Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-проект, 2 часа. Особенности проектной деятельности: информационный (по доминирующей деятельности учащихся), монопроект (по предметно-содержательной области), внутриклассный (по характеру контактов между участниками), мини-проект (по продолжительности); форма продукта проектной деятельности – компьютерная презентация в программе Power Point.
Уровень образования школьников: 9 класс
Форма организации учебной работы: классно-урочная
Цели. Изучить особенности строения атома углерода, аллотропные видоизменения углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен), применение алмаза, графита и угля на основе знаний о свойствах данных веществ; закрепить знания о зависимости свойств вещества от его строения; воспитывать патриотизм, экологические и профориентационные знания; развивать познавательный интерес, умение анализировать; формирование основных компетенций личности: ключевых и предметных.
Этапы урока:
1. Постановка проблемы
Химический элемент углерод находится в 4 группе главной подгруппе ПСХЭ Д.И.Менделеева – золотая середина – именно так называют эту подгруппу. Особенности строения атома: четыре электрона на в.э.у. и причём s-электрон может переходить на р-подуровень, что даёт возможность атому образовывать четыре ковалентные связи. При таком строении углерод – химический элемент, который образует больше всего аллотропных видоизменений.
Задача сегодняшнего урока: использовав опорные знания, различные источники информации, в том числе и электронные выяснить различие в строении у аллотропных модификаций углерода, связанное с этим различие в свойствах и обосновать применение простых веществ, образованных углеродом.
2. Определение путей решения проблемы
Учитель предлагает ученикам использовать информацию, имеющуюся в сети Интернет, компьютере в классе, различных справочников и структурировать эту информацию в определённом порядке. Для этого необходимо вспомнить план, по которому уже изучались простые вещества подгрупп галогенов, кислорода, азота (для этого ученики уже имеют сформировавшиеся навыки).
Класс делится на группы по числу изучаемых модификаций, каждой группе даётся задание собрать информацию, объясняющую свойства и применение графита, алмаза, карбина и фуллеренов.
3. Сбор информации.
Данный этап работы способствует реализации деятельностного подхода как способа стимулирования познавательных интересов и создания условий для прочного усвоения. Учащиеся определённое время работают самостоятельно у компьютеров – им поставлена задача оформить изученную информацию в электронном виде в форму презентации.
4. Структурирование информации
Информация, собранная об аллотропной модификации излагается по плану 1) особенности строения вещества, 2) особенности физических свойств вещества; 3) области применения вещества, основанные на свойствах.
5. Изготовление и оформление продукта, выбор формы презентации
6. Презентация проекта (публичное предъявление результатов).
Учащиеся презентуют свои подпроекты по темам
- Алмаз - самая драгоценная модификация углерода
(при работе над проектом по этой теме можно предложить обосновать истинность или заблуждение древних. 1. В одном из своих трактатов Плиний-старший пишет: «Испытание производится на наковальне, на которую кладут алмаз, по которому ударяют молотом; когда оказывается, что алмаз отталкивает молот, меж тем как наковальня от удара иногда трескается…». 2. В легенде о Прометее говорится, что похититель огня был прикован к скале алмазными цепями. Как это можно прокомментировать с точки зрения современного химика?)
- Графит – самая мягкая модификация углерода.
- Карбин – самая неизученная модификация углерода. (после презентации этого подпроекта учитель иллюстрирует опыт по адсорбции)
Описание опытов можно найти в пособии «Настольная книга учителя. Химия 9», О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, М., «Дрофа», 2002, ст. «Углерод», стр.151-158.
- Фуллерены – самая перспективная модификация углерода.
В презентации должны быть обоснованы название подпроекта, области применения исходя из строения и свойств модификации.
7. Выводы по уроку. Самооценка и самоанализ.
Кроме непосредственного использования простых веществ, образованных углеродом, они служат исходными для получения более сложных, в том числе и органических. В тетрадях ученики в ходе обобщающей беседы зарисовывают общую схему применения углерода в синтезе сложных веществ.
1. Получение искусственных алмазов. 2. В медицине (активированный уголь). 3. В состав крема для обуви. 4. Адсорбент. 5. Получение сахара. 6. Получение чёрной краски. 7. Получение метилового спирта. 8. Получение синтетического бензина. 9. Получение резины. 10. Получение карбида кальция.
ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКУ:
|