Цель урока:
Ø расширить знания по теме «Азот и его соединения»
Ø познакомить учащихся с отдельными представителями солей аммония
Ø изучить способы получения и химические свойства солей аммония
Ø рассмотреть качественную реакцию на катион аммония
Ø показать важность знаний об азоте и его соединениях в практической деятельности человека
Ø развивать у учеников экспериментально – исследовательские и творческие навыки.
Оборудование и реактивы:
NH4Cl, (NH4)2SO4 , NH4NO3 ,HCl, BaCl2 ,AgNO3 ,NaOH, пробирки, спиртовка.
Ход урока:
Учитель:
У меня на столе очень разные вещества и предметы: нитрат натрия, нашатырный спирт, азотная кислота, зеленый лист, морковь, яблоко. Как вы думаете, что их объединяет? (ответы учащихся)
Действительно, в состав всех этих веществ и предметов входит химический элемент азот. Давайте вспомним положение азота в Периодической системе Д.И.Менделеева. (ответы учащихся)
Азот – элемент необыкновенный. Порой, кажется, что чем больше мы о нем узнаем, тем загадочнее он становится. Противоречивость элемента №7 отразилось даже в его названии. Согласно А.Лавуазье, слово "азот” означает "безжизненный”. Французский химик Жан Шапталь предложил назвать элемент №7 ”нитрогениум”, что означает "селитру рождающий”. Азот и жизнь – понятия неотделимые. На самом деле азот заслуживает имя "биогениум ”, что означает "рождающий жизнь”. Азот необходим для роста и развития растений. Но где его взять?
Давайте вспомним состав воздуха (ответы учащихся). Действительно в воздухе
много свободного азота, но растения не способны его усваивать,дают плохой урожай из-за азотного голодания. Это доказал наш соотечественник профессор Л.Коссович, Многочисленными опытами он установил, что только бобовые растения, имеющие клубеньки с азотфиксирующими бактериями, способны усваивать азот воздуха, т.е. превращать его из простого вещества в ионы сложных веществ. Эти бактерии являются как бы маленькими биолого-химическими фабриками по производству азотных удобрений. К таким растениям относятся люпин, бобы, сераделла. Подавляющее большинство растительных организмов не способны усваивать атмосферный азот, они берут его из почвы.
Союз науки, природы и человека позволил решить проблему производства
азотных удобрений; получать аммиак, а на его основе соли аммония, которые
являются ценными удобрениями. Сегодня мы побываем на презентации солей
аммония, которые будут представлены группой научных сотрудников.
Три группы учащихся представляют соли: (на стол ставятся большие химические
склянки с веществами): NH4Cl, (NH4)2SO4 , NH4NO3.
Идет презентация солей по плану:
1) историческая справка
2) месторождение
3) способы получения
4) химические свойства
5) применение
А теперь познакомимся с этими удобрениями поближе.
Лабораторная работа по теме «Азотные удобрения»
Цель: - изучить физические и химические свойства солей аммония на примере хлорида аммония и сульфата аммония.
Оборудование и реактивы: NH4Cl, AgNO3, (NH4)2SO4 , BaCl2, пробирки.
Ход работы:
Опыт №1 «Физические свойства солей аммония»
NH4Cl, (NH4)2SO4 – опишите физические свойства выданных вам солей..
К данным солям прилейте воду. Сделайте вывод о растворимости солей.
Опыт №2 « Химические свойства солей аммония»
К полученному раствору NH4Cl прилейте раствор AgNO3 , а к раствору (NH4)2SO4 прилейте раствор BaCl2. Опыт №2 оформите в таблице:
Рисунок |
Наблюдения |
Уравнение (РИО) |
|
|
NH4Cl + AgNO3→ |
|
|
(NH4)2SO4 + BaCl2→ |
Сделайте вывод:
Итак, азот – важнейший элемент питания растений, входящий в состав многих органических веществ. Наибольшую потребность в азоте растения испытывают в начальный период развития, когда идет строительство вегетативных органов. Однако нельзя злоупотреблять внесением азотных удобрений. Избыток нитратов вреден для организма человека.
Задания для закрепления полученных знаний:
1) Допишите уравнения реакций и сделайте вывод о свойствах солей аммония:
NН4СL →
NН4NO3 + Н2SО4 →
(NН4)2СО3 + СаСL2→
NН4СL + КОН →
2) Составьте молекулярные уравнения для ионного:
NН4+ + ОН -→ NН3 ↑+ Н2О 3) Вычислите массу хлорида аммония, который образуется при взаимодействии 11,2 л аммиака с 7,3 г соляной кислоты.
|