боблово душа,
В наш клинский уголок.
Вячеслав Пернавский

7-й ученик. "Дмитрий Иванович был очень прост в общении, очень любил русские народные песни, особенно песню "Пошли девки на работу”. Идут, бывало, молодые крестьянки на сенокос, а он им деньги бросает и просит: "Ну, раскрасавицы, спойте мою любимую!..”, – из воспоминаний Антонины Васильевны Зориной, дочери горничной в семье Менделеевых.

8-й ученик. Имя Менделеева навеки вписано в науку. Знаете ли вы, что он произвел переворот в химии, знаете ли вы, что он открыл периодическую систему элементов? Что такое периодическая система? Давайте вместе прочитаем. (Чтение стихотворения С.Щипачева "Читая Менделеева”.)

9-й ученик. Сам Менделеев считал химию наукой о химических элементах, и это определение имеет "Права гражданства”. Но пока элементы являли собой хаотическое множество, а не были должным образом упорядочены, сведены в стройную систему, химия не могла приобрести той целостности, какую она приобрела благодаря менделеевскому учению о периодичности.

В книге Л.Ю.Аликберовой читаем "Парад химических элементов”.

(Л.Ю.Аликберова. Занимательная химия. – М.: "Аст-пресс”, 1999, с. 45.)

10-й ученик. Д.И.Менделеев в первые годы жизни в Боблове провел большие сельскохозяйственные работы. На бобловских полях ввел практику многополья, травосеяния, применения различных удобрений, использование сельскохозяйственных машин.

За несколько лет ведения хозяйства урожайность всех культур удвоидись, а само имение стало образцовым.

Свои знания менделеев передавал студентам, которых сюда привозили К.А.Тимирязев, В.В.Докучаев, а также местным крестьянам. Об этом можно прочитать в стихотворении В.Старикова "Менделеевская рожь”:

Менделеевская рожь

Приходил человек бородатый на поле.
Был участок земли не велик и не мал.
Человек сыпал в землю ученые соли,
До соленых потов над землей колдовал.

На рассвете вставал поля этого ради.
Щупал тощих суглинков он каждую пядь.
Говорили крестьяне, на опыты глядя:
– Что-то Дмитрий Иваныч затеял опять!

Солнце вешнее почву до дна прогревало.
В бороздах подсыхала весенняя грязь.
И парилась земля, и натужно вздыхала.
И зелеными всходами вдруг взорвалась.

Потянулись ростки, понацелились в небо.
Разговор многозвучный, сгустясь, повели,
Неизбежным предвестьем великого хлеба
Неуемная сила рвалась из земли!

Летом гром грохотал, с неба рушились ливни.
Тонкий стебель, беспомощен с виду и мал,
Как атлант, в неотступном порыве счастливом
Грузный колос над полем с трудом поднимал.

Был отборным зерном каждый колос наполнен.
Разливалась по полю стозвонная медь.
Изо всех волостей в августовские полдни
Мужики приходили на хлеб поглядеть.

Удивлялись крестьяне ржаной этой силе.
Наприкидку сощуря наметанный глаз.
И руками, назад отойдя, разводили:
– Что наука-то делает нынче у нас!

Крепко руки им жал человек бородатый.
Мужики с ним подолгу беседы вели.
Уходила наука к сердцам благодатным
Настоящих хозяев российской земли.
В.И.Стариков, 1964

11-й ученик. Д.И.Менделееву была свойственна черта подлинных гуманистов: в самые трудные для себя дни оставаться добрым по отношению к другим людям, смотреть на жизнь светло, оптимистично, не брюзжать, не чувствовать себя обиженным .ее мы находим у русских классиков, как поэтов, так и ученых.

Жизнь Д.И.Менделеева – прекрасный пример разносторонних интересов настоящего ученого.

Бобловские посиделки

Однажды мне выпадает счастье большое –
Смогу я побыть в тишине.
Я в боблово еду с открытой душою,
Где все улыбается мне.

Там звездами лик небосвода усыпан.
Там каждой я веточке свой.
Там самое доброе дерево-липа
Меня укрывает листвой.

Там спят незабудки у каждой аллеи
В лирическом нежном строю.
Там тихой тропою идет Менделеев
И думает думу свою.

В березовой роще, как в давние годы,
Мы молча с тобой постоим.
И наши печали, и наши невзгоды,
Наверно, растают, как дым.

Там вспомним все истины наши простые.
Так будем ценить этот дом,
Где родина наша – родная Россия
Тебя укрывала крылом.
Валентин Стариков

Учитель. Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые стихотворения о Дмитрии Ивановиче Менделееве, чтобы каждый слушатель захотел взять книги и прочитать о нем. Читая их, чувствуешь великого ученого. И будете вознаграждены: вы почувствоваете себя современником великого ученого, почувствоваете себя его коллегой, учеником, другом, товарищем, земляком. Менделеев – наш земляк, и нам надо знать о нем все.

12-й ученик. Имя Д.И.Менделеева вписано золотыми буквами в историю человечества. В 1964 году на доске почета науки в американском бриджпортском университете появилась русская фамилия: к перечисленным там гениям из гениев – евклиду, архимеду, копернику, галилею, ньютону, лавуазье – добавилось имя Д.И.Менделеева. Этот человек воплотил в себе гениальность ученого, широту разнообразных интересов, простоту, чуткость доступного для всех человека. Менделеев любил Россию и русский народ всей душой; это был патриот своей родины, он говорил: "И надобно иметь фонарь науки, чтобы осветить эти глубины, увидеть в этой темноте, и если вы этот фонарь знания внесете в россию, вы сделаете в самом деле то, чего… ожидает Россия, от чего зависит богатство или бедность ее народа, ее международная свобода. (Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная, воображаемая)”.

13-й ученик. Д.И.Менделеев своим трудом внес "Фонарь науки”, озарив им науку всего мира.

Менделеев верил в силу россии и ее народа, он писал: "Народ смутно, но решительно, по здравому инстинкту, познает, что идя помаленьку, мы никогда не догоним соседей, а надо не только догнать, но и перегнать, и, значит, нужно идти быстро и идти напролом, сметая все препятствия”. Пророческие слова Менделеева сбылись.

Только так, уважая собственную культуру и пользуясь достижениями собственной науки и техники, мы сможем возродить новую, процветающую россию, о которой мечтали наши великие предки и особенно один из них – светила российской науки Дмитрий Иванович Менделеев.

14-й ученик. Дмитрий Иванович писал: "Чего я только не делывал в своей научной жизни! Начав с учительства в симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет родине и науке.

Плоды моих трудов прежде всего в научной известности, составляющей гордость – не одну мою личную, но и общую русскую…лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство…

Третья служба моя родине…это служба на пользу роста русской промышленности”.

15-й ученик. Три службы родине. Всегда и везде Дмитрий Иванович трудился на благо родной страны, хотел, чтобы о России говорили с уважением, чтобы в стране ценили достижения своих ученых, поэтов, писателей. он был истинным гражданином России. "Я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благославляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств”.

Учитель. Вся жизнь Д.И.Менделеева – подвиг во имя процветания России, отечественной науки и промышленности. Это пример того, как ученый может и должен служить родине. Имя его – символ национальной гордости и славы. Главный секрет жизни он раскрыл всем будущим поколениям: "Один человек – ноль, вместе – только люди. Удовольствие пролетит, оно только для себя. А труд оставит след долгой радости, он – для других. Будет неудача – не беда. Сохраняйте спокойствие и внутреннее самообладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим”.

Категория: ХИМИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: урок химии, конспект урока, учителю химии, скачать бесплатно, химия в школе
Просмотров: 1236 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0